12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ибремова Елена Меликовна124
Россия, Дагестан респ.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Куркентская СОШ №1 им. Рагимова М.М









Урок по русскому языку

во 2 «а» классе

«Одушевленные и неодушевленные

имена существительные».



t1708024136aa.png





Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Абдуллаева Елена Меликовна



















Урок русского языка во 2 «а» классе

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи:

Образовательная – познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные;

Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник «Русский язык» Канакиной, Горецкого

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

предметных результатов:

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

-распознавать одушевленные и неодушевленные существительные;

- находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;

- определять у имени существительного значение.










Ход урока

1. Орг.момент. (Слайд1)

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости . Давайте поприветствуем их.

Ученик: Мы приветствуем гостей

Дорогих учителей

Всех знакомых, незнакомых

И серьезных и веселых

Сегодня второй класс

На урок позвал всех вас.



Учитель: Тихо девочки за парту сели

Тихо мальчики за парту сели

На меня все посмотрели

Начинаем урок.

- И так у нас урок русского языка. Девиз нашего урока.( Слайд2)

Запрещается лениться!

Не болтать и не крутиться.

Лишь учиться и трудиться

В жизни это пригодитьсся.



2. Актуализация знаний. (Слайд3)

1) Работа по карточкам.(Два ученика вызываю к доске)

Первая карточка. Вторая карточка.

Фонетический разбор. Морфемный разбор

Лес. Лесное Лесник



2) Игра «Доскажи словечко?»

-Наша речь состоит из …..(предложений)

-Главные члены предложения это……(подлежащее и сказуемое)

-Предложения состоят из………(слов)

-Какие части слов вы знаете……(окончание, основа, корень, суффикс, приставка)

-Самая\ главная часть слова это….(корень)

-Изменяемая часть слова это…..(окончание)

-Общая часть родственных слов называется ……..(корнем)

-Звуки делятся на …….(гласные и согласные)

-Гласные бывают……(.ударные и безударные)

-Соглассные звуки бывают …..(звонкие и глухие, парные и непарные, мягкие и твердые).





Физкультминутка для глаз.

Посмотрели вверх, вниз, влево, вправо. Закрыли глазки, открыли. (Слайд 4)



3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.



УЧИТЕЛЬ: Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.



УЧИТЕЛЬ: Записываем число, классная работа.

15 февраля. (Слайд 5)

Классная работа.

а) Минутка чистописания.



- Сегодня мы повторим букву И

t1708024136ab.jpg

Письмо заглавной буквы «И». Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вверх, вправо, закругляем и пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением вниз вправо, доводим до высоты первого элемента, не отрывая руки, пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу. Высота обоих элементов находится на одинаковом уровне (и - раз – и – два).

Письмо строчной буквы «и». Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу, доводим до верхней линии рабочей строки и, не отрывая руки, пишем вторую прямую наклонную линию с закруглением внизу (раз-и-два-и).

УЧИТЕЛЬ: - А сейчас словарная работа.



б) Словарная работа.
Загадки (отгадки один ученик записывает на доске, остальные – в своих тетрадях) 
Лежит меж грядок, зелен и сладок. (Огурец)  (Слайд 6)


Красна - девица сидит в темнице, 
А коса на улице. ( Морковь)  (Слайд 7)

Что за скрип? Что за хруст? 
Это что ещё за куст? 
Как же быть без хруста, 
Если я ...(капуста) (Слайд 8)


Дом зелёный тесноват: 
Узкий длинный, гладкий. 
В доме рядышком сидят 
Круглые ребятки. 
Осенью пришла беда - 
Треснул домик гладкий, 
Поскакали кто - куда 
Круглые ребятки.  (Горох) (Слайд 9)

Неказиста, шишковата, 
А придёт на стол она, 
Скажут весело ребята: 
"Ну, рассыпчата, вкусна!"  ( Картошка) (Слайд 10)


Вперевалку зверь идет -  
По малину и по мед. 
Любит сладкое он очень. 
А когда приходит осень, 
Лезет в яму до весны, 
Где он спит и видит сны. (Медведь) (Слайд 11)

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы. (Заяц) (Слайд 12)

УЧИТЕЛЬ: Определите, слова какой части речи вы записали? (сущ.) Почему существительные?

Чтобы определить тему урока, разделите эти слова на 2 группы. Какие слова вы отнесли к 1 группе, ко 2 группе? Почему вы так распределили слова? Какой вопрос вы поставите к существительным каждой группы? (слайды 13-14)

4. «Открытие нового знания».

УЧИТЕЛЬ: Почему к первой группе слов вы поставили вопрос что? А ко второй – вопрос кто?

УЧИТЕЛЬ: Делаем вывод. Когда к именам существительным мы ставим вопрос кто (что)?

УЧИТЕЛЬ: Читаем вывод вслух. (вывод на слайде 15)

Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.

Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.

УЧИТЕЛЬ: О каких существительных пойдёт речь на уроке? Назовите тему урока.

Одушевлённые и неодушевлённые существительные имена существительные)- (Слайд 16)

-Чему бы вы хотели научиться, работая по данной теме? (научиться различать одушевлённые и неодушевлённые сущ.)

