12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Эльвира82
Россия, Башкирская респ., Белорецк

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

г. Белорецк

План-конспект внеклассного мероприятия

Тема: «Составление шежере - родословной»

Выполнила:

учитель информатики Пестряева Эльвира Энгельсовна

Семейным сходством будь же горд,

Во всем будь пращуру подобен,

Как он, неутомим и тверд,

И памятью, как он, незлобен

А. С. Пушкин

Тема: «Составление шежере - родословной»

Форма проведения: беседа, практическая работа.

Тип урока: познавательный урок

Актуальность темы - развитие духовных, творческих способностей, использование межпредметных связей

Используемые технологии:

создания презентаций;

обработки текста

обработки графики

Цели занятия:

Образовательная:

• сформировать знания в области истории создания шежере - родословной.

Развивающие:

• активизировать логическое мышление и их познаватель­ную деятельность

• овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами речи.

Воспитательные:

• повышение кругозора учащихся;

• активизация эмоциональной сферы учащихся посредством создания ситуации занимательности,

Оборудование:

компьютеры, плакаты, газетные статьи к теме, раздаточный материал в виде готовых образцов родословных.

Методические рекомендации: перед практической работой продемонстрировать детям готовые презентации, графические изображения родословных выполненных в разных программах. Заранее предупредить детей о предстоящем занятии по составлению родословной, чтобы дети принесли фотографии своих родственников для сканирования.

План урока:

Организационный момент. (1 мин)

Актуализация знаний. (2 мин)

Теоретическая часть. (15 мин)

Практическая часть. (20мин)

Вопросы учащимся. (5 мин)

Итог урока. (2 мин)

Ход занятия

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация знаний.

При оформлении различных заголовков часто требуется добавлять в документ графические объекты фигурного текста назовите этот объект? (Word Art).

Давайте вспомним, какие виды компьютерных изображений вы знаете. (Растровые и векторные)

С какими программами обработки растровой графики вы знакомы? (Paint, Adobe Photo Shop)

Для чего предназначена программа Power Point? ( Для создания презентаций)

Назовите ключевые понятия для описания программы презентаций Power Point (слайд, разметка слайда, настройка анимации)

III. Теоретическая часть.

Тема занятия: Создание шежере - родословной»

(обращаю внимание на стенд, где выставлены статьи и заметки к теме, а также плакат с изображением родословного дерева)

Вопрос к учащимся: - Что такое Шежере?

Правильно – родословная. Шежере – слово арабское, буквально означает дерево. В очень давние времена именно в форме дерева – ствола, ветвей и листьев записывалась генеалогия, т.е. происхождение племен и родов. В башкирские шежере записывались только мужские имена.

Вплоть до начало ХХ столетия у башкир сохранялось деление народа на отдельные роды и племена: бурзяне, кыпсаки, минцы, юрматмицы, тангауры и другие. Причин тому много и самых разнообразных. Но самыми главными причинами сохранения родоплеменного деления были следующие три. Во-первых, это отсутствие собственной государственности, что не позволило объединить народ вокруг единого центра, единой идеологии, единой религии и т. п. Во-вторых, длительное сохранение патриархально родового, общинного самосознания при кочевом и полукочевом укладе жизни, когда практически все вопросы, стоящие перед человеком, решались всем миром вместе, сообща. И, в-третьих, слабое экономическое развитие края, преимущественно сельскохозяйственная деятельность и производство.

Каждый род, каждое племя осознавали не только свое единство с другими родами и племенами, но и свое отличие от них, Эти отличия закреплялись в виде отдельных знаков и символов, обычаев и традиций, различий в одежде, украшениях, плясках, песнях, легендах и преданиях.

Если обратиться к башкирским легендам и преданиям, родословным (шежере), то окажется, что каждый род или племя обязательно считают себя самыми древними, то есть теми, кто и положил начало всему народу. С точки зрения реальной истории это, разумеется, совсем не так. Ни один народ никогда не появляется в одночасье, сразу готовым. Он складывается постепенно, в течение долгих веков. Различные роды и племена появлялись в разное время и в разное время стали осознавать себя частью башкир.

Каждое племя состояло из нескольких родов. Род в свою очередь делился на группу семей и отдельные семьи. Каждое племя имело свое собственное название, а также свои отличительные знаки.

Наиболее известными в истории башкирскими племенами являются племена юрматы, бурзян, тавсаур, тамъян, катай, и другие.

