12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кильмухаметова Лилия Мансуровна4181
Россия, Оренбургская обл., Оренбург
17

Открытый урок русского языка в 6-м классе по теме: «Прилагательное. Морфологические признаки»

Открытый урок русского языка в 6-м классе по теме: "Прилагательное. Морфологические признаки" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Учитель: Кильмухаметова Лилия Мансуровна

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:

  • подготовительный — стадия вызова;
  • собственно восприятие нового — смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
  • присвоение информации — стадия рефлексии.

 

Цель урока: систематизировать знания учащихся о морфологических признаках прилагательного; формировать умения самостоятельно строить и применять новые знания.

Задачи урока:

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся

- самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме;
- работать в парах, самостоятельно;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Тип урока: изучение нового материала.

Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.

Формы работы: индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; коллективная работа.

Приемы: прием “мозгового штурма”; “инсерт”; составление кластера, синквейн.

Оборудование: учителя – презентация; учащихся – тетрадь, индивидуальная карта, таблица; «Русский язык» М.М. Разумовская 6 класс; компьютер + проектор; таблицы; цветные полоски.


 

План урока.

Этап урока

Формируемые УУД

1.Стадия «вызова»- целеполагание

Личностные: активизация имеющихся ранее знаний, пробуждение интереса к теме,

действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы;

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

2.Стадия «осмысления»

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Смысловая стадия - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц), которые позволяют отслеживать собственное понимание.

Инсерт - Предлагается система маркировки текста,

чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.

Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

3. Стадия – «рефлексия» - размышления.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.

умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.

В стадии «рефлексия» ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Кластер- это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

4. Практическая работа.

.

Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)

Познавательные: умение подводить под понятие, применять знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя и других .

Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

5. Итог урока.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

Синквейн

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Домашнее задание.

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Эпиграф:

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить! (О. Головко)

 

Ход урока

Приветствие учителя:

Здравствуйте, ребята!

Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, зеленая, черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо!"

I. Стадия вызова — целеполагание.

Слово учителя:

Работа над эпиграфом. Какая часть речи может так себя охарактеризовать?

- Конечно, имя прилагательное.

Ребята, сегодня к нам на урок русского языка пришли гости из далекой старославянской школы, которая существовала в России много веков назад. Они расскажут нам очень интересные истории о важнейшей в русском языке части речи.

 

2. А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто какой?”

Деревья (какие?) высокие

Травка (какая?) зеленая

Просторы (какие?) необъятные

Друзьями (какими?) верными

Мальчик (какой?) добрый

Небо (какое?) безоблачное

Столовая (какая?) светлая

Комната (какая?) столовая

Ребята, что вы выяснили при выполнении этого задания? ( Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам; некоторые прилагательные перешли в разряд существительных, обозначают предмет, а не признак

 

3. Сформулируйте самостоятельно тему урока. Запишите дату и тему урока. Сформулируйте цель урока.

 

4. Вспомните все, что вы знали раньше о прилагательных и запишите в первую колонку таблицы “Я знаю…”.(«Знаю – Хочу знать – Узнал»)

 

5. Объеденитесь в пары и обсудите свои списки. Информацию, с которой оба согласны, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса.

(Одна — две пары зачитывают информацию, учитель записывает ее на доске.)

(На слайде записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах.)

Вопросы:

1. На какие вопросы отвечает прилагательное ? (какой ? чей?)

2. Что обозначает прилагательное как часть речи? (признак)

3. Какие морфологические признаки имеет прилагательное? (качественное- относительное- притяжательное; полная- краткая форма, степень сравнения)

4. Как оно изменяется? (по числам, родам и падежам)

5. Каким членом предложения обычно бывает? (определение)

 

II. Смысловая стадия

1. Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:

! ” — Я это знал.

+ ” — Новое для меня.

?” — Вопрос, Вызывает у меня сомнение.

2. Учащиеся коротко (слова и словосочетания) записывают новую информацию во второй столбик таблицы.

3. Учащиеся формулируют и записывают вопросы в третий столбик таблицы (только в том случае, если они возникают).

 

Информационный текст

Имя прилагательное

Обозначает признак предмета (высокий дом)

Отвечает на вопросы: какой? (красный), какая? (яркая), какое? (синее), какие? (красивые).

Имеет разряды: качеств., относит., притяж.

4) Изменяется:

по числам: единственное (радостный), множественное(радостные)

по родам: м.р. (новый), ж.р. (новая), с.р. (новое).

по падежам: д.п. (по широкой реке), п.п.(в широкой реке) и т.д.

Род число и падеж имени прилагательного зависит от существительного, с которым оно связано.

В предложении бывает: определением, реже другими членами предложения:

Стоит девица, ой нарядная (определ.), вся-то стройная (определ.), вся-то ладная (определ.).

Некоторые прилагательные с течением времени перешли в разряд существительных и обозначают предмет, а не признак ( новая столовая – столовая комната)

Особую выразительность художественной речи придают прилагательные – эпитеты ( Белеет парус одинокий, В тумане моря голубом….)

 

III. Стадия рефлексии (размышления)

После ознакомления с текстом учащиеся должны запомнить ту информацию, которая оказалась актуальной для каждого из них; переосмысление собственных знаний; составление кластера (графического образа), чтобы информация отложилась в памяти.

1. Коллективная работа. (Учащиеся обсуждают новую информацию, опираясь на текст. Консультант – ученик работает у доски, составляет кластер совместно с учителем и одноклассниками )

2. Выводы , обсуждение таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал» Узнал (а) новое: Знал (а) ранее: Вызывали сомнения и вопросы:

 

IV. Практическая работа

1. Выразительно прочитать отрывок из стихотворения М. Лермонтова «Парус». Вставить пропущенные буквы. Взаимопроверка.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Найдите прилагательные и подчеркните, каким членом предложения они являются.

Сделайте вывод: Какова же синтаксическая роль прилагательных?

2. Выполним морфологический разбор прилагательных ОДИНОКИЙ, РОДНОМ. Для этого обратимся к учебнику, на странице 342. ( Алгоритм морфологического разбора)

1. Одинокий – признак предмета, какой? Прилагательное.

2. Н.Ф.- одинокий

3. П.П. : качествен.

4. Н.П.: полная форма, ед.ч., м.р., Им. П.

5. С.Р.: определение

1.Родном – признак предмета, каком? Прилагательное.

2. Н.Ф.- родной

3. П.П. : качествен.

4. Н.П.: полная форма, ед.ч., м.р., Пр. п.

5. С.Р.: определение

 

V. Подведение итогов

Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?

Вы сегодня многое вспомнили о прилагательном. Давайте напишем синквейн.

Н-р: прилагательное

качественное, притяжательное

относится, согласуются, склоняется

признак предмета обозначается

часть речи


 

VI. Домашнее задание

Выучить материал по кластеру.

Выполнить задание на карточках.

В конце урока проводится тот же цветовой тест, что и в начале урока, для того, чтобы иметь объективную оценку, обратную связь.

 

Дополнительный материал:

Тестовая работа. (Тесты по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской «Русский язык: 6 класс.» М.: Дрофа. 2011 )

Тема: « Имя прилагательное» Тест №29, стр. 66

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.