5.Физкультминутка. (Слайд 17)

6. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику. (Слайд 18)

УЧИТЕЛЬ: Найдите в учебнике упражнение 80 на стр.48 и прочитайте его. (затем один читает всем).

Найдите в предложениях имена существительные (работники, столяры… и т.д.) Кого так называют? (людей).

Давайте изменим выделенные существительные так, чтобы они отвечали на вопрос КТО? и запишем их в тетради.

КТО? Столяр, инженер, доктор, кондуктор, шофёр.

Ученик пишет у доски с комментированием.

На какой вопрос отвечают эти слова? (Кто?)

УЧИТЕЛЬ: Прочитайте правило на стр. 48. (глазками, затем кто-то один для всех).

Как называются имена существительные, обозначающие людей и животных и отвечающие на вопрос КТО? Полным ответом. (Имена существительные, отвечающие на вопрос КТО? называются одушевлёнными)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (Слайд 19-20)

УЧИТЕЛЬ: Откройте учебник на стр. 50. Прочитайте упражнение 84.

Один читает вслух.

Что обозначает каждое выделенное слово? На какой вопрос отвечает?

К какой части речи относится?

В тексте вам встретились слова КАРТИНА и ПЕЙЗАЖ. Откройте толковый словарь на стр. 136 и прочитайте, что обозначают эти слова.

Слово КАРТИНА – это словарное слово, проговорим его хором. (На доске табличка с этим словом)

Назовите непроверяемую безударную гласную, запомните написание этого слова.

Работа в тетрадях.

Запишите в тетрадь упражнение 84.

Выпишите выделенные имена существительные к себе в тетрадь.

На какие вопросы они отвечают?

Ученик пишет у доски с комментарием, а остальные самостоятельно в тетрадь.

Прочитайте правило на стр. 50. (глазками, затем кто-то один для всех).

Как называются имена существительные, которые не обозначают людей и животных и отвечающие на вопрос ЧТО? Полным ответом. (Имена существительные, отвечающие на вопрос ЧТО? называются неодушевлёнными)

7. Закрепление изученного материала. (Слайд 21)

а) Нахождение одуш. сущ. в тексте (с комментированием, один ученик работает у доски, а остальные самостоятельно.) слайд 15.

УЧИТЕЛЬ: Выпишите все одушевлённые имена существительные из текста

Зимние постельки.

Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери зимой? На улице мороз трещит. Каждый спит в своей спаленке. Лисица улеглась в тёплой постельке в своей норке. Белочка в моховом гнёздышке уснула. Медведь в берлоге лежит. Бобр спит в хате из брёвен. Синичка устроилась на ночлег под кустиком.







б) Работа в паре. Игра «Третий лишний».

Яблоня, котёнок, берёза

Дедушка, стол, отец

Соловей, шкаф, мальчик

Пенал, бабочка, ведро

-Зачеркнуть в каждой строке лишнее слово, используя полученные вами знания на уроке об одушевлённых и неодушевлённые существительных.

Проверка по эталону. (Слайд 22) Самооценка работы в паре

в) Самостоятельная работа. (Слайд 23)

Дифференцированная работа по уровням.

Дети различного уровня обученности получают листочки разного цвета.

Посмотрите на ваши парты, у вас даны листочки разного цвета. Задания для детей, у которых красные листочки. Послушайте внимательно.

( 1 низкий уровень) Вам нужно записать название только одушевлённых имен существительных (Предметы изображены на слайде 17). Кто может летать?

Те ребята, у кого желтые листочки. (2 средний уровень). Вам нужно

придумать и записать по три имени существительных одушевленных и неодушевленных.

УЧИТЕЛЬ: И учащиеся, у которых на партах зеленые листочки

(3 высокий уровень). Должны составить и записать 1 предложение, используя одушевленные или неодушевленные имена существительные на тему: «Весна».



8.Рефлексия (Слайд 24)

Продолжи фразу

Сегодня на уроке я познакомился с …

Одушевлённые имена существительные обозначают…

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…

9. Итог урока

-Что нового вы сегодня узнали на уроке об имени существительном?

Оценивание. «Светофорчик»

t1708024136ac.pngЗеленый – все понятно, все удалось.

Желтый – есть небольшие затруднения.

Красный – ничего не понял, нужна помощь

t1708024136ad.jpgСова – символ мудрости и знаний. Вы все хорошо сегодня работали и получите на память сову. (Слайд 25)

10.Д/задание: Упр.85 стр.50 выучить правило на стр.48-50. (Объяснение) (Слайд 26)



А закончить урок я хочу словами: (Слайд 27)

Изучение русского языка

Нелегко нам даётся пока.

Но идёт по земле новый век,

Должен грамотным быть ЧЕЛОВЕК! (Слайд 28) Отдыхаем. Урок окончен.



Опубликовано


Комментарии (2)

Аушева Елена Васильевна, 15.02.24 в 23:31 0Ответить Пожаловаться
Спасибо. Но есть ссылки на слайды, а самой презентации нет.
Сорокина Светлана Валерьевна, 18.02.24 в 02:16 0Ответить Пожаловаться
Да, хотелось бы посмотреть на слайды к публикации.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.