Педагогический проект «Использование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми ОНР»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
« Использование народной тряпичной куклы, как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми ОНР»
Тип проекта:
коррекционно-развивающий
По содержанию:
Тип проекта:
психолого-педагогический
Участники проекта:
Дети логопедических групп, воспитатели, родители, педагог-логопед,.
Продолжительность проекта:
Долгосрочный.
Актуальность проекта:
Играя тряпичной куклой, дети не боятся ошибиться, они раскрепощаются в своих действиях и высказываниях. Благодаря этому у дошкольников развиваются память, внимание, речь и другие психические процессы, что очень важно для детей с ОНР.
Проблема:
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Именно поэтому перед нами, педагогами, возникла проблема поиска эффективных способов, средств и методов в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими недостатки в речевом развитии. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми; активнее осуществляется его психическое развитие. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, хорошо зарекомендовала себя тряпичная кукла.
Практическая значимость:
Повышение качества образовательного процесса.
Создание методической копилки при работе с детьми ОНР.
Создание предметно развивающей среды по теме.
Данный проект может быть использован в работе педагогов ДОУ.
Проект обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми данной категории.
Новизна проекта:
Использование народной тряпичной куклы при коррекционной работе детьми с общим недоразвитием речи.
Цель: развивать речь дошкольников как средство общения через использование элементов игровой деятельности с тряпичной куклой.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой и смысловой сторонам);
-работа над автоматизацией звуков, введением их в свободную речь;
-совершенствование слоговой структуры слова;
-совершенствование связных высказываний (умение строить распространённые предложения, совершенствование диалогической речи),
-учить детей соотносить свои эмоции и характер с персонажем (куклой);
Коррекционно-развивающие:
-развивать познавательные процессы (мышление, память, воображение, фантазия);
-развивать мелкую моторику рук детей;
-развивать самопринятие и принятие других;
-развитие коммуникативных навыков;
-повышать личностную саморегуляцию.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать ответственность, выдержку, внимание;
-создавать положительный эмоциональный настрой у детей и желание творить, повышать у ребёнка уверенность в себе.
Методы и приемы работы:
1.Беседы с детьми.
2.Чтение художественной литературы.
3.Рассматривание иллюстраций.
4.Показ презентаций.
5.Самостоятельное рисование.
6.Заучивание стихотворений, потешек, песен, колыбельных.
7.Информационные листы, консультации для родителей.
8.Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.
9.Анкетирование.
10.Игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
11.Трудовые поручения, действия.
12.Инсценировка сюжетов .
13. Обобщение, моделирование, систематизация.
Интеграции образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие (СКР);
- речевое развитие (РР);
-познавательное развитие (ПР);
-художественно-эстетическое развитие (ХЭР);
- физическое развитие (ФР).
Ожидаемые результаты:
В результате реализации данного проекта получится собрать информацию по коррекционной работе с детьми ОНР, создать картотеку игр с применением тряпичных кукол.
В результате проведённой работы, у детей, в личностном и познавательном плане, произойдут существенные изменения.
В результате повторной диагностики, те дети, которые были обозначены как имеющие трудности в общении, покажут, успехи: адаптация у этих детей должна пройти более спокойно, предполагается развитие диалогическая речь на более высоком уровне.
По результатам коррекции должны произойти значительные улучшения в эмоциональном и личностном развитии детей.
Предполагается у детей снижение напряжённости, тревожности, повышение самооценка и веры в свои собственные возможности, а так же развитие уверенности в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Повысится воспитательная компетентность родителей в вопросе необходимости речевого развития ребёнка дошкольного возраста.
Появится интерес у родителей к совместным играм со своим ребенком, отношения родителей и детей станут более близкими и доброжелательными.
Повысится качество образовательного процесса в работе воспитателей, пополнится предметно-развивающая среда.
Получится создать картотеку игр «Учимся, играя» (обучающие игры с применением тряпичных кукол при работе с детьми ОНР) и обучающий лэпбук «Куколка тряпичная – игрушка отличная».
Разработанные материалы проекта можно использовать при проведении образовательной деятельности в ДОУ, на выступление педсовета, методического объединения.
Этапы реализации проекта
I подготовительный
1. Дидактическое и методическое оснащение проекта.
2.Пополнить развивающую среду:
- подбор художественной литературы по теме;
- подбор фотографий, иллюстраций, видео;
- подготовка материала для творчества: ткань, нитки, вата, тесьма и т.д.;
- подбор дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, подвижных ;
- подбор потешек, песен на тему русского быта;
4.Разработка конспектов НОД по теме.
5. Разработка мастер- класса по теме.
6. Подготовка консультаций для родителей .
7.Анкетирование родителей .
8. Привлечение родителей к работе по теме (подбор художественной литературы, иллюстраций, игр, фотографий, видеоматериалов по теме).
II основной
1.Разработать план мероприятий в соответствии интеграции образовательных областей (приложение № 1).
2.Продолжить работу по проекту в соответствии плана.
III заключительный
1. Презентация «Использование народной тряпичной куклы, как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми ОНР» (опыт работы).
2.Создание картотеки игр «Учимся, играя» (обучающие игры с применением тряпичных кукол при работе с детьми ОНР).
3. Изготовление лэпбука «Куколка тряпичная – игрушка отличная».
Результативность проекта:
Подборка методической информации по коррекционной работе с детьми ОНР.
Создана картотека игр «Учимся, играя» (обучающие игры с применением тряпичных кукол при работе с детьми ОНР).
Изготовлен обучающий лэпбук «Куколка тряпичная – игрушка отличная».
У детей значительно наладились социально-коммуникативные отношения с детьми и взрослыми.
