12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Серебрянская Оксана Васильевна17

 

Благоразумный наставник прежде всего

должен узнать свойства ума и характера

поручаемого ему ученика.

Марк Фабий Квинтилиан



Обучения математике требует современное состояние нашего общества, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как компетентность, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение. Сегодня базовый курс математики призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни. По своим природным способностям, темпу работы и т.д. учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с очень высоким, так и с очень низким уровнем развития. Учитель обычно выбирает методы и формы обучения, ориентированные на среднего ученика. При этом слабым и сильным ученикам уделяется мало внимания. В этих условиях учащиеся с хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые учащиеся испытывают возрастающие затруднения. В обучении математике эта проблема занимает особое место, что объясняется спецификой этого учебного предмета.

Возможности учащихся в освоении знаний индивидуальны. Кто-то опережает, кто-то еле успевает, а кто-то совсем отстает. Только постепенный переход от известного к новому, только усложнение материала для каждого в определенном объеме способствует эффективному усвоению математического материала и здесь необходима помощь учителя. В моей педагогической практике встречаются обучающиеся различных уровней знаний. И обучающиеся, у которых низкий уровень мотивации отсюда как следствие низкий уровень знаний, и обучающиеся со средним уровнем мотивации и соответственно средним уровнем знаний, и обучающиеся с высоким уровнем мотивации к обучению, а значит высокого уровня знаний. Труднее всего формировать и поддерживать интерес к предмету, изучаемому материалу, активность учащихся на протяжении всего урока у всех обучающихся.

С 2005 года я изучаю различные способы обучения и выбираю наиболее оптимальные технологии, учитывая разно уровневый контингент обучающихся. Познакомившись с большим количеством технологий, я убедилась, что только технология дифференцированного подхода позволяет мне грамотно и компетентно построить учебный процесс, так как эта технология является проникающей технологией. Поэтому с 2006 года моей темой самообразования является тема: «Дифференцированный подход обучения на уроках математики».

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение – это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Основная цель моей деятельности - способствовать развитию образованной личности, умеющей приобретать знания, на основе организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроках математики.

Достижение данной цели реализуется посредством решения следующих задач:

- формирование прочных вычислительных навыков;

- формирование и развитие коммуникативной, языковой компетенций; умений находить, систематизировать необходимую информацию.

- развитие интереса к изучению математики.


Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариант­ной части (базового минимума). При этом каждая группа учеников, имеющая сход­ные индивидуальные особенности, идет своим путем. Процесс обучения в условиях дифференциации становится макси­мально приближенным к познавательным потребностям уче­ников, их индивидуальным особенностям.



Таким образом, цель дифференциации процесса обучения обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения по­знавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.





В понимании дифференци­ации можно выделить три основных аспекта:

1. Учет индивидуальных особенностей учащихся.

2. Группирование учеников на основании этих особенностей.

3. Вариативность учебного процесса в группах.





Учебный процесс строится с учетом особенно­стей не групп, а каждого отдельно взятого ученика. Считается что дифференциация — одно из средств реализации личностно-ориентированного обучения.

Дифференцированное обучение способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности, предполагает актуализацию функций личностного выбора.

Дифференцированный подход в обучении – это принцип посильности усвоения – каждый обучающийся продвигается своими темпами. Дифференцированный подход проявляется в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы по математике.

Главной задачей своей деятельности на уроке я считаю создание таких условий, при которых знаний моих учеников оказывается не достаточно для решения учебной задачи, для этого они пускаются в поиск нужной информации, которая, в свою очередь, дает импульс мыслям, приводит в движение воображение, вооружает аргументами и требует усвоения новых знаний. Организуя урок, я стараюсь использовать методы и приёмы, направленные на осуществление личностно-ориентированного обучения. Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помогать «слабым», развивать способности «сильных».

На уроках использую:

- индивидуальную форму работы с обучающимися, (самостоятельные работы, работа по карточкам (индивидуальные, для коррекции знаний));

- фронтальную форму работы с обучающимися (опрос, беседа, математические диктанты);

- индивидуализированную форму работы с обучающимися, где учащийся сам выбирает задание в соответствии с уровнем обученности.

На уроках применяю такие виды работ, как:

- работа в парах: ученик-ученик (сильный со слабым; ребята одного уровня) работают с учебником, проговаривают правила, выполняют задания, учитель-ученик.

- работа в группах по 4 – 6 учащихся: каждый ученик выполняет самостоятельную работу и отчитывается по всем основным теоретическим вопросам.


Начинаю работу с более простых заданий, постепенно продвигаясь к более сложным, требующим необходимых обобщений. Дифференцированные задания готовлю к уроку заранее, записываю на доске, карточках. Их можно разделить на два вида:

- обязательные задания:

они способствуют умению правильно применять изученное правило, их должно быть

огромное количество, они должны быть посильны для каждого ученика

- дополнительные задания:

они рассчитаны для тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них

есть время для самостоятельной работы. Эти задания повышенной трудности на

применение материала, требующие сравнения, анализа, определённых выводов. Качество и количество заданий может быть разным, но доступным для усвоения правила на данном этапе.

Чтобы не снижать активность учащихся, увеличиваю объём работы для тех

учащихся, которые имеют более высокий уровень подготовки, этим содействуя развитию познавательных способностей.

                    Думаю, что целесообразно выделить три уровня оценивания знаний:

- средний (отметка «3») - уровень, задания которого предполагают воспроизведение определения, понятия, формулировки правила, теоремы и др., т. е. применение знаний по образцу. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.

- достаточный (отметка «4») - задания этого уровня представлены задачами, при выполнении которых учащимся приходится использовать несколько алгоритмов, формул, теорем.

- высокий (отметка «5») - на данном уровне задания предполагают перенос имеющихся знаний в измененную ситуацию, а так же анализ возможных путей решения, отыскание характерных признаков и связей познавательного объекта с другими.


Решая, проблему дифференцированного подхода к учащимся в своей работе, применяю:

- элементы технологии Н.П. ГузикКомбинированная система обучения», имеющей две отличительные стороны: внутриклассную дифференциацию обучения по уровню и развивающий цикл уроков по теме);

- элементы технологии В.В. Фирсова, (введение двух стандартов: 2 уровня обучения; своеобразная лестница, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне), все задания разделяю на базовые (обязательные) и дополнительные;

- элементы технологии И.С. Якиманской (личностно-ориентированный подход);

- элементы технологии П.Я. Гальперина, надо предоставить в распоряжение детей такие краткие схематические записи - конспекты материала и способов работы с ним, которые позволяют, ничего предварительно не заучивая, непосредственно после разъяснений учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми заданиями.

- элементы технологии М.Б. Воловича (поэтапное усвоение материала)



Вывод: Я считаю, что при таком подходе мне удается согласовать педагогические интересы с интересами ребёнка, поддерживать в нём стремление к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке. В целом работа в системе приводит к положительному результату. Поэтому стараюсь использовать элементы наиболее отработанные, от которых дети получают удовольствие. Я работаю на результат.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.