Шежере каждого рода (тем более племени) записывалось в тече­ние нескольких поколений, поэтому оно представляло собой большую ценность, своеобразную реликвию, свидетельствующую о древности про­исхождения данного рода, о богатстве его истории и т. д. Этими шежере башкиры очень дорожили и с особым пристрастием их хранили. Какое-либо крупное событие, произо­шедшее в жизни народа, обязательно вносилось в шежере. Таким, например, событием было присоединение Башкирии к Русскому государству. Описание присоединения содержится в шежере многих, если не большинства, широких племен.

Вопрос к учащимся: - Знаете ли вы свою родословную, имена деда, прадеда, кем они были?

Раньше имена и сведения о родственниках передавались из уст в уста, от дедов к внукам. Потом родственные связи стали изображать в виде дерева, так появился термин: родовое дерево.
      Появилась особая наука, изучающая происхождение, историю и родственные связи людей, а также занимающаяся составлением родословных, названная генеалогией. Вследствие этого появился термин генеалогическое дерево.

Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи - большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же языке, что и вы? К сожалению, сведения о предках бывают, как правило, чрезвычайно скупыми.

      Составление родословной позволяет досконально изучить происхождение рода. И это как никогда актуально. Если задуматься, то каждый из нас придет к мысли, что ему важно знать, кто его предки, какова его родословная. Для подробного изучения своего происхождения необходимо всего лишь составить родословное дерево, составление родового дерева – задача не из легких. Нужно потратить много труда и времени, для того, чтобы все сделать правильно.

Вопрос к учащимся:- Но вы уже знакомы с этим понятием. Как вы ее начинали?

Ученик: Работу над родословной я начинала с расспросов мамы, папы, бабушки и дедушки... Мы проследили линию нашего рода, я думаю, что это большое дело не только для меня, но и для будущих моих детей.

Учитель: Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств. К тому же миллионы из них не составляют своих родословных, а в вашей она будет.

А сейчас проверим, как мы разбираемся в родственных связях.

Вам предлагаются вопросы викторины.

ВИКТОРИНА

В каком родстве состоят свояки? (женаты на сестрах)

Твоя сестра вышла замуж. Как зять может называть тебя? (шурин, свояченица)

Я тебе не отец, но ты мне – сын. Кто я? (мать)

Кто такие сватья? (Родители жениха и невесты).

Учитель:  А сейчас интервью

- Замечаете ли вы. В чем вы похожи на своих родственников?
- С кем вместе ты живешь дома?
- А что вы всей семьей вместе делаете?
- Что тебе больше всего нравится в твоей семье?
- А с кем у тебя в семье отношения лучше всего, с кем конфликтов не бывает?
- У вас есть в семье какие-нибудь праздники, которые вы все вместе празднуете? Назовите семейные праздники?
- Похожи ли вы на маму или папу? Чем вы похожи на них? Чем отличаетесь?

Учитель: Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.
Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.
Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим людям.

Составление родословной по какой-либо фамилии очень интересное занятие, еще А. С. Пушкин говорил:

Семейным сходством будь же горд,

Во всем будь пращуру подобен,

Как он, неутомим и тверд,

И памятью, как он, незлобен.

Создав свое шежере или родословную Вы раз и навсегда запечатлеете историю Вашей семьи. Ваши дети с огромным интересом и удовольствием будут изучать Вашу семейную историю по этой семейной реликвии.

Физкульминутка

Практическая работа.

Учитель: Сегодня мы начнем с вами работу по составлению родословной. Каждый из вас может выбрать свой вариант: либо нарисует дерево, создаст презентацию, или вот такую таблицу. ( Демонстрация готовых родословных) Послушайте рекомендации по составлению родословной. (В приложении№1)

Учащимся предлагаются на выбор различные оформления родословных, соответственно и выбор программы, в которой они будут творить.

Учитель: Перед тем как начать назовем основные этапы работы:

Разработка модели родословной (дерево, таблица, структура, презентация)

Выбор технологии создания родословной

Заполнение родословной, вставка фотографий (фотографии находятся в папке «Фотографии»)

Художественное оформление

Доведение работы до уровня, требуемого для ее демонстрации

Редактирование и сохранение работы

Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность: индивидуальные консультации и помощь, проверка правильности выполнения каждого этапа работы.

Подведение итогов.

Беседа:

Учитель: С какими трудностями вы столкнулись в процессе создания родословной?

С какими новыми понятиями вы познакомились?

Основное назначение родословной? Из чего состояло племя?

Из чего состоял род?