Повысился результат итоговой диагностики в разделе «Речевое развитие».
У родителей появился интерес к совместным играм со своим ребенком.
Повысилось качество образовательного процесса в работе педагогов.
Пополнилась предметно-развивающая среда.
Рекомендации:
Материалы проекта могут быть использованы в педагогической деятельности различных образовательных учреждениях.
Опыт внедрения проекта может быть интересен другим работникам дошкольного образовательного учреждения.
Опыт может быть использован для создания подобных проектов, имеющих проблемы в других направлениях.
Список литературы:
Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2002.
Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. - М. Просвещение, 1979.- 208с.
Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития//Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М.,1982
Герасимова А.С. Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками. - М. Айрис-пресс, 2009. - 224с.
Гребенщикова Л. Г., Основы куклотерапии. Галерея кукол., Издательство: Речь, 2007
Дворецкая Г. Играйте в куклы — на здоровье. Мурманский вестник. 2016
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. -М.Просвещение, 1985. - 110с.
Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. -М.Мозаика - Синтез, 2006. - 112с.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. - М. Просвещение 1988. – 159с.
Метельская М.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М., 2007.
Нефедова Е.А., Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.
5. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000.
Степанова О.А. Дошкольная логопедическая служба. - М. Творческий центр Сфера, 2008. - 124с.
Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. — СПб.: Речь, 2008г. — 218с.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М. Просвещение, 1972. – 173с.
Ткаченко Т.А. Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи// Дошкольное воспитание. 1989. №3, с.36-40.
Ткаченко Т.А. Физкультминутки для пальцеввой моторики у дошкольников с нарушением речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004 г.
Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст) /Фаустова И.В. // Управление ДОУ. — 2008. — №5-С. 100-107-с. 2008
Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа «Коррекция нарушений речи». - М. Просвещение, 2010. – 272с.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М. Гном –Пресс, 1999. – 78с.
.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.,2008.
Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. С-Петербург Детство-пресс, 2012
Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство (текст) Якушева Г.И. // начальная школа (журнал). — 2004. — №12-с. 54-56. — с. 2004
Приложение № 1
План мероприятий
Октябрь
Изучение литературы, содержащей материал по теме проекта с образцами изготовления народных кукол;
Сбор необходимой информации (презентации, фото, видео, конспекты НОД, картотек игр тряпичными куклами );
Выявление знаний детей о тряпичной кукле;
Анкетирование родителей «Какими игрушками играет ваш ребёнок дома?»;
Подбор необходимого материала для практической деятельности.
Ноябрь
Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой»;
Чтение и заучивание с детьми стихотворений и потешек с использованием тряпичных куклах;
Консультация для родителей «Традиционная тряпичная кукла в жизни современных детей»;
Создание наглядных и методических пособий, изготовление образцов кукол.
Декабрь
Экскурсия в музей детского сада «Мини изба» по теме «Народная кукла»;
Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка».
Знакомство детей с русскими народными куклами «Зайчик на пальчик», «Хороводница», проведение занятий с использованием кукол в коррекционной работе с детьми. (Игры с «Зайчиком»: «Куда сел зайчик?», «Угадай, что изменилось?», «Подскажи словечко», «Правильно подними карточку», «Кто заблудился». Игры с «Хороводницей»: «Протяни звук», «Сказочница»).
Январь
Знакомство детей с русскими народными куклами «Пеленашка», «Девка-баба», проведение занятий с использованием кукол в коррекционной работе с детьми.
Изготовление с детьми куклы «Пеленашки».
Игры с куклой «Пеленашкой»: «Качаем куклу», «Младенец спит», «Люлька для малыша». Игры с куклой перевертыш «Девка-Баба»: «У кого что?», «Наведи порядок», «Слушай слоги;
Консультация для родителей «Народная тряпичная кукла – как традиционный элемент воспитания детей».
Февраль
Знакомство детей с русскими народными куклами «Колокольчик», «Лошадка»;
Изготовление с детьми кукол «Колокольчик», «Лошадка»;
Проведение занятий с использованием кукол в коррекционной работе с детьми (Игры с куклой «Колокольчик»: «Найди ошибку», «Повтори ритм», «Что звучит», «Где звучит», «Какой звук?» Игры с куклой «Лошадка»: «Кучер», упражнение «Лошадка»);
Март
Знакомство детей с русскими народными куклами «Кубышка-травница», «Зерновушка»;
Изготовление с детьми кукол «Кубышка-травница», «Зерновушка»;
проведение занятий и использование их в коррекционной работе с детьми. (Игры с куклой «Зерновушка»: «Угадайка», «Что внутри?», «Что из чего?», «Покажи где». Игры с куклой «Кубышка-травница»: дыхательная гимнастика, «Угадай чем пахнет?»).
Консультация для родителей «Роль русской народной тряпичной куклы в развитии детей».
Апрель
Сюжетное обыгрывание с использованием кукол собственного изготовления. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад». Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.);
Проведение занятий с использованием кукол в коррекционной работе с детьми (куклы - перевертыш «Мамка-Папка»»: «Кто что сделал?», «Чей? Чья?», игры с пальчиковыми тряпичными куклами «Куколки здороваються».
Консультация для родителей «Кукла – оберег, кукла – закрутка».
Май
Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка»;
Презентация «Использование народной тряпичной куклы, как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми ОНР» (опыт работы);
Создание картотеки игр «Учимся, играя» (обучающие игры с применением тряпичных кукол при работе с детьми ОНР);
Изготовление лэпбука «Куколка тряпичная – игрушка отличная»;
Использование полученного опыта работы по проекту «Использование народной тряпичной куклы, как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми ОНР» и накопленного материала в методической мастерской.