12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Татьяна Валериевна Петроченко29 психолог Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург |
План-конспект НОД «Балет» из цикла «Площадь искусств»
Занятие из цикла «Площадь искусств». (Старшая и подготовительная группы)
Тема: Что такое балет
Цель занятия: ввести детей в мир балетного искусства
Задачи:
1. Рассказать детям о древнем искусстве танца
2. Познакомить детей с историей рождения балета
3. Рассказать о том кем и как создаются балеты
4. Познакомить детей с теми, кто балет исполняет и где этому учатся
5. Познакомить с самыми известными балетами
План занятия:
1. Краткое повторение основных понятий из темы «Что такое искусство».
2. Экспресс опрос по теме «Балет»
3. Рассказ с показом презентации, балетных артефактов и отрывков из балетов
4. Диалог с детьми
5. Опорные слова по теме
6. Домашнее задание
Краткий конспект занятия.
Здравствуйте, ребята!
Прошлый раз мы с вами разговаривали о том, что такое искусство. Кто хочет мне сказать, как он понимает это слово?
Я напомню вам, что мы сравнивали слова «вкусно» и «искусство».
Что нашим ушкам вкусно слушать? Верно - пение птиц, журчание ручейка, красивую музыку!
Что нашим ручкам вкусно делать? Верно – рисовать, лепить, конструировать, играть, вышивать…
Что нашим глазкам вкусно смотреть? Верно - картины, природу, цветы, закаты, облака…
А есть еще кое-что красиво и интересное, на что нашим глазкам очень вкусно смотреть.
Это-балет!
И сегодня я вам расскажу об этом виде искусства.
Вы любите танцевать? А когда вы танцуете? Какие танцы вы любите – быстрые или меленные?
Но сначала представим, что нет вокруг нас больших домов, детских садиков и машин, нет телевизоров, компьютеров и планшетов. А есть только природа, небо, дикие животные, простые дома-шалаши и посуда, сделанная из дерева и растений.
Мы с вами на несколько минут решим, что мы древние люди и собрались своим большим племенем, чтобы порадоваться хорошему урожаю, или тому, что пошел отличный дождь, который напоит все травы и растения в диком лесу.
Вот примерно так мы с вами будем танцевать:
(включаю видео африканских танцев).
А теперь переместимся в далекую Азию, на остров Бали. Если бы мы были жителями этого острова, мы бы вот так с вами танцевали:
(показываю балийские танцы)
А если бы наши девочки жили в древнем Китае, то они непременно бы могли танцевать этот чудесный танец с веерами:
(показываю танец с веерами).
Так как мы увидели и многими другими способами, люди выражали свое настроение, свою благодарность природе, свое поклонение богам.
Но есть еще один удивительно красивый вид танца. Его не танцуют у костра, не танцуют его на траве, не танцуют его без подготовки.
Этот танец исполняется на театральной сцене специально бученными танцовщиками. Этот танец называется - балет.
Родился балет в солнечной Италии. А известным стал во Франции.
Этот танец прославил сам французский король! Он очень любил танцевать. Постоянно устраивал балы. И однажды он попросил, чтобы его танцмейстер - это человек, который распоряжался на балах танцами и придумывал их – придумал ему очень длинный и очень красивый танец. И ни придумали такой танец. В нем французский король, а звали его Людовик XIV, танцевал, конечно же, главную роль – Солнце. А сам спектакль шел целых 5 часов! Так сильно король любил танцевать, что нисколечко не уставал, а все танцевал и танцевал.
А после повелел открыть в своем государстве – Франции – самую первую и самую настоящую школу балета, чтобы не только одни король мог танцевать на сцене, а и другие люди ему помогали.
Так и прозвали это чудного короля-танцора Король - Солнце.
Прошло не так уж много времени, и балетное искусство стало известно в России. Стали приезжать известные балетмейстеры – это люди, которые придумывают, сочиняю балеты. И кончено же, в Россию приезжали самые лучшие, самые известные и талантливые танцовщицы.
Русские цари тоже очень полюбили балет, и как французский Король-Солнце повелели открыть балетную школу для мальчиков и девочек, чтобы русские артисты танцевали на сценах русских театров. Так, с самого начала, балет стал королевским искусством во Франции, Дании, Англии, а в России - императорским. На королевские и императорские динги строили очень красивые театры, учили балету мальчиков и девочек, платили артистам, балетмейстерам, все, кто обеспечивал работу балетного театра.
Сейчас балет уже не королевский и не императорский, но по-прежнему он исполняется в самых красивых театрах мира, в очень красивых костюмах, под замечательную музыку, а балерины и танцовщики по-прежнему получают огромные букеты цветов и бурю аплодисментов.
Кто знает, что такое аплодисменты?
А давайте с вами окажем эту самую бурю аплодисментов!
Знаете, что кричат зрители, если им очень понравилось, как балерина танцует?
Они кричат: «Браво!Браво! Брависсимо!»
Я вам сейчас покажу маленький отрывок из балета и есть он вам понравится, вы как настоящие балетоманы, будете очень громко аплