12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сухинко Любовь Алексеевна94
Учитель технологии средней школы.
Россия, Калмыкия респ., Хар-Булук
2

Комбинированный урок по изобразительному искусству: «Орнамент кочевых народов»



Урок изобразительного искусства в 5 классе

Фамилия, имя отчество педагога: Сухинко Любовь Алексеевна

Наименование образовательного учреждения: МОКУ «Хар – Булукская средняя общеобразовательная школа»

Тема урока: Орнамент кочевых народов

Тип урока: комбинированный.

Цель урока (для учителя): Познакомить учащихся с образами и мотивами в орнаментах кочевых народов на примере предметов быта, одежды.

Задачи:

обучающие: уметь различать изобразительные мотивы в орнаменте; подбирать орнамент для предметов, вещей;

воспитывающие: формирование уважительного отношения к культуре народа; бережного отношения к результатам своего труда;

развивающие: формирование художественной культуры учащихся через восприятие и деятельное освоение образно-выразительного языка искусства.

Планируемый результат (для учащихся):

знание и определение понятия «орнамент»;

различие изобразительных мотивов в орнаменте;

подбор орнамента для предметов, вещей;

выполнение практической работы на альбомном листе, изображая орнамент кочевых народов.

Методы и формы обучения: объяснительно - иллюстративный, поисковый, практический, индивидуальная, групповая.

Формируемые УУД:

личностные: формирование умений мотивировать свои действия, оценивать собственную деятельность, считаться с мнением других; развитие логического и критического мышления;

регулятивные: удержание цели деятельности до получения результата, контроль и оценка уровня владения учебными действиями и коррекция результатов своей деятельности;

познавательные: формирование умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать информацию для достижения цели, уметь доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками;

коммуникативные: уметь слушать и слышать учителя, планировать учебное сотрудничество, проявлять лидерство и уметь согласовывать свои действия с партнерами, коллективом.

Формы и методы диагностики предметных результатов обучающихся на уроке: решение кроссвордов, самооценка результатов учебных действий учащихся, умение в доступной форме объяснять итоги своей деятельности, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.

Формы и методы диагностики метапредметных результатов обучающихся на уроке: умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимовыручки, дружбы и толерантности, умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда и правильно оценивать результаты труда одноклассников, находить возможности и способы их улучшения.

Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)

Для учителя:

мультимедийный комплекс (персональный компьютер, экран, проектор);

компьютерная презентация

Для учащихся:

рисунки учащихся школы на тему «Орнамент»

раздаточный материал (карточки – задания, кроссворды, принадлежности для практической работы).

Зрительный ряд: предметы быта, национальная одежда, выполненная учащимися школы.

Описание хода урока

Технологическая карта урока

Этап урока

Результат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.


 


 


 


 


 


 


 


 

2.

Организационный этап (1 мин.) Подведение к цели урока.

Задача: Вовлечение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Рефлексия эмоционального настроя на урок

- Создание эмоционального настроя.

- Самооценка готовности к уроку.

Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте?

Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами – красками, и принцы – карандаши?

Всё в порядке?

 

 
 

 

Ребята, возьмите коробочку с цветными карандашами, достаньте и покажите карандаш такого цвета, который соответствует вашему настроению.

 

 
 

 


 


 

Настрой на урок. Самооценка готовности к уроку.

- Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу (регулятивные)

- Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме (познавательные)

- Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме (коммуникативные).

3.

Мотивационный момент.

(3 мин.) Задача: Мотивировать учащихся на изучение темы

Определение цели урока.

Наш урок я хочу начать вот с таких слов поэта Николая Заболоцкого:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Каков он, мир, в котором мы живем? Кто его творец? Как сделать этот мир уютнее и добрее? В подобных вопросах нам предстоит разбираться всю жизнь. А пока попробуем внимательно присмотреться к нашим вещам, которые нас окружают. Они – наши защитники, помощники. И нам сейчас трудно представить, как на заре истории жил на Земле человек без вещей.

Как только человек научился делать вещи, он начал их украшать. Посмотрите на предметы быта, головные уборы, национальную одежду. Что объединяет эти вещи? Орнамент.

Тема нашего урока: «Орнамент кочевых народов». На уроке мы ознакомимся с видами орнамента, с элементами построения, проведем небольшое исследование: развивается ли сейчас этот вид творчества.

Определяют тему урока.

-Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста)

 

 

-Регулятивные (в сотрудничестве с учителем ставят творческие и учебные задачи)


 

-Коммуникативные (взаимодействуют друг с другом в парах).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

4.1


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

4.2

Учебно-познавательная деятельность Актуализация знаний. Тест-задания

Задача: повторение, необходимое для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащегося.

Задача: сообщить учащимся знания о назначении и происхождении узоров; ввести в лексикон слова «орнамент», «мотив орнамента»

Правильность выполнения заданий.

Для каждой местности, для каждого народа характерны свои традиционные узоры, свои орнаменты, свои особые предметы – свое собственное изобразительное искусство. Поэтому по предметам быта и архитектуре можно определить, какой народ их сделал и когда.

