12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елизарова Елена Николаевна45
Россия, Архангельская обл., Архангельск
2

Планирование движения учащихся по индивидуальной траектории на уроке географии

Планирование движения учащихся по индивидуальной траектории на уроке.

Определение образовательной траектории

Образовательная траектория — это последовательность получения и состав необходимого образования для достижения желаемого уровня квалификации в избранной области.

При разработке образовательной траектории учитываются способы получения образования, уровень развития человека в интеллектуальном, физическом, нравственном отношении, интересы и склонности, спрос на рынке труда и располагаемые человеком ресурсы (время, способности, деньги и т.п.).

Индивидуальная образовательная траектория — это персональный путь реализации личностного потенциала через обучение. В качестве синонимов используются «вариативное обучение», «персонализированное обучение», «индивидуальный образовательный маршрут» и др.

Обычно при определении индивидуальной образовательной траектории внутри учебного заведения мы вынуждены действовать в рамках учебной программы и имеющихся дисциплин. Однако жизнь даёт нам гораздо больший выбор.

Мы не только учитываем особенности учебы, способы работы с учебным материалом, особенности усвоения учебного материала и виды обучения. Мы оцениваем свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые мы можем приложить для получения необходимых нам знаний.

Поэтому образовательная траектория:

должна обязательно учитывать наши долгосрочные цели и быть направлена на достижение целевого состояния,

должна начинаться (и начинается) с детства и распространяться на продолжительный период вплоть до момента, когда мы уже физически не сможем обучаться.

На схеме внизу находится пример карьерной траектории в отрасли, связанной с технологией блокчейн. Разбираться в конкретных карьерных траекториях мы будем на следующих уроках. Но в данном уроке нам нужно обратить внимание на то, что здесь есть разделение траекторий в зависимости от технической подготовленности человека.

Если человек является технически подкованным (т.е. имел определённую образовательную траекторию в прошлом), то он идет по одной траектории обучения и в последующем подходит для определённых ролей в компании.

Интересно, что есть вариант траектории для технического специалиста, который не знаком с современными языками программирования и тогда его траектория становится ближе к тем, у кого нет технического опыта. Однако, как мы видим, с некоторыми усилиями по изучению языка программирования (желтый квадрат на схеме) он может значительно расширить свои возможности и, после определенного дополнительного обучения, претендовать на больший спектр ролей в компаниях.

Естественно, что люди без технического опыта и знаний практически не имеет шансов выполнять технические роли, как бы им это ни хотелось.




Современные условия.

Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и практике разрабатывались вопросы дифференциации и индивидуализации обучения, а в последние годы ведущая роль стала отводиться проблеме качества образования. Особо значимой в условиях модернизации школьного образования является задача обеспечения качества образования, развития учащихся, удовлетворения в полной мере индивидуальных образовательных запросов и потребностей учащихся.

Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика – это смысл деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предполагаемый результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей.

Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей учеников, их уникальности, разноуровневости и разноплановости. Для этого применяются следующие способы:

предоставление выбора пути построения индивидуальной образовательной траектории;

индивидуальные задания ученикам на уроках;

организация парной и групповой работы;

формулировка детям открытых заданий, которые предполагают их выполнение индивидуально каждым учеником («Мой образ страны», «Моя история» и т.п.);

предложение ученикам составить план занятия для себя, выбрать содержание своего домашнего задания, тему творческой работы, индивидуальную образовательную программу по предмету на обозримый период времени.

Учащийся сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут предоставлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

При составлении индивидуальной образовательной траектории учитель дает учащемуся возможность выбора, выступая в роли консультанта, учитывает его индивидуальные интересы, особенности учебной деятельности, способы работы с учебным материалом, особенности усвоения учебного материала, виды учебной деятельности.

Возможность выбора индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что ученик при изучении темы может, например, выбрать один из следующих подходов: образное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижение учениками нормативного образовательного уровня.





Результаты продвижения по образовательной траектории

Образовательные продукты учащихся отличаются не только по объему, но и по содержанию. Данное отличие обусловлено индивидуальными способностями и соответствующими им видами деятельности. Учитель может и должен предлагать ученикам для усвоения различные виды деятельности, как эмоционально-образные, так и логические, но, если учитывать приоритетные виды деятельности индивидуально для каждого школьника, следует допустить выбор детьми этих видов при изучении одних и тех же образовательных объектов. В данном случае будет обеспечиваться не одна общая образовательная траектория для всех учеников, различающаяся объемом усвоения стандартов, но индивидуальные траектории, приводящие учеников к созданию личностных образовательных продуктов, отличающихся как объемом, так и содержанием. Даже при одинаковых знаниях об изучаемых объектах образовательные продукты разных учеников различны, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются.

Результаты продвижения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный учащимся продукт: полученные знания, которые реализуются в умениях (мыслительных, познавательных, коммуникативных) оперировать ими в стандартной или творческой ситуации. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая оценивать либо вовремя корректировать путь учащегося по его траектории. Для построения с учащимися их индивидуальных образовательных траекторий в помощь ученику в процессе исследования разработана памятка «Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения», которая представлена на данном рисунке

Памятка

« Алгоритм построения ИОТ»

1. Сформулируйте свою образовательную цель.

