12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алла Савостикова232

Республика Карелия

Администрация Петрозаводского городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение Петрозаводского городского округа

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

Деятельности по физическому развитию детей № 112 «Лесная сказка»

МДОУ «Детский сад № 112»

















Творческий познавательный мини-проект

«Петроглифы – путешествие во времени»






Группа № 7 «Солнышко»,

подготовительный к школе возраст

Воспитатель:

Савостикова А.Ю




2023 год



Паспорт проекта



Тип проекта: творческий, познавательный

По длительности: краткосрочный, 3 недели


По количеству участников: групповой




Проблема:

Петроглифы Карелии - выдающиеся памятники древнего наскального искусства Северной Европы, но к сожалению, они изучаются лишь отдельными учёными, искусствоведами и мало популярны даже среди коренного населения.

Древнейшие люди, не имея современных приспособлений для рисования, вырезали их на камнях, деревьях, других доступных материалах. Многие из наскальных изображений пережили тысячелетия, и сегодня по древним рисункам мы видим, как жили и чем занимались наши предки. Онежские петроглифы, найденные на территории Республики Карелия, относят к ценнейшим памятникам доисторической культуры и первобытного изобразительного искусства.

В наши дни уникальные наскальные рисунки охраняются государством. Территория мыса Бесов Нос имеет статус природного и исторического заповедника. Кроме того, с июля 2021года петроглифы Карелии включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Актуальность:


Современные технологии позволяют нам путешествовать в любую точку земного шара, узнавать новое, не прикладывая особых усилий. И мы отправляемся на поиски «чудес света» куда угодно, только не в родные края. Карельские петроглифы — одни из самых древних наскальных рисунков на Земле. И самые таинственные. Удивительно, но часто мы знаем больше о далёких странах и континентах, чем о той местности, где родились и живём зачастую всю свою жизнь. Это касается и взрослой и детской аудитории. А если остановиться, оглянуться вокруг и присмотреться, можно увидеть и узнать столько интересного. И это интересное – здесь, рядом с тобой, на твоей родной земле. И ехать, бывает никуда не надо.

 



Цель проекта:

Через изучение петроглифов Карелии создать условия для более глубокого погружения в краеведческую тему.


Участники проекта: дети, родители, представители семьи (бабушки, дедушки, тёти, дяди, племянники и др.), воспитатели.

Задачи:

Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о родном крае, его древней истории.

Показать, что Карелия – уникальный регион, предмет гордости её жителей, а петроглифы – исторический памятник.

Познакомить участников проекта с петроглифами Карелии и научить отличать их от других наскальных рисунков.

Формировать основы исследовательской деятельности через упражнения с художественными материалами.

Развивать эмоциональное восприятие мира, творческие способности, художественную культуру.

Активизировать родителей, повысить уровень краеведческой культуры, настроить на волну тесного взаимодействия с ребёнком.




Ожидаемый результат проекта.

Надеюсь, что получится,

Вызвать желание у детей самостоятельно изучать родной край, используя знания, полученные во время работы над проектом.

Изменить отношение к родному краю, убедить в том, что Карелия – волшебный мир со своими чудесами.

Повысить уровень исследовательской деятельности через упражнения с художественными материалами (рисования на разных поверхностях, в том числе сыпучих)

Научить участников проекта (и детей, и взрослых) узнавать карельские петроглифы и отличать их от других наскальных изображений.

Мотивировать родителей самостоятельно повышать уровень личной краеведческой культуры, активнее участвовать в жизни своих детей.










Подготовительный этап:

Используем модель трех вопросов. Спрашиваем у детей: «Что мы знаем о необычных рисунках», «Что хотим узнать?», «Как это можно сделать?»

Также используем метод педагогического вброса: рисунки первоначально рассматриваем на прянике.



Дата

Мероприятия

Совместная деятельность

педагога с детьми

Работа с родителями

1 неделя



«Что за детские рисунки?»

(В начале был пряник…)

Первое знакомство с петроглифами.

Фиксация впечатлений и предположений детей.

Индивидуальные

консультации для родителей по подбору литературы для будущей выставки.



Подготовка к созданию выставки

Подбор книг, иллюстраций, фотографий, альбомов о Карелии.


Фотографии из семейного архива с пейзажами из карельской глубинки.




Беседа - игра

«Листы каменной книги», знакомство с творчеством А.Линевского

Рассматривание и представление книг и альбомов из домашней библиотеки детьми в группе.

Рекомендации родителям, на что обратить внимание при выборе книг по теме для изучения совместно с детьми.














ЭД «Лаборатория художника»

Д\И «На чём и чем можно рисовать?»

(обзор художественных материалов на основе опыта детей)



Поощрение детской инициативы при рисовании необычными способами: на снегу, на муке и соли, на запотевшем стекле, пыльной поверхности и т.д.)


ОД «Путешествие по карте Карелии»

ДИ «Навигатор»

Цель: закрепить названия крупных водных объектов Карелии»








Основной этап:

2 неделя

Беседа: «Удивительное - рядом»

Проблемная ситуация: где прячутся «чудеса света»


Пластические этюды на тему известных детям великих сооружений человечества (Пирамиды Египта…)



ОД «Путешествие на восточный берег Онежского озера»

Знакомство с онежскими петроглифами.

