12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ЕкатеринаЗайцева113
Россия, Орск

Педагог XXI века

Учитель-логопед 1 кв. категории

Зайцева Екатерина Петровна

«МДОАУ Д/с №12 «Журавушка»

комбинированного вида г. Орска»


Сегодня педагогическая деятельность в России переживает свое очередное перерождение ведь 2023 год объявлен годом педагога и наставника. Профессия педагога прошла тернистый путь, эволюционировав от древних философов до преподавателей нашего века.

И я уверена, что современный педагог отнюдь не последняя модификация учителя. Эти рассуждения наталкивают меня на вопрос к самой себе: насколько я актуальный по нынешним меркам педагог? Вспоминая старшие классы, могу сказать точно – педагогика никогда меня не манила. Я собиралась стать юристом. Но жизнь внесла свои коррективы и этим планам не суждено было сбыться. Получив высокий балл по литературе и русскому языку, по совету любимой учительницы Татьяны Трофимовны я отправилась поступать на филологический факультет. Проучившись год, поняла – не мое. Некорое время была растеряна и напугана будущим и в этот же год решила поступить на педагога- психолога.

Судьба-шутница тут решила меня проучить дабы не отказывалась от ее даров. Тогда вместе со мной собралась поступать моя лучшая подруга. Мы сдали вступительные экзамены и я уехала домой в деревню. Чтобы не приезжать часто в город я попросила ее узнать наши результаты. В назначенный день я узнала от нее, что мы обе не поступили. Сказать, что я расстроилась – ничего не сказать. Образование было моей неободимостью. Успокоив себя тем, что нужно лучше подготовиться и в новом учебном году подать документы в ВУЗ я начала работать в Доме творчества. Но в ноябре мне пришло письмо из института. В нем говорилось, что если я не явлюсь до конца ноября на кафедру педагогики и психологии, то меня отчислят за пропуск установочной сессии. Я была в прияном удивлении. Секретарь факультета выслушав мою историю посчитала ее «детской». Но что с правдой сделаешь. Так я лишилась подруги и получила первое высшее образование педагога-психолога.

Это позволило мне понять саму себя и развить навык необходимый педагогу – эмпатию. На последних курсах меня сильно заинтересовала тема нарушений связанных с речью. К тому времени у меня уже была семья и родился сынок. В старшей группе ему поставили диагноз ОНР 3 степени. Этот факт еще сильнее развил во мне желание стать логопедом и через некоторе время я поступила в Челябинский государственный педагогический университет на факультет инклюзивного и коррекционного образования. На тот момент наша семья стала больше еще на двух людей – у нас родились дочки и оставив их с папой, я уехала на первую сессию. И здесь снова случилось странное событие – у младшей дочери диагностировали огромный флюс и положили в больницу. Я хотела все бросить и ехать обратно к своей милой крошке. В тот вечер я возвращалась после лекций сама не своя и вдруг среди людей в автобусе я заметила мужчину лет пятидесяти, он ехал вместе с маленьким мальчиком и кормил его шоколадкой из своих рук. Оказалось, что это были дедушка и внук. Нечаянно начав разговор с ним, я поведала свою историю и его слова дали мне пищу для размышлений. Он сказал такую фразу: «Да вы сейчаас можете все бросить и уехать, но через неделю ваша дочка обязательно поправится, с ней ваш супруг и она в безопасности. А вот выпадет ли вам шанс воплотить свою мечту точно сказать нельзя.». И я успокоилась. Теперь, когда я учавствую волнение перед ответственными событиями и желание бежать или моментально испариться этот случай заставляет меня собраться с мыслями и идти только вперед.

В силу своих особенностей педагогическая профессия обязывает человека постоянно просвящаться, обучаться новым техникам. Застой для преподавателя означает конец карьеры. Это и немудрено, ведь педагог - хранитель знаний, звено, соединяющее прошлое и настоящее. Поэтому педагог XXI века должен быть просвященным и в области своего преподавания и в смежных областях так же.

А история продолжает писаться каждый день, каждый день происходят события в той или иной степени влияющие на различные сферы жизнедеятельности человека и педагог должен успеть за информационным потоком, но не слепо доверяя ему, а отделяя факты от домыслов, потому что профессия педагога обязывает нас быть точными.

