12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Галина Валентиновна155133
Педагогический стаж работы 40 лет.
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж
Материал размещён в группе «Учительские династии»

Из опыта работы учителя географии МКОУ Нововоронежская СОШ №4

Ковалевой Галины Валентиновны

Тема: «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА К КОНФЕРЕНЦИЯМ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ»


 

«Нам под ответственность дана

И вся Земля, и вся вода

Страна возможностей гигантских,

Страна просторов океанских,

Страна Семёновых - Тянь-Шанских,

Пржевальских, Миклухо-Маклайских,

Страна, в которой быть, друзья,

Плохим географом нельзя!»

 

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. 

Важная общепедагогическая проблема – изменившийся социальный заказ школе - от человека, знающего, к человеку умеющему.

Одной из наиболее эффективных технологий для достижения этой цели является метод проектов.

Я много лет подряд занимаюсь проектной деятельностью со школьниками.

Еще задолго до появления различных экспериментальных площадок на базе школы, не имея компьютеров, мы с учениками проектировали макеты различных природных объектов, многие проекты оформляли на ватманах, рефератах, рисунках, в буклеты. Я и сейчас продолжаю применять эти формы работы. С их помощью учу элементам проектной деятельности: правильно поставить цель, определить задачи, этапы проекта, тем самым создаю условия для формирования ключевых компетенций, проектной и исследовательской деятельности.

1. Поисковых - (умение самостоятельно найти информацию).

2. Коммуникативных - (умение вести дискуссию).

3. Презентационных - (умение использовать различные средства наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы).

С внедрением в работу учителя компьютерной технологии расширились возможности для проектной деятельности, которая требует от учителя не столько объяснения «нового материала», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе - возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Это позволило вывести проектную деятельность на новый уровень.

За несколько лет работы учителем географии было создано множество краткосрочных, информационных проектов, например по темам: «Природные явления», «Страны и народы», «Природные зоны», «Экологические  проблемы» и др.

Этот опыт пригодился во время работы в социально-экономических классах. Но со старшими школьниками социально – экономического класса предлагаются уже не информационные проекты, а исследовательские, которые по структуре напоминают подлинно научное исследование. Это предполагает расширение проектных знаний и умений обучающихся. Обязательными элементами проектной деятельности стало включение в работу обоснования актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Выбрав интересную для себя тему, учащиеся работали над ней два года.

Цель курса: Включить в научную деятельность учащихся старших классов, оказать помощь в создании проектных работ по теме профиля.

Для достижения цели ставятся следующие задачи.

Образовательные:

- помочь учащимся в составлении плана исследований;

- обучать учащихся работе с научной литературой, формировать культуру теоретического и практического исследования;

- ознакомить со спецификой проведения исследований, особенностями их оформления;

- ознакомить с требованиями публичной защиты работы, помочь в составлении текста выступления.

Итогом этой работы становились школьные научно-практическая конференции, где учащиеся 11 классов, защищая проекты, имели возможность реализовать свои творческие возможности

С 2012 года школа начала введение новых образовательных стандартов в среднем звене. Возросла роль и проектной деятельности. Требования к проектным работам остались те же, только учащиеся младше. Начиная с 5 класса, как вы знаете, введен предмет Основы проектной деятельности. Я четвертый год веду ОПД по географии. Учащиеся на уроках занимаются созданием учебных проектов.

Чем хорошо то, что с 5 класса ученик занимается проектной работой - у него есть возможность, расти, совершенствовать навыки в проектной деятельности. Год от года проекты усложняются, расширяются. Возрастают умения и интерес обучающихся к созданию проектов. Первый опыт выступлений и защиты работ ученики приобретают на школьных научно-практических конференциях. С лучшими исследованиями мы выходим за рамками школы, приучая детей уже с 6-7 класса к публичным выступлениям разного уровня.

Однако, даже лучшие проекты зачастую требуют серьезной доработки для представления на уровне города или области. Во-первых, устраняются все те замечания, которые были сделаны в рамках внутренней защиты. Иногда требуется подведение более серьезной научной основы. Для того, чтобы проект был достойно представлен, нужно обратить внимание на тщательную проработку документов, соблюдения алгоритма проведения соцопросов и обработки их результатов, работу с картами, грамотную интерпретацию полученных результатов. Именно эти хорошо выполненные моменты дают глубину и значимость проекту.

Необходимо отметить еще один момент, на который необходимо обратить внимание при подготовки проекта к внешней презентации. У каждого конкурса или конференции свои критерии. Для успешного выступления нужно четко отследить их выполнение внутри проекта. Это ведет к тому, что один проект, представленный, на разных конкурсах может не единожды серьезно переделываться, дорабатываться. Иногда получается фактически новый проект. Подобный опыт работы очень ценен, как для обучающегося, так и для педагога. Подобная практика позволяет взглянуть на выбранную тему с другого ракурса, расширяет горизонты исследовательской деятельности, учит гибкости мысли.

Участие детей в конкурсах и конференциях разных уровней, особенно если их выступление было успешно, становится сильнейшим мотивом для продолжения работы над проектами и исследованиями будущем.

