Открытый урок по русскому языку по теме «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой й в середине» (2 класс)

1
0
Материал опубликован 21 November 2018 в группе

Технологическая карта урока

Учитель: Воробьева Е.Н. МБОУ Опалиховская гимназия, город Красногорск

Русский язык

2 класс

Тема урока: « Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой й в середине».

Тип урока: урок усвоения новых знаний на основе технологии деятельностного метода.

Цели: образовательные: создать условия для применения правил переноса слов, формировать умение переносить слова с одной строки на другую;

развивающие: развивать навыки переноса слов, познакомить с особенностями слов, которые нельзя переносить и с правилами переноса слов с буквой й в середине, способствовать развитию логического мышления; развивать умение планировать работу на уроке, работать в парах, связно высказывать свою мысль;

воспитывающие: воспитывать навыки контроля и самоконтроля, аккуратности, положительную мотивацию к изучению предмета и исследовательской деятельности, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Задачи: формировать мотивацию для включения обучающихся в учебную деятельность;

учить делить слова для переноса;

закрепить знания о правилах деления слов на слоги;

обогащение и формирование словаря обучающихся;

развитие навыков самооценки обучающихся.

 

Планируемые результаты: предметные: делить слова для переноса; переносить слова с одной строки на другую по правилу; писать слова и предложения , применяя правила переноса слов.

метапредметные: понимать и принимать учебную задачу и решать её под руководством учителя; планировать действия на уроке; выполнять задания по аналогии; вступать в диалог(отвечать на вопросы и задавать вопросы); оценивать правильность своей работы; распределять время при выполнении заданий.

Личностные УУД: проявлять интерес к русскому языку; выявлять причины затруднений и пути их преодоления; осознавать значимость личных качеств для успешности решения учебной задачи.

Познавательные УУД: переносить слова с одной строки на другую.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Формы организации деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, парная, групповая.

Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно- иллюстративный, работа с учебником, устные и письменные упражнения

Ресурсы: учебник Рамзаева Т.Г., карточки, схема планирования урока, алгоритм деления слов на слоги и переноса слов, электронная презентация.

 

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

1. Адаптационный этап.

Мотивация

Адаптировать обучающихся к деятельности на уроке

Настраивает на работу.

На урок зовёт звонок,

Начинать пора урок.

Будем мы работать дружно

И узнаем , что нам нужно!

Сегодня очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, достаточный багаж знаний. Всё это обязательно поможет вам на уроке.

Слушают учителя. Проверяют наличие учебных принадлежностей.

Записывают число и классная работа.

Регулятивные: умение организовывать своё рабочее место.

Личностные: проявляют интерес к процессу познания; положительно относятся к школе.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Повторение изученного материала, необходимого для изучения новых знаний.

Организует работу по записи словарных слов.

Словарь: в…рона, п…нал, в…робей.

Слайд 1

- Какие задания можно придумать для слов?

Слайд 2. (проверка по образцу)

- Как определить сколько слогов в слове?

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки

Выполняют задание, тренирующее способности к учебной деятельности, мыслительные операции

-Вставить пропущенные буквы и подчеркнуть их.

Самооценка

-Определяют сколько слогов в слове.

-Правило. Сколько в слове гласных, столько и слогов( 3 гласные -3 слога; 2 глас. -2 слога; 3 глас. -3 слога).

-Найти «лишнее» слово.

«Лишнее» слово ( пенал – учебная вещь; 2 слога)

Регулятивные: планируют своё высказывание (продумывают, что сказать вначале, а что потом).

Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения.

3. Постановка учебной задачи.

Самоопределение к деятельности.

Планирование учебной деятельности.

4. Работа по теме урока.

Реализация плана.

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

На Слайде 3 записаны слова

Лейка, чайка, стриж, клён, зайка, дуб.

- Разделите слова на группы. По какому принципу вы это сделали?

 

Слайд 4

-Как вы думаете можно ли переносить слова из одного слога?

- Чем похожи слова второй группы?

-А как можно перенести слова с буквой й в середине слова?

-Сформулируйте тему урока.

Слайд 5

- Что уже знаем о переносе?

-Чего не знаем, не понимаем?

- Какую проблему будем решать? Учебная задача

-Зачем будем в этом разбираться?

-Что сможете сделать, решив эту проблему?

-Что мы спланируем, чтобы решить эту учебную задачу?

Предлагает повторить алгоритм

С помощью учителя ставят цели, формулируют, уточняют тему урока.

- По количеству слогов.

-Нельзя

- В середине буква й

Формулируют тему урока

Слова, которые переносить нельзя и перенос слов с буквой й в середине.

- Знаем, что слова переносим по слогам. Одну букву не переносим и не оставляем на строке.

- Можно ли переносить слова из 1 слога? (Слова из одного слога не переносятся. )

-Как переносить слова с буквой й в середине.

Буква й при переносе не отделяется от гласной.

-Умение правильно разделить слова по слогам.

Закреплять перенос.

Повторять случаи, когда нельзя переносить слово.

-Затем, чтобы правильно перенести слово, если оно не будет вмещаться на строку.

-Грамотно писать.

-Объяснить товарищу.

-Повторим алгоритм деления на слоги и переноса слов.

-Работа у доски коллективная

-Работа в парах и группах

-Индивидуальная работа по учебнику

-Контроль и проверка

1. Смотрю и считаю сколько гласных букв.

2. Определяю количество слогов.