Цель – предполагаемый результат деятельности. Поставить цель- значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат.

2.Определи задачи.

Задачи позволяют разработать план деятельности по достижению цели

3.Выбери формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал.

4. Определи формы и методы контроля, которые предпочтительнее для тебя.

5. Проведи рефлексию. Проанализируй полученные результаты.


Также данный алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения можно изобразить в виде блок-схемы

Ц


ЕЛЬ



Зt1697192400aa.gift1697192400ab.gif адачи

Формы обучения Методы обучения

t1697192400ac.gift1697192400ad.gift1697192400ae.gift1697192400af.gift1697192400ag.gift1697192400ah.gif

фронтальная групповая словесные наглядные

индивидуальная практические


Фt1697192400ai.gift1697192400aj.gift1697192400ak.gif ормы контроля

t1697192400al.gift1697192400am.gift1697192400an.gift1697192400ao.gifМассовые Индивидуальные


дискуссия дебаты контрольная работа опрос

Работа по плану

(описание ЭГП района по плану)

Следуя пунктам памятки или блок-схемы «Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения», можно сделать таблицу для поэтапного пути реализации индивидуальной образовательной траектории обучения

Тема раздела:

Цель:

Задачи:

п.п

Тема урока

Формы обучения

Методы обучения

Формы контроля

Оценка



















Следует отметить, что при переходе от одной темы к другой учащиеся также выполняют самоанализ, пользуясь схемой. «Алгоритм самоанализа изученной учащимся определенной темы»

Иt1697192400ap.gift1697192400aq.gif зучаемая тема


t1697192400ar.gift1697192400as.gifТема освоена Причины затруднения Тема не освоена


Способы фиксации образовательных продуктов 

составление памятки, алгоритма, схемы, таблицы;

выдвижение гипотез, их доказательство;

разработка рекомендаций;

защита проектов;

проведение опыта, эксперимента, наблюдения, исследования

составление теста, задания;

изготовление книжки, брошюры;

составление мини – словаря;

рисунок для энциклопедии;

составление рецензии;

составление шарад, ребусов, кроссвордов;

исполнение ролей на уроке: информатор, защитник, обвинитель, консультант и т. д.

реклама объекта учебной деятельности;

презентация.



Индивидуальный образовательный  маршрут  дает возможность:

1)  построить индивидуальную образовательную траекторию обучения способного ребёнка;

2)  увеличить  темп изучения учебного материала;

3)  обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объёма;

4)  повысить интенсивность обучения; то есть выстроить образовательный процесс в соответствии с основными стратегиями обучения одарённых детей:

1) ускорение – обучение в более быстром по сравнению с классов темпе.

2) углубление - более глубокое изучение материала.

3) обогащение -  обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.

4) проблематизация - использование оригинальных объяснений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у школьника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

 

  

Методы работы:

 

   практические занятия (написание теста, сочинения, путешествия);

    выполнение поисковой работы;

    выполнение проектов (в том числе с использованием информационных технологий)

    выполнение интерактивных упражнений ;

    подготовка устных выступлений;

    создание компьютерных презентаций;

    работа со справочной страноведческой литературой 

 

Задачи:

-   Развитие способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации учащегося.

-  Развитие способности и готовности к самостоятельному изучению географии, дальнейшему самообразованию с её  помощью в разных областях знаний.

-  Приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы. 

 

Ожидаемый результат:

 

Формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности, творческого потенциала личности.

 

Индивидуальный маршрут ученика .

Данный маршрут  разработан для индивидуальной работы с ученицей 9 класса Фефиловой Ксенией. Ксюша учится на  «удовлетворительно», быстро и прочно овладевает знаниями. У неё отличная  память, У ученицы проявляются интерес и способности к изучению естественных наук.

Ее характеризует серьезное и ответственное отношение к учебе, но не всегда  добросовестно готовится к урокам. Творчески подходит к каждому виду работы, на занятиях не активна. Ксюша многосторонне развитая личность, ей всё интересно, но иногда ленится или нет настроения, может сказывается переходный возраст. Начиная с 5 класса Ксюша участвует в школьной научно-практической конференции школьников «Юность. Наука. Образование »

Основные направления работы

 1.Информационно-аналитический 

 (сбор информации и её анализ- это наблюдение, собеседование,  изучение документации, ); На основании данных составляется психолого- педагогическая характеристика.( класс)

      Общие сведения об ученике

      Социальное положение подростка

      Взаимодействие с классом:

      Учебная деятельность

      Направленность личности учащегося и специальные способности: 

    Здоровье школьника:

 

2.Диагностический (диагностика личностного потенциала); цель данного этапа более детальное  изучение психолого- педагогических аспектов подростка для выявления  индивидуальных его качеств (6 класс)

      3.   Подготовительный  (5-7 класс)

•      Приобретение  навыков научной организации труда.

