12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Латыпова Лидия Васильевна1798
Активно занимаюсь научной деятельностью, опубликовано более 50 научных статей, авторские методические рекомендации, учебные пособия с грифом УМО, монографии, к. э.н., доцент кафедры теории и практики управления
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут
Материал размещён в группе «Новые образовательные технологии»

Методическая разработка

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

КВ «Планирование потребности в запасах»

по теме: «Управление запасами с учетом классификации материально-технических ресурсов»

Автор: к.э.н., доцент

Латыпова Лидия Васильевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

План занятия

Алгоритм проведения занятия

Технологическая карта преподавателя

Приложение к технологической карте

Приложение

Контрольные тесты для проверки знаний студентов

Критерии оценок

Заключение

Рефлексия студентов

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения эффективно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

Сейчас четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей, студентов. Но все же в учебном процессе обучения сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого студента; необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

Одним из важных направлений решения названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий.

Использование метода позиционного обучения в преподавании дисциплины «Логистика» по теме «Материальные потоки и логистические операции»:

позволяет вовлечь каждого студента в активный познавательный процесс;

создает условия для коллективной деятельности, что особенно важно, так как стабильность любого общества строится на умении людей взаимодействовать друг с другом в различных сферах жизнедеятельности: в экономике, политике, духовной сфере, межличностных отношениях;

создает условия для стремления самостоятельного приобретения знаний и умений их применять;

формирует навыки творческого логического мышления, умения быстро ориентироваться в новой ситуации;

способствует лучшему запоминанию материала, в результате неоднократного его повторения;

развивает коммуникативные и творческие способности студентов.

Важно отметить, что в создании новых бизнес-возможностей, обеспечивающих выживаемость организации является логистическая оптимизация материального потока, позволяющая снизить совокупные затраты на всем пути движения от первичного источника сырья до конечного потребителя; повысить надежность и качество поставок.

Этим обусловлена необходимость широкого применения логистического подхода в современной экономике, что подтверждает актуальность выбранной мной темы данной разработки.

Умение классифицировать и выделять материальные потоки и логистические операции в окружающей экономической среде поможет на практике правильно организовать «сквозное» управление материальными потоками хозяйствующего субъекта в условиях быстро меняющихся приоритетов покупателя.

План занятия

по дисциплине «Логистика»

для групп Б-1161, Б-2151, Б-2181очной формы обучения

по специальности 080200 «Менеджмент»

Тема: «Управление запасами с учетом классификации материально-технических ресурсов»

Цель занятия:

Повторение и обобщение полученных знаний.

дидактическая: при работе в мини группах изучить сущность, виды материальных потоков и логистических операций, научить выделять их в окружающей экономической среде с целью исследования, управления и оптимизации.

Основные задачи занятия:

образовательная: сформировать знания механизмов управления потоками, умение выделять закупочную, производственную и распределительную логистики, делать выводы на основе анализа информации о материальных потоках и логистических операциях, аргументировать выдвинутые тезисы и взгляды;

развивающая: развитие элементов воображения наглядного образа изучаемой темы, осмысленного запоминания сущности и видов материальных потоков и логистических операций, расширение понятий снабжения, производства, сбыта, информационного обеспечения предприятия в процессе познавательной деятельности;

воспитательная: совершенствование навыков группового взаимодействия, развитие инициативы, организаторских качеств, совместной творческой деятельности.

Компетенции, формирующиеся в процессе работы:

владеть методами принятия тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18).

Тип урока: закрепление полученных знаний и применения их на практике. Комбинированный

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: урок с применением информационно-коммуникативных технологий

Форма проведения: практическое занятие.


 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:

- кабинет информатики;

- оборудование- ПЭВМ, проектор;

- алгоритм шагов,

- раздаточный материал;

Междисциплинарные связи: «Теория менеджмента», «Маркетинг», «Стратегическое управление организацией».

Время урока: 2 академических часа.

Ход урока:

1. Технологическая карта преподавателя

ХОД УРОКА

Оргмомент

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- заполнение классного журнала учителем;

-проверка готовности учащихся к уроку (тетради, ручки, исходящее письмо);

- настрой учащихся на работу.

1. Ход занятия:

Организационный момент (внутренняя и внешняя мотивация).

Мы подходим к завершению нашей работы, сегодня у нас с Вами последнее занятие по данному практико-ориентированному курсу по выбору.

Давайте повторим, что мы освоили на прошлом занятии:

1. Научились производить расчет потребности в запасах, определили максимальный, минимальный, средний уровень запаса организации, страховой запас, величину неприкосновенного запаса.

Что такое максимальный уровень запаса

Что такое минимальный уровень запаса

Что понимается под величиной неприкосновенного запаса

научимся применять на практике метод АВС, информацию по которому Вы изучили самостоятельно.

1 этап: Формулирование цели

Организационный момент (внутренняя и внешняя мотивация).

Мы переходим к последней теме нашей работы Управление запасами с учетом классификации материально-технических ресурсов. Как вы думаете, для того чтобы рационально управлять запасами, оптимизировать запасы, что для этого необходимо сделать?