3. Делю слово чёрточкой для переноса.

Познавательные: умение извлекать информацию из текста; строят рассуждения, доказательства своей точки зрения; решают возникшую проблему.

Коммуникативные: включаются в диалог со сверстниками; формулируют ответы на вопросы.

 

Предлагает составить предложение и разделить слова для переноса.

Улетели, края ,в, птицы ,тёплые.

Пти-цы уле-тели в тёп-лые края.

Предлагает оценить работу товарища.

Составляют предложение, записывают с комментированием, делают выводы и оценивают работу товарища.

-Пишу предложение с заглавной буквы, в конце предложения ставлю точку.

- В слове птицы 2 гласные буквы, значит 2 слога, делю для переноса Пти-цы

-В слове улетели 4 гласные , значит 4 слога, делю для переноса, одну букву оставлять нельзя уле-тели

-Пишу предлог отдельно в

-В слове тёплые 3 гласные , значит 3 слога, делю для переноса тёп-лые

В слове края 2 гласные, значит 2 слога,но букву я не переносим, значит слово перенести нельзя.

Регулятивные: применяют установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: строят рассуждения, доказательства своей точки зрения.

5. Физкультминутка

Предлагает отдохнуть, выполнив упражнения

Выполняют упражнение.

Личностные: осознают важность сохранения и укрепления здоровья.

6. Продолжение работы по теме урока.

Реализация плана.

Наблюдение над словами, которые нельзя переносить.

Работа над правилом.

Предлагает разделить слова на группы.( слова написаны на карточке)

Аня, иней, май, стриж, ясень, стол, сон, осень.

 

-По какому признаку разделили слова?

-Можно ли переносить эти слова?

Вспомните правила переноса.

-Следовательно не смотря на то что эти слова состоят из 2 слогов….

-Попробуйте сформулировать правило, какие слова нельзя переносить.

Предлагает открыть учебник на стр. 63, прочитать правило и рассказать его соседу по парте.

Работают в паре, осуществляют выбор.

Объясняют выбор.

1или 2 слога

Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую.

Обсуждают и делают вывод .

их тоже нельзя переносить.

Формулируют правило.( Слова из одного слога и слог из одной буквы)

Что тебе рассказал товарищ?

Регулятивные :сверять выполнение работы

Познавательные: строят рассуждение, доказательство своей точки зрения.

Коммуникативные: включаются в диалог со сверстниками, формулируют ответы на вопросы.

7.Работа по учебнику.

Предлагает выполнить упр. 114 (стр. 63) с взаимопроверкой

Обращает внимание на аккуратность ведения записи в тетради.

Выполняют упражнение самостоятельно, проверяют и оценивают работу товарища.

- Почему нельзя переносить эти слова?

Регулятивные: принимают учебную задачу, понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

8.Первичное

закрепление.

Выборочный слуховой диктант.

- Если слово можно разделить для переноса, то встают девочки, если нельзя- мальчики

Ольга, Оля; Ирина, Ира; Пётр, Петя; Юлия, Юля; ёлка, ель.

Работа над правилом.

Предлагает прочитать правило на стр. 64

-Расскажите правило соседу по парте.

- Выполните упр. 115 стр. 64 (только 5 слов)

-Проверьте по образцу на доске.

 

Регулятивные: принимают учебную задачу, понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: осуществляют анализ объекта с выделением существенных признаков; проводят сравнение.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения; рассуждают, делают выводы и обобщения.

9. Подведение итогов урока

Предлагает ответить на вопросы теста.

- Работаем в группе. Ответь на вопросы, выбери и обведи в кружок, только один ответ

При переносе буква Й

М) не отделяется от буквы гласного звука

Н) переносится на другую строку

Выберите верный вариант переноса

А) ше – йка

О) шей-ка

В какой из строчек верно дана фонетическая характеристика звука [й]

Л) согласный, мягкий, звонкий

М) согласный, мягкий, глухой

Выбери слово, близкое по смыслу к словосочетанию родимый край

О) Отчизна

У) Чужбина

Сколько букв в русском алфавите?

Г) 42

Д) 33

Выбери строку, в которой перечислены трёхсложные слова

А) поляна, дерево, цветок

Е) дерево, облако, небосвод

Тема нашего урока

Х) Перенос слов

Ц) Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине.

 

- Прочитайте слово, которое получилось по буквам правильного варианта.

- Сколько в нём слогов?

- Как можно перенести?

-Какие правила надо соблюдать при переносе слов?

-Все ли слова можно перенести?

 

Отвечают на вопросы теста

 

Коммуникативные: строят монологические высказывания; участвуют в учебном диалоге; аргументируют свою точку зрения.

10. Рефлексия

-Оцените свою работу на уроке.

-Кто получил все «5» ?

-Выполнили учебную задачу?

-Были сложности?

-Ваши предложения

 

Да, мы закрепили деление слов на слоги, перенос слов.

Повторили случаи, когда слово переносить нельзя.

-Иногда при выполнении самостоятельной работы.

- С переносом слов мы будем сталкиваться на каждом уроке, поэтому дома надо потренироваться.

Отвечают на вопросы; высказывают своё мнение; анализируют; формулируют конечный результат работы.

Регулятивные: выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; фиксировать удовлетворённость(неудовлетворённость) своей работой.

11. Домашнее задание

Стр. 64, упр. 116

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Большое спасибо вам, друзья!

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.