•      Формирование устойчивого познавательного интереса.    

•     Задания исследовательского характера в качестве домашних и дополнительных заданий по выбору,

•     подготовка докладов, проектов, исследовательских работ.

•     участие в конкурсах и олимпиадах.

      4.Развивающий  (7-9 класс)    

•      Развитие и расширение познавательных интересов учащегося.

•      Формирование исследовательских навыков.

•      Развитие информационной культуры ученика.        

•    написание реферативных исследований и эссе

•    участие в олимпиадах, Интернет – проектах и конкурсах.

Индивидуальный план работы на учебный год


Мероприятия

Дата проведения


Сбор информации

 

 сентябрь

Школьная предметная олимпиада

 

ноябрь

Участие в конкурсах и научно-практических конференциях

 

 январь

Участие в «Неделе наук» 

февраль

 

 Участие в тематической игре

 

апрель

 


Посещение кружка  «Зеленый Патруль»        

В течение года 

 

Условия для успешной реализации ИОМ при изучении географии.

поддержка ученика и помощь, оказываемая ему при реализации индивидуального образовательного маршрута путем систематического мониторинга личностных и образовательных компетенций.

методическое сопровождение учителя, в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательного процесса, через систему индивидуального консультирования.

Также успешность движения каждого учащегося по ИОМ зависит от использования:

возможностей для выбора учащимися уровня освоения учебного содержания в соответствии с особенностями и потребностями учащихся;

образовательных технологий, обеспечивающих активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром;

мониторинговой системы оценивания результатов обучения.


Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

- особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

- профессионализмом педагогического коллектива;

- возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

- возможностями материально-технической базы школы.

Структура проектирования индивидуального образовательного маршрута.

Рассмотрим структуру проектирования индивидуального образовательного маршрута, которая включает в себя следующие этапы:

1. постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),

2. самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);

3. выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,

4. конкретизация цели (выбор курсов, факультативов),

5. оформление маршрутного листа.


На основе собственной информации и пожеланий ученических рефлексивных групп учительская кооперация анализирует прожитый день и планирует, кого из учеников на предстоящем занятии учителю стоит обучить, проверить по той или иной теме (индивидуально либо в составе группы), кому целесообразно поработать в малой группе, паре или одному; определяется содержание учебной работы и способ её выполнения.

План учебного занятия может быть оформлен следующим образом.

Фрагмент плана учебного занятия






Головачев

Влад

Дальний Восток.

(работает с учителем)

Байкал-жемчужина

Сибири.

(Работает

самостоятельно)

Русская равнина

(Работает в паре со

Стаехевой Анжеликой,

обмен информацией

Тест

Фефилова

Ксюша

Уральские горы.

(в 1 группе:

Фефилова, Левашов,

Щепоткина)

Русская равнина.

(обмен информацией с

2 групой :Иванов,

Фролов, Подречнева)

Дальний Восток

(работает

самостоятельно)

Контурная

карта





Тема, самостоятельно изученная школьником, но другими учениками ещё не освоенная, подлежит обязательной проверке учителем, в ходе которой корректируются и дополняются знания и умения, даётся допуск на её передачу. Только тот ученик может обучать чему-либо, принимать зачёт, если сам успешно усвоил материал.

В специальных учётных таблицах фиксируется информация о том, какую тему тот или иной ученик изучает в данный момент, с какими результатами он усвоил предыдущие, какие виды учебной работы выполнял. При этом можно использують разные символы или баллы , например: «2» – приступил к выполнению задания; «3» – изучил тему, требуется проверка; «4» – изучил тему, проверился; «5» – передал (проверил). Кроме того, можно вместо знака плюс выставлять оценки в баллах, указывать (через дробь) формы взаимодействия, методики учебной работы (C-изучил самостоятельно, У-изучал с учителем, П- изучал в паре, ВЗП- взаимопередача).

Табло учета прохождения темы «Урал»



Ф. И. ученика

Темы

Пространство Урала.

Урал: освоение

территории и

заселение.

Урал: население и

города.

Пр.р.№ 8 «Оценка

природных ресурсов

Урала».

Урал: современное

хозяйство.

Проблемы развития

Урала.

Контрольная работа

3 по теме

«Европейская

Россия».

Фефилова К

4/ C

4 / У





Фролов С.

4 / С

5 / П

5 / П

5 / ВЗП












Форма контроля качества знаний и умений определяется индивидуально: одному предлагается выполнить письменное задание (например тест), другому – поработать с географической картой, а с третьим проводится устный опрос. Дата текущего контроля также устанавливается индивидуально по мере прохождения учеником курса. Для текущего и рубежного контроля ученику предлагаются только те вопросы и темы, которые изучались им в контролируемый период.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута зависит:

от осознания всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

от осуществления психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки в ИОМ

от активного включения учащихся в деятельность по созданию ИОМ

от организации рефлексии как основы коррекции ИОМ.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.