12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нелюбина Елена Михайловна88
Россия, Пермский край, Лысьва

Технологическая карта урока «Основания» в 8 классе

Тема урока: Основания

Цель: углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира; формирование комплекса знаний об основаниях как о новом классе неорганических веществ; совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, формулировать познавательные цели, контролировать и оценивать достижение результата, строить содержательную коммуникацию при групповой работе.

Задачи:

Предметные: определить отличительные признаки состава оснований, проанализировав их формулы; сравнивать основания по различным признакам; находить степень окисления элементов в основаниях, заряд гидроксогруппы; привести доказательства целесообразности использования некоторых индикаторов для определения щелочной среды через заполнение сравнительной таблицы.

Метапредметные: осознать ограниченность собственного знания, выделять проблему и цель через выполнение задания на сравнение и классификацию веществ; анализировать при групповой работе информацию из разных источников, структурировать её через перевод текстовой информации в символы, схемы; выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? Какие соединения химических элементов мы изучили?

Создаёт проблемную ситуацию путём предложения задания:

распределите вещества на группы. Дайте им названия.

Na2O, KOH, MgO, Ca(OH)2, P2O5, CO2, Al(OH)3.

К какой группе веществ мы отнесём KOH, Ca(OH)2, Al(OH)3?

Отвечают на вопросы, дают им определения.

Изучили класс оксидов, бинарные соединения.

Выполняют задание – выделяют 2 группы веществ по признакам классов: оксиды, и вещества второй группы неизвестны.

Выполняют задание 1, и получают слово – ОСНОВАНИЯ.

(получившиеся числа – 16,19,15,16,3,1,15,10,33)

Познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения существенных признаков;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Постановка учебной задачи

Создаёт условия для формулирования темы, цели и задач урока.

Для того, чтобы узнать название группы веществ, к которой относятся данные вещества вам предстоит выполнить задание.

(см приложение – задание 1.)

Мы нашли название группы веществ второго класса.

Какова будет тема урока?

Задание. (задание 2 в приложении). Выберите признаки оснований, подчеркните их прямой линией. Какие из признаков являются существенными, подчеркните их волнистой линией.

ОСНОВАНИЯ

В состав молекулы входит металл.

Молекула содержит гидроксогруппу.

Растворяются в воде.

Едкие.

Мылкие.

Изменяют окраску индикаторов.

Мы можем выполнить данное задание? Почему? Какова будет цель урока? Что мы можем узнать об основаниях?

Вернёмся к выполнению задания после изучения данного вопроса.

Решают задание и определяют тему урока - «Основания», цель и задачи.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: решение задач и формулирование познавательной цели.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Проанализируйте формулы

KOH, Ca(OH)2, Al(OH)3 по составу и ответьте на вопросы:

1. Это вещества простые или сложные?

2. Есть ли сходства в элементном составе молекул?

3. Как по-латински произносится О-кислород и Н-водород? Предложите название группы ОН.

4. Какую суммарную степень окисления имеет группа ОН-?

5. Есть ли отличия в молекулах оснований?

6. Расставьте степени окисления элементов в молекулах оснований.

7. От чего зависит число гидроксогрупп в молекулах оснований?

8. Предложите общую формулу оснований.

Отвечают на вопросы во время диалога, ведут записи в тетради

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия;

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.

5. Этап реализации построенного проекта.

Организует работу по исследованию класса кислот, предлагает выполнить (см приложение - задание 3).

Заполняют таблицу, формулируют выводы.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия;

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение сравнивать и делать выводы.

6. Первичное закрепление

Как можно определить среди веществ основания? Не забываем правила Т.Б.

Организует работу по выполнению лабораторной работы

(см приложение - задание 4).

Организует работу по отработке умения устанавливать соответствия :

Формула основания – формула оксида.

Выполняют Лабораторную работу, заполняют таблицу «Действие щелочей на индикаторы».

Составляют оксиды, соответствующие основаниям.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

 Познавательные: общеучебные – выделение необходимой информации.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество при выполнении лабораторной работы

6. Самостоятельная работа.

Какую пользу приносят людям основания?

Организует деятельность по применению новых знаний в форме схемы-Фишбоун, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность

(см приложение – задание 5).

Заполняют схему Фишбоун на установление причинно-следственных связей и формулирование вывода-хвоста рыбы.

Мыло – растворяет жир и смывает грязь;

Сода – в кулинарии, для полоскания горла;

Раствор аммиака – стеклоочиститель;

Гашёная известь – строительство, побелка;

Хлорная известь – дезинфицирующее средство;

Гидроксид натрия – щелочные батарейки;

Гидроксид калия - производство тугоплавкого стекла.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

Личностные: самоопределение.

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию в форме анкетирования –

(см приложение - задание 6)

Заполняют анкету.

Осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока.

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8. Домашнее задание

Формулирует задание, комментируя его по необходимости: параграф 20, вопросы 1-2, составить кроссворд по теме «Основания». Приготовить сообщение по теме «Индикаторы»

(по желанию).

Фиксируют задание

 


Основания-приложение
DOCX / 394.05 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.