Знать приемы и методы управления запасами.

Управлять запасами.

Итак, какую же цель мы перед собой ставим?

Цель: научиться применять на практике метод АВС ( формирование у студентов навыка применения метода АВС для управления запасами).

Таким образом, сегодня мы на практическом занятии должны овладеть знаниями метода АВС, научиться применить его на практике (необходимость решения данной задачи стимулирует познавательную мотивацию, стремление к достижению самостоятельного успеха), дискутировать.

2 этап: Проблематизация учебных задач

Подумайте, какие задачи мы должны включить в достижение нашей цели.

Обсуждение предложений студентов.

Давайте, чтобы ничего не упустить четко наметим основные направления, которые необходимо обсудить и выполнить на практическом задании.

Задачи:

Овладеть знаниями метода АВС.

Применить на практике метод АВС,

Определить потребность в запасах на основе АВС –анализа.

3 этап: Постановка и решение учебной задачи

Мы определили три направления работы. И давайте перечислим основные этапы АВС –анализа.

Для того чтобы нормально, бесперебойно работать, каждое предприятие должно своевременно получать необходимые ему материалы, топливо, энергию в том составе и количестве, которые нужны для ведения процесса производства. Эти материальные и энергетические ресурсы должны быть рационально использованы, чтобы увеличить выпуск продукции при том же количестве выделенных материалов и топлива и снизить ее себестоимость.

Материально-технические ресурсы, т. е. основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия и полуфабрикаты, получаемые со стороны, составляют основную часть оборотных фондов большинства предприятий.

Наибольшую долю материально-технических ресурсов предприятия составляют основные материалы. К ним относятся предметы труда, идущие на изготовление продукции и образующие основное ее содержание. Сегодня очень большой популярностью в планировании запасов, пользуется АВС - анализ. Действительно, он является простым и в то же время мощным инструментом анализа, позволяющим выявить объекты, требующие первостепенного внимания, что особенно актуально при дефиците ресурсов.

Анализ -- АВС используют с целью сокращения величины запасов в организации.

Задача анализа товарного запаса на складах регулярно возникает практически во всех компаниях. Одним из наиболее известных методов его проведения является АВС-анализ.

Порядок проведения анализа АВС.

Прежде чем приступить к применению метода АВС, на необходимо сформулировать цель анализа: сокращения величины запасов на складе.

Второй этап идентификация объектов управления, этим объектом выступает ассортиментная позиция Вашего товара.( кто какой товар выпускает).

На третьем этапе АВС-анализа необходимо определить факторы, на основе которых будет происходить дифференциация объектов анализа (объем реализации продукции, доля товаров в объеме реализации, доход от продаж).

На следующем этапе производится оценка вклада каждого объекта в общий  результат, ранжирование объектов в порядке убывания выделенного фактора, а также расчет нарастающего итога доли объектов в общем количестве в процентах.

Следующим этапом является разделение объектов анализа на группы. Существует множество методов выделения групп: какие методы вы знаете?

- метод суммы,

- метод касательных,

- метод петли,

- эмпирический,

Эмпирический метод заключается в разделении объектов на группы на основе усредненных результатов ранее проведенных исследований. Наиболее распространенный вариант предполагает следующие границы

А - реализация 20/доход80

В- 30/15

С-50/5

Алгоритм проведения занятия

Разбейтесь на мини группы по 3-4 человека.

Получите карточку с информацией, предложенной преподавателем (такие же карточки получают ваши партнеры по мини группе).

Ознакомьтесь с содержанием и самостоятельно изучите новый материал.

Работая с источником информации, отберите в теме главную идею и сформулируйте ее.

Работая с источником информации, выпишите на Ваш взгляд основные понятия темы и дайте им определение.

Отобразите ключевые слова в виде образной схемы (кластеры) и представьте их.

Попытайтесь отобразить основные идеи темы в поэтической форме или в виде прозы.

Продемонстрируйте свое видение темы.

На основе изученной информации выделите в окружающей экономической среде материальные потоки и логистические операции, относящиеся к различным классификационным группам, и опишите их.

Определите трудности в изучении данной темы.

Продумайте содержательные вопросы по теме для других групп и задайте их. Вопросы не должны повторяться.

Обсудите результаты работы в мини группах, подсчитайте общую сумму баллов, выберите «победителя».

Дайте ответы на вопросы контрольных тестов.

Технологическая карта преподавателя

Этапы

урока

Деятельность преподавателя

Деятельность

студентов

1 Организация начала урока

Приветствие студентов и гостей на уроке. Проверка посещаемости. Актуализация опорных знаний методом беседы. Сообщение темы и плана, постановка цели.

Формируются мини группы

2 «Тезис»

Выдает информацию. Наблюдает за деятельностью студентов.

Изучают информацию и отбирают в теме главные идеи.

3 «Практика»

Наблюдает за деятельностью студентов, помогает, корректирует.

Работают с полученным заданием

«Практика»

Помогает, корректирует.

Выделяют материальные потоки и логистические операции в окружающей экономической среде по каждой классификационной группе, представляют их.

4 «Схема»

Наблюдает и корректирует деятельность студентов.

Отображают механизм управления потоками и представляют их

7 «Рефлексия»

определяет трудности в изучении темы;

заостряет внимание студентов на тех или иных моментах.

задают вопросы, высказывают свое мнение;

слушают.

8 «Вопрос»

направляет студентов;

внимательно слушает;

корректирует.

Придумывают вопросы для другой группы, задают их. Отвечают на вопросы других групп.

9 «Эксперт»

разрабатывает критерии оценок студентов;

называет фамилии лучших студентов.

эксперты оценивают участников своих мини группы;

обсуждают результаты работ всех мини группы;

выбирают победителя.

10 «Контроль»

Раздает контрольные тесты.

Отвечают на вопросы контрольных тестов.

11 Заключительная часть

раздает тест на

прощается.

Отвечают на тест

Фронтальный опрос студентов (Решение кроссворда по теме «Документооборот»)

Ключевые слова темы:

Запас - форма существования материального потока.

Максимальный запас

Пороговый уровень запаса («точка заказа») используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.

Гарантийный запас (страховой или резервный) предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка

Руководитель – имеет право представлять группу, при обсуждении дает слово каждому, может назначать любого члена группы для представления.

Секретарь (летописец) – записывает общее мнение группы.

Контролер – ведет учет баллов, заполняет «Лист контроля группы».

Каждый шаг оценивается в трехбалльной системе:

3 балла – член группы активно участвует в обсуждении, в выработке общего мнения группы;

2 балла – принимает участие в решении проблемы;

1 балл – изредка высказывает свое мнение;

0 баллов – вообще молчит.

Лист контроля группы


 

Фамилия, имя

Роль

Тезис

Символ

Ключевые слова

Схема

Поэты

Практика


 


 


 

вопросы

Общая сумма баллов

Отметка преподавателя

 

Руководи-тель

               
 

Секретарь

               
 

Контролер

               
 

Дизайнер

               
 

Оптимист

               
 

Критик

               


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся.

В методе позиционного обучения эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Особенностями этого метода можно назвать:

- личностный подход (межличностное сотрудничество);

- нацеленность на успех как главное условие развития учащихся в обучении;

- комментируемое управление, которое объединяет три действия учащегося: думаю, записываю, говорю. При этом развиваются логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;

- опорные схемы – выводы, которые рождаются в процессе усвоения информации и оформления в виде рисунков, схем, образов. Схема, рисунок становится алгоритмом рассуждения, пользуясь ею, снимает скованность, страх ошибок, все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на размышление, осмысление связей.

В процессе такого обучения студенты учатся мыслить логично, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах. Самостоятельно добытые знания более прочные.

 

Преподаватель: На этом наша игра закончена.

Рефлексия – 10 минут.

Вспомнили, что такое налоги, прибыль, рентабельность, планирование и контроллинг.

Обсудили предложенные Вами налоги.

Сопоставили актив и пассив.

Выяснили необходимость получения знаний об управлении финансами.

ОШИБКИ:

– Есть ли у вас еще новые идеи, планы?

– Можно ли сегодня в вести эти налоги, о которых вы нам сегодня рассказали?

Как вы считаете, что не получилось у нас на уроке?

Что бы вы хотели увидеть?

Преподаватель: Пока Жюри подводят итоги и определяют победителя. Я вам предлагаю заполнить Анкету участника игры.

Жюри объявляют победителя, а преподаватель благодарит учеников за занятие.


 

ЛИТЕРАТУРА

Основные источники:

1 Аникин Б. А. Логистика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008

2 Герасимов Б. И., Жариков В. В., Жариков В. Д. Основы логистики: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2008

3 Канке А. А., Кошевая И. П. Логистика: Учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008

Дополнительные источники:

1 Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. - М.: «Дашков и К», 2007

2 Галанов В. А. Логистика: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007

3 Ворожейкина Т.М., Игнатов В. Д. Логистика в АПК. Учебник для ВУЗов. - М.: КолосС 2005г.

4 Голиков Е.А. «Маркетинг и логистика» Учебно-практическое пособие. М.,2006.

5 Кузьбожев Э. Н., Тиньков С. А. Логистика: Учебное пособие. – М: КНОРУС, 2004

6 Практикум по логистике. Под ред. Б. А. Аникина. – М.: ИНФРА – М, 2005

7 Гаджинский А. М. Практикум по логистике. Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000

8 Миротин Л. Б., В.И. Сергеев. Основы логистики. - М.: ИНФРА -М, 2000

Отечественные журналы:

1 «АПК: экономика, управление», Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Гл. редактор И. Г. Ушачев

2 «Экономика и управление». Российский научный журнал. Гл. редактор В. А. Гневко

3 «Вопросы экономики». Всероссийское экономическое издание. Ред. коллегия: О. И. Ананьев и др.

4 «Менеджмент, маркетинг» Гл. редактор Василий Багданов Журнал зарегистрирован по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-24852 от 4 июля 2006 г.

Интернет ресурсы:

http://www.garant.ru /

Опубликовано в группе «Новые образовательные технологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.