В прошедшем учебном году, мы с учениками 7 классов работали над проектом «Оборонная Воронежской области в годы войны». Естественно подобная тема была приурочена к 70-летию Великой Победы.

Работая над ним, мы с учениками побывали в заводских музеях города, где тщательным образом исследовали и обобщали документальные материалы, выясняли какую оборонную продукцию, выпускал каждый завод и даже выяснили, сколько штук выпустил. Так же выяснили пути эвакуации оборонных заводов вглубь страны. Затем провели работу с картами военными и современными. В результате этой работы, учащиеся составили целостное представление о том вкладе, которая внесла оборонная промышленность города Воронежа в разгром фашизма. Подобный серьезный подход в проектной деятельности дает возможность добиться хороших результатов. Так в научно - практической конференции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне, среди школ города и Нововоронежского Политехнического колледжа проект стал победителем.

В последующем проект занял второе место в 30 научно-практической конференции научного общества учащихся в Воронежском государственном университете на факультете география, геоэкология и туризма.

За время работы над проектами мои обучающиеся добились следующих результатов:

В марте 2014. участвовали в 8 региональной научно-практической конференции школьников г. Воронежа и Воронежской области «От любви к природе к культуре природопользования» ВГПУ Секция Социально-экологические проблемы охраны окружающей среды, где заняли -2 место.

Три года подряд принимаем участие в Конкурсе Общественная премия «Золотой лев». Который проводит Воронежский институт высоких технологий.

Три года мы принимаем участие в конференциях научного общества учащихся проводимым Воронежским государственным университетом на факультете географии, геоэкологии и туризма. Свои проекты представляли во многих подсекциях:

- «Социальная и политическая география»;

- «Геоэкология и медицинская география»;

- «Рекреационная география, туризм»;

- «Общая география»;

- «Экономическая география»:

- «Историко-географическое краеведение»;

- «Региональный туризм»;

- «Региональная геоэкология и природопользование».

И как результат, мои ученики имеют дипломы 1 степени, 2 степени и Почетные грамоты.

Большие возможности для представления своих проектов дают Интернет-конкурсы.

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества - отличная возможность заявить о себе. В конце прошлого года мы приняли участие во Всероссийском фестивале. Отправили свою проектную разработку « А все-таки она вертится». Итог. Учащийся получил Сертификат, а я как учитель получила Диплом, за распространение педагогического опыта в рамках номинации «Проектная деятельность учащихся».

Опыт, мастерство работы над проектами мы приобретаем с учениками вместе. Вместе с ними расту и я.

В 2014 году являлась членом жюри областной научно – практической конференции «Летопись Воронежских деревень».

Делюсь опытом работы по проектной деятельности как среди коллег нашей школы, других школ нашего города на городских методических объединениях по географии, так и с учителями области и даже страны.

В марте 2014 году принимала участие во 2 фестивале инновационных педагогических идей по географии учителей Воронежской области, проводимым Воронежским государственным педагогическим университетом. По результатам фестиваля имею публикацию на тему: «Инновационные педагогические идеи в образовательном процессе на основе проектной деятельности при внедрении ФГОС ООО».

Издательство «Школьная пресса» в электронном приложении «География в школе» напечатан мой проект.

Имею личный сайт, на который выкладываю методические разработки уроков, планирование, внеклассных занятий и в том числе по проектной деятельности.

В заключении хочу сказать, что внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, я считаю, идет не только всестороннее развитие личности ученика, активизация учебного процесса, формирование у учащихся интереса к научной работе, но и выявление талантливых детей, формирование навыков публичного выступления и еще профессиональной ориентации учащихся. 

Опубликовано в группе «Учительские династии»


Комментарии (18)

сменить сортировку
Седова Ольга Анатольевна, 26.12.16 в 22:44 2Ответить Пожаловаться
Вами проделана колоссальная работа! Успехов и новых творческих свершений!
Волкова Галина Юрьевна, 10.01.17 в 13:43 2Ответить Пожаловаться
Очень интересный и полезный материал. Большой труд!
Санникова Светлана Леонидовна, 01.04.18 в 14:15 2Ответить Пожаловаться
Очень полезный материал. Особенно для тех, кто только начинает свою педагогическую деятельность. Спасибо!
Светлана, 01.04.18 в 15:20 2Ответить Пожаловаться
На конференциях разных уровней существуют особенности и в критериях, поэтому и приходится проделывать огромную работу, чтобы быть на высоте и достигать определённых исследоветельских целей...Это колоссальный труд! Новых творческих успехов и свершений вам!
Ковалева Галина Валентиновна, 01.04.18 в 16:58 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за положительную оценку!
Кравченко Лариса Юрьевна, 01.04.18 в 18:52 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал!!!
Ковалева Галина Валентиновна, 01.04.18 в 20:00 2Ответить Пожаловаться
Пожалуйста! Буду рада, если он Вам пригодится в работе!
БАРСУКОВА МАРИНА ЭДУАРДОВНА, 02.04.18 в 14:23 2Ответить Пожаловаться
Галина Валентиновна, спасибо большое. Проведена колоссальная работа.
Ковалева Галина Валентиновна, 02.04.18 в 15:43 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за оценку, очень приятно!
Горбачёва Марина Юрьевна, 17.03.19 в 11:35 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.