Игра-эксперимент «Чёрный плащ» (норвежская технология по эффективному поиску петроглифов)

Дети напоминают родителям о начале работы книжной выставки


Выставка домашних книг и материалов по теме «Такая разная Карелия»

Оформление совместными усилиями,

обсуждение результатов работы.



Беседа: «Где живут петроглифы» (знакомство с петроглифами Белого моря)


С/Р игра «Путешественники»

Д\И: «Соберём рюкзак в поход»

Мозговой штурм «Для чего нужны были наскальные рисунки?»

«Семейный кинотеатр»

(просмотр видеофильма о беломорских петроглифах)


Самостоятельная деятельность

Рассматривание и обсуждение фотографий, графических копий и фантазийных рисунков на тему петроглифов




ОД по ХЭР «Я – древний художник»

Выполнение наскальных рисунков в технике: «граттаж».


3 неделя

ОД по РР «Составление творческого (описательного) рассказа о созданном петроглифе».


ИД: «Угадай, кто или что» (разгадывание созданных эскизов наскальных рисунков)






Подготовка рассказа и репетиция выступления.


Презентация авторских мини - рассказов детьми

Аппликация «Мой петроглиф»




ОД по ХЭР

(плетение из ниток)

«Косы для Главной колдуньи»


Обеспечение материалами для изготовления поделки (акриловые нитки, основа для плетения)


«Лаборатория художника»

Лепка кулона - оберега.

Создание арт – объекта. Самостоятельный выбор материалов для лепки.

Девочки: рыба (рыбачки), мальчики – лебедь

(охотники).



Творческая выставка детских работ





Заключительный этап:

Оформление выставки домашних книг и альбомов, посвящённых красотам карельской природы «Такая разная Карелия»;

Рассматривание результатов совместной деятельности (выставка творческих работ, создание альбома «Петроглифы – путешествие во времени»)

Подведение итогов (благодарность участникам проекта)

Знакомство с результатами проекта на родительском собрании (*за рамками проекта)



Продукты проекта:

1. Работы детей, выполненные на занятиях и в свободной деятельности:

Рисование: «Я – древний художник»

Рисование – эксперимент «Если бы петроглифы были цветными»

Аппликация «Мой петроглиф»

Альбом совместного творчества «Петроглифы – путешествие во времени»

Рукоделие (плетение из ниток): «Косы для Главной колдуньи»

Лепка кулона – оберега (материал по выбору: солёное тесто, масса для лепки)

2. Выставка домашних книг и альбомов, посвящённых красотам карельской природы «Такая разная Карелия».

3. Мини - рассказы о созданных петроглифах.

4. Фотоотчёт об экскурсии в Национальный музей Республики Карелия: «Листы каменной книги наощупь».

5. Демонстрационный материал:10 фрагментов «скалы» (картонные коробки) с чёрно-белыми изображениями петроглифов восточного побережья Онежского озера.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Карельские народные загадки / подг. Л. А. Лавонен, ред. Э. С. Киуру, В. Д. Ригоев. Петрозаводск, 1982.

Линевский А. М. «Листы каменной книги», Издательство «Карелия», 1976г.

Лобанова Н. В., «Петроглифы Карелии»; Издательство: Северный Паломник, 2019 г

Чудеса света. Энциклопедия для детского сада, 2021г.






ДРУГИЕ РЕСУРСЫ

1. https://rk.karelia.ru/special-projects/petroglifyi/petroglify-arheologiya/


2. https://www.youtube.com/watch?v=hNOGhQLxCkY&t=68s


3. https://bloknot-turista.ru/rossiya/kareliya/dostoprimechatelnosti-kareliya/petroglify.html


4. https://worldrockart.ru/risunki/petroglify-karelii/


5. https://www.culture.ru/materials/32944/karelskie-petroglify



6. https://libking.ru/books/sf-/sf/33205-8-aleksandr-linevskiy-listy-kamennoy-knigi.html#book

7. https://www.youtube.com/watch?v=R4bwFP9Q1Oc&t=13s



ПЕЧАЛЬНЫЕ ФАКТЫ


В 1934 году молодые советские музееведы решили, что Эрмитажу нужна наскальная живопись. И взорвали скалу с петроглифами на мысе Пери Нос–Большая плита с рисунками («крыша») отправилась в Эрмитаж, обломок помельче достался местному краеведческому музею. При взрыве погибли около десятка рисунков, в том числе уникальная для карельских петроглифов сцена деторождения.

В советские времена территория Беломорских петроглифов пострадала при строительстве ББК и Выгостровской ГЭС. Одна из групп рисунков на острове Шойрукши засыпана плотиной.


Сегодня карельские петроглифы тоже никто всерьёз не охраняет. В Беломорске летом работают волонтёры, приглядывающие за вольными туристами. Пару лет назад на норвежские деньги сделали мостки — чтобы не топтали петроглифы при осмотре.


Восточный берег Онеги и вовсе далёк от заповедных условий. Сюда приезжают на джипах, ставят палатки, жгут костры на камнях с древними рисунками. Добавляют свои, современные. «Ося и Киса здесь были»…

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.