Ребята, сейчас мы с вами проведем небольшую экскурсию по местам народных художественных промыслов, которые мы изучили, которые нам предстоит еще изучить, (тест – задание) слайд 2

оренбургский —, вологодское-, дымковская-, жостовский— , хохломская – гжельская -

- Давайте, определим, что означает орнамент? Вопрос детям

Орнамент – это……узор, основанный на повторе. Орнамент состоит из раппорта – повторяющаяся часть орнамента Слайд 3

Орнамент

На вид орнамент неприметен,

Но он столетия живет,

Не зря его на белом свете.

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзага.

В узоры вытканы не зря,

И мы с тобою видим знаки Народного календаря. (Б.Дубровский)

Представьте свою комнату. Возможно, в комнате нет предметов декоративно – прикладной направленности. Тогда на каких предметах, вещах мы можем увидеть орнамент?

В калмыцком прикладном искусстве орнамент называется «зеег» Многие изделия декор.- прикладного искусства 18-19 веков находятся в музеях, в том числе калмыцкие изделия. Слайд - 4,5

Орнамент мы можем видеть не только на одежде, но и на… Слайд 6-7

А еще каждый народ придумывал свои узоры, связанные с традициями. Такие узоры называются национальными. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов:

геометрический, растительный, зооморфный, символический, пейзажный. (Слайд 8-9)

Учащиеся отвечают на вопросы викторины.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Отвечают на вопрос учителя.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Отвечают на вопрос учителя.

(обои, занавеси, ковры, паласы, книги и т.д.)


 


 

Просмотр презентации. -

-Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и одноклассниками

-Познавательные:

умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные (озвучивают и мотивационно комментируют вариант ответа).


 


 


 


 


 


 


 


 

- Коммуникативные (формирование собственного мнения).

- Познавательные (ознакомление с новыми терминами).

 

Этап «Профилактический». Физминутка. (1мин).

Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз

Совместное выполнение упражнения с музыкальным и видеосопровождением.

5

- Практическая работа

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся. (10 мин.)

Графический рисунок предметов в альбоме.

А как вы думаете, что мы будем делать с вами на уроке в практической части? (рисовать орнамент) Цель пр. задания - это составление и изображение орнаментов на различных предметах.

- Вот и мы сегодня побудем в роли мастеров народного творчества, постараемся создать свою работу, вложить душу и любовь.

«Все могут, все умеют, со всем справляются человеческие руки. Только надо приучить их к хорошему делу. Чтобы стали они сноровистыми, умелыми, послушными доброму сердцу и точному уму».                                                  Практическое задание: - Для этого каждый из вас вытянет билетик, на котором написан ваш предмет или вещь, где вы должны изобразить орнамент. А какой, вы его выберите сами (полотенце, пиала, головной убор, тарелка, сарафан, матрешка и т. д.)

- Подумайте как лучше его расположить.

- Теперь можно приступить к самостоятельной работе выполнения орнамента (Карточка «Условные знаки и символы»).

Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, проговаривает способы устранения недочетов в работе.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Вытягивают билет и определяют предмет, где изображается орнамент.


 


 


 


 

Рисование карандашом.

-Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве.

- Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий.

- Используют в практической работе графические навыки.

6.

Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов»

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

(6 мин.)

Обобщение темы урока, подведение итогов урока, просмотр практической работы, оценка деятельности учащихся.

Учитель показывает лучшие графические работы.

Ребята, какие красивые предметы быта и вещи у вас получились. Видите, как важно уметь работать. А что можно сделать с нашими работами? Решите, а кому бы вы подарили свои рисунки? Развивается ли сейчас этот вид творчества?

Теперь надо свою работу проверить и оценить. Для этого посмотрите, составляют ли ваши рисунки орнамент, какой орнамент, аккуратна ли ваша работа. Разберите ваши рисунки и на обратной стороне покажите, как вы оцениваете свою работу.

Рефлексия.

- К каким видам орнамента можно отнести украшения на национальном костюме, который сшит ученицей 11 класса Васькаевой Мираидой?

Сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, я полностью согласна с выводами, предложениями и оценками. На этом наш урок закончен. Всем спасибо за творчество и труд.

Просматривают работы, оценивают, отвечают на вопросы.

- Взаимодействуют друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки (коммуникативные),

- Комментирование и самоанализ выполненной работы. (Чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку) (познавательные).

- Осуществляют самооценку и контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий. (регулятивные).

 

7.

Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных вариантов орнамента (3-4 мин).


 

Рисунки учащихся в цвете «Орнамент».

Учащимся предлагается закончить практическую работу дома (нанести цвет на рисунок). Выбор материала для нанесения цвета (карандаши, акварель, фломастеры).

Обсуждают задачу на дом, выбирают свой поисковый вариант, озвучивают его.


 


 

Записывают задание в дневник.

 

8.

Заключительное слово учителя.

 

«Не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастерства» - гласит пословица. Ценность изделий народных промыслов определяет не материал, из которого они изготовлены, а талант и фантазии мастера.

Наш народ всегда был богат на таланты. Время не донесло до нас имен многих удивительных мастеров. И наша задача: возрождать декоративно – прикладное искусство своего народа, его обычаи, традиции. Ибо все это – богатство земли Российской и слава ее народа.

   

9.

   

Ребята, возьмите коробочку с цветными карандашами, достаньте и покажите карандаш такого цвета, который соответствует вашему настроению к концу урока

 

 

 

   

Здесь будет файл: /data/edu/files/q1452277386.ppt (Орнамент PPT)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.