Но знания предмета и способность фильтровать поступающую информацию далеко не последние критерии профессиональной деятельности для педагога. В первую очередь человек, избравший профессию учителя должен понимать зачем он идет в педагогику и какова его цель в педагогической деятельности. Почему-то так исторически сложилось, что много денег здесь не заработать. В педагогику идут не за хорошими зарплатами. Изловчиться педагогу надо, чтобы на хлеб свой насущный(желательно с маслом) заработать. Должен быть результат и мои педагогические успехи всегда именно «на слуху», а не на глазах. Логопед исправляет недостатки речи, делает ее насыщенной, тем самым облегчая жизнь своим воспитанникам. А сделать это часто не просто.

Начиная работать с ребенком, еще я начинаю работать с его родителями и семьей в целом. Очень отрадно, когда вся семья (или большая ее часть) видит проблему и хочет помочь любимому чаду. Такие дети достаточно комфортно себя чувствуют на занятиях, успешно превозмогают волнения и довольно скоро входят в норму.

Тревожно, если вместо помощи и понимания наталкиваешься на стену «защиты от внешнего раздражителя» и тебе объясняют, что «нет вы не правы» «это у нас папа(мама) был таким» и что все нормально, «израстется и пройдет». Тут нужно проводить «созревание родителей». Начинаются консультации, беседы с очень аккуратным подбором слов и выражений, показ на практике и прочие прелести работы с семьей. Вот здесь и пригождаются умения в смежных дисциплинах: логопед он еще психолог и дефектлог.

«Выжить помогут знания!». До сих пор помню это лозунг из кабинета ОБЖ. И это действительно так – знания облегчают жизнь, нужно только научиться их применять с пользой, отречься от рутины, не позволять собственным амбициям себя утопить. Мои педагогические будни – это всегда подготовка: каждый ребенок – вселенная и в первую очередь – человек. У него часто нет настроения, бывают плохие и хорошие дни, его одолевают различные сиюминутные желания, он хочет старательно работать, но выходит по-разному, иногда бывает горд собой, ему часто бывает стыдно(потому то взрослые часто желают пристыдить), обидно, радостно и грустно. И мне приходит в голову такая аналогия, как детская погремушка – пока она спокойна мы можем увидеть в ней различные наполнители – шарики, кубики, в общем то, что дает ей «голос». Стоит ее пошевелить и весь наполнитель приходит в движение, а «голос» этой игрушки зависит от того какой ритм мы задаем.

Когда я смотрю на детей, на их самостоятельную игру я вижу призраки скопированной взрослой жизни. В ней можно проследить характер отношений в семье, заметить преобладающие фразы самого авторитетного члена семьи. Недаром ксазано выражение «дети – они как зеркало» – прежде чем принять, отражают реальную действительность.

Иногда, в процессе такой игры, я замечаю как дети копируют мои слова и действия. Эти моменты помогают, когда меня захлестывают эмоции. Да, мы хоть и педагоги, но еще и люди. Кажется, это единственный и самый большой недостаток в педагогической деятельности. Ничто людское и нам, педагогам, не чуждо: мы и устаем, и ленимся, желаем, спим, едим, имеем семью, умеем говорить, бываем радостными и грустными. Другая сторона этой медали это как раз наличие эмпатии. Педагог XXI века – должен чувствовать и прививать детям желание понимать эмоции и проявлять их. Николай Васильевич Гоголь однажды сказал такую фразу: «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя». Воспитатние невозможно без понимания и принятия. Жизнь детей была бы совсем другой если бы все взрослые умели понимать и принимать в первую очередь себя.

Подводя итог своих размышлений и возвращаясь к своим педагогическим истокам, вижу, что все-таки жизнь воспитывала меня для педагогической стези, вела: когда я ей внимала, провожала плавно, как любимую воспитанницу, когда пыталась бороться с ней – давала поучительный урок. Но все же какой он педагог XXI века? Отвечу просто: гибкий. Мне кажется этого свойства нам часто не хватает. На эту мысль меня натолкнул мультипликационный фильм «Душа» - там очень интересно рассказано о призвании человека и как оно дается, и что бывает если его отвергнуть. Вообще детские мультфильмы полны глубокого смысла. Их нужно смотреть чаще. Закон дошкольной педагогики гласит - быть на уровне детей. И я стараюсь следовать этому правилу. «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто об этом помнит!».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.