12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пепеонкова Наталья Валерьевна 746
Образование высшее - учитель начальных классов, специализация - коррекционно-развивающая деятельность учителя, переподготовка по специальности "Олигофренопедагогика". Педстаж - 24 года.
Россия, Вологодская обл., Череповец
2

Особенности формирования умения решать простые арифметические задачи у детей со сложной структурой дефекта

       В настоящее время среди учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии [1].

       Исследования, посвященные изучению детей с различными нарушениями (Т.А. Басилова, Г.П. Бертынь, Л.С. Выготский, Г.Л. Зайцева, С.А. Зыков, А.Р. Лурия, И.А. М.С. Певзнер, Т.В. Розанова, Соколянский, И.Л. Соловьева) привели к выделению особой группы детей со сложной структурой дефекта.

        Г. П. Бертынь так трактует понятие « сложный дефект» - "Сложный дефект -  это сочетание двух или более числа нарушений в системах организма, что обуславливает существенное своеобразие их психофизического развития" [3].

        Особенности познавательной сферы детей со сложной структурой дефекта освещены в психологической литературе достаточно широко (М.В. Жигорева, И.Ю. Кулагина,  В.И. Лубовский, 1989; Л.И. Переслени, 1984; В.Л. Подобед, 1988 г., Т.Д. Пускаева, 1989 и др.). Проанализировав психолого-педагогическую литературу можно отметить, что о проблеме формирования каких-либо умений у детей со сложной структурой дефекта, отягощённой синдромом Дауна очень мало сведений. Особенно трудно для детей данной категории даётся решение простых арифметических задач.

         При построении любого урока  математики, содержащего работу над простой арифметической задачей, следует учитывать специфические особенности ребенка со сложной структурой дефекта, отягощённого синдромом Дауна, а именно:

·  низкий уровень мыслительной деятельности. Им сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, чем другим учащимся коррекционной школы, поэтому на урок выбирается не более 4 видов заданий. Например, счет в пределах изучаемого числового ряда; решение двух примеров на порядок действия или четырёх примеров, решаемых в одно действие с опорой на математический квадрат или таблицу умножения; решение простой арифметической задачи одного из видов; математический ребус или картинка-раскраска с простыми примерами;

·  резко страдают активное внимание, смысловая память, поэтому урок должен быть подчинён одной лексической теме. Например, урок по теме: «Решение простых арифметических задач на нахождение остатка» проводился осенью, когда природа уже увядала. Но на этом уроке к ребятам прилетела бабочка – сказочный персонаж, у которой множество проблем с наступлением зимы. Ребята весь урок помогали бабочке решать её проблемы: 1 - пересчитывают запасы ягод; 2 - решая, простую арифметическую задачу находили, сколько осталось цветочков на лугу; 3 – вовремя физ.минутки ходили  по классу и искали подружек бабочки, которые потеряли свою цветную пыльцу с крыльев; 4 - решали примеры на крыльях бабочек и раскрашивали их;

·  неврологические проявления, такие как мышечная гипотония, слабость, нарушения вестибулярного аппарата, признаки вегетативной недостаточности могут нарушить целостность работы над простой арифметической задачей. Если ребенку не комфортно, то не следует от него ожидать каких-либо выдающихся достижений на данном уроке. Важно при неврологических проявлениях вовремя заметить их, и при необходимости сделать самомассаж или дать ребёнку отдохнуть (закрыть тетрадь и учебник и полежать на парте или на ковре, под релаксационную музыку);

·  недоразвитие речи: недостаточное понимание, бедный запас слов, дефект звукопроизношения (все эти нарушения следует учитывать при построении работы над задачей и давать достаточное количество времени для правильной формулировки ответов учащихся);

·  особенностью психического дефекта является относительная живость и сохранность эмоциональной сферы: большей частью дети ласковы, добродушны, послушны (поэтому при работе над простой арифметической задачей необходимо эмоционально окрашивать любой вид деятельности);

·  неуверенность в своих знаниях, боязнь самостоятельной работы, постоянный поиск поддержки и присутствия учителя и тьютера (классного руководителя). Учитывая эту особенность, на самостоятельную работу детям со сложной структурой дефекта, отягощённой синдромом Дауна, как правило, даётся занимательный материал или материал в игровой форме (математические ребусы с подсказкой для разгадки или картинки-раскраски с примерами).

        Обучение решению простых арифметических задач детей со сложной структурой дефекта, отягощённой синдромом Дауна необходимо строить с опорой на жизненный опыт ребёнка и на сохранность эмоциональной сферы.  На основе простых задач, в условии которых отражаются реальные, в основном игровые или бытовые ситуации, дети легче усваивают учебный материал [2].

        Важно отметить, что в классах со сложной структурой дефекта, отягощённой синдромом Дауна, изучаются не все виды простых арифметических задач, а только те, которые доступны пониманию данной категории детей. А именно: задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение остатка; задачи на увеличение числа на несколько единиц; задачи на уменьшение числа на несколько единиц; задачи на нахождение произведения; задачи на деление на равные части; задачи на деление по содержанию.

        Вместе с тем важно помнить, что задачи являются одним из средств развития у детей c синдромом Дауна логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе над задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное.

        Из личного опыта работы над задачей можем отметить, что обучение решению задач детей данной категории, проходит с большим трудом. Дети часто не понимают смысла задачи, отдельные слова и выражения (постоянно проводится словарная работа). При самостоятельном составлении задач они придумывают шаблонные тексты, содержащие однотипные ситуации, повторяют одни и те же вопросы, одни и те же данные. Решение задач способствует становлению логического мышления у школьников, но продвижение в этом направлении идёт очень мелкими шагами. На решение задачи обычно отводится примерно половина урока, а если задача нового вида, то 2/3 урока.  Развитие аналитико-синтетической функции мышления претерпевает качественные изменения, но это очень длительный и кропотливый труд.

        Таким образом, формирование умения решать простые арифметические задачи детьми данной категории будет наиболее эффективно, если каждый урок, включающий работу над простой арифметической задачей, будет планироваться с опорой на особенности, присущие детям со сложной структурой дефекта, отягощённой синдромом Дауна. А именно: предметность мышления; необходимость использовать их чувственный опыт; опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению; использование собственной мотивации ребёнка; обучение с элементами игры; индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его особенности.

        В заключении хотелось бы отметить, что «своеобразие человека со сложной структурой дефекта, его особенности требует специальных условий обучения, создание среды, адекватной для полноценного развития его личности» [1].

        Обучение и воспитание учащихся со сложной структурой дефекта, отягощённой синдромом Дауна, должно проходить в комфортных условиях. Под комфортностью обучения подразумевается наличие такого режима в школе, когда ребенку даются посильные интеллектуальные и физические нагрузки, когда воспитанник не замыкается в себе, а стремится к общению со сверстниками, с окружающими его людьми. Комфортность обучения - это те микросреда и микросоциум в школе, в которых ребенок имеет возможность раскрыть и реализовать свой природный творческий потенциал [3].

 

        Литература:

1. Малофеев Н.Н. , Гончарова Е.Л. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России// Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2000г. Выпуск 1.

2. Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Метод. Пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004.-368 с.,

3.http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/master-klass-organizatsiya-obucheniya-i-soderzhaniya-detei

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.