Анализ каждой выполненной работы учащихся. Выявление победителей

Учитель: Итак, все родословные готовы, проанализируйте их и попробуйте сформулировать правила и требования по созданию и содержанию родословной.

С кого вы начинали свою родословную и почему?

Вошли ли в вашу родословную сведения о прабабушках и прадедушках?

Везде ли указана дата рождения и место?

Награждение грамотами и призами лучшие работы учащихся.
 

Домашнее задание:

Подготовить информацию о родственниках ваших родителей, которых вы не внесли в свою родословную.

Список литературы:

Азнагулов Р.Г., Галямов А.А., Шагманов Т.Г., 1995г. Родной Башкортостан – учебник для 6 классов.

Галин С.А. Культура Башкортостана Учебная хрестоматия для 7кл

Газета «Белорецкий рабочий»№ 60(14256) 17 апреля 2007г.

Газета «Белорецкий рабочий» от 26 мая 2007г.

Газета «Республика Башкортостан» №12 2006г.

Журнал «Телесемь» № 40 (503) 2007г. Уфа.


приложение№1

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Составление родословной

а) С чего начать.

Вы поставили перед собой задачу: составить родословие своей семьи. Заполнив свое восходящее древо, вы будете знать, что вам уже известно и что предстоит узнать. Вам лучше начать с самого себя. Вы представляете собой начальную веточку семейного древа. Вписав себя, соберите информацию о родителях и запишите ее. Далее ищите сведения о ваших бабушках и дедушках, а затем - о более ранних поколениях.

б) Какие документы использовать.

Ищите информацию сначала дома - в документах семейного архива, дневниках, письмах, записных книжках, на оборотах фотографий и в альбомах с фотографиями, в вырезках из газет. Изучение этих неофициальных документов и даже простое знакомство с ними заставит вас по-новому взглянуть на своих родителей, бабушек и дедушек, откроет перед вами мир их чувств и отношений, неудач и успехов. Обращайте внимание на имена, даты, место жительства, родственные связи. Они представляют собой ключевые моменты, важные для родословной семьи.

в) Для сбора более подробных сведений не следует пренебрегать беседами с родственниками. Именно из устных данных, из воспоминаний можно узнать много примечательных фактов из жизни конкретных людей, мотивы и время переездов, смены работы, истинное отношение к религии, сведения о материальном положении, физическом состоянии, внешности, привычках, а также семейные предания и легенды. Для бесед с родственниками приготовьте вопросник, с помощью которого легко направлять разговор, не потерять нить беседы.

г) Родословие может быть оформлено в виде древа, где стволом обозначены, к примеру, вы, разветвлением ствола - ваши родители, более мелкими ветвями - дедушки и бабушки и т.д.

 

приложение№2

образец

РОДОСЛОВНАЯ СЕМЕНОВОЙ АНАСТАСИИ

Перед вами таблица, которая состоит из трех частей. В центре – Семенова Анастасия. 14 лет, учащаяся 8В Кл. в гимназии г. Абакана. На одной стороне таблицы – папа, дедушка и бабушка по линии отца, на противоположной стороне по линии матери.

Бабушка: Семенова Валентина Гавриловна (род. 19.07.1946 г.Ужур Красноярского края)

Преподаватель немецкого языка педколледжа

Семенова Анастасия Андреевна (род. 21.02.1992 г.Абакан)

Учащаяся 8В класса гимназии г.Абакана

Бабушка: Буркина Елена Васильевна (род.8.07.1949 Республика Тыва)

Учитель русского языка и литературы, Заслуженный учитель РФ

Папа: Семенов Андрей Иванович (род. 15.12.1970 г.Абакан)

Старший преподаватель ХГУ им. Н.Ф.Катанова

Мама: Семенова (Буркина) Оксана Васильевна (род.01.02.1970 г.Абакан)

Учитель информатики школы № 25 г.Абакана

Дедушка: Семенов Иван Тимофеевич (род. 15.10.1946 с.Новотроицкое Ермаковского района Красноярского края)

Профессор ХГУ им. Н.Ф.Катанова, к.ф.-м.н.

Дедушка: Буркин Василий Владимирович (род. 5.02.1949 п.Усть-Абакан Красноярского края)

Директор школы в Шарыповском районе Красноярского края

приложение №3

Разработка модели родословной (дерево, таблица, структура, презентация)

Выбор технологии создания родословной

Заполнение родословной, вставка фотографий (фотографии находятся в папке «Фотографии»)

Художественное оформление

Доведение работы до уровня, требуемого для ее демонстрации

Редактирование и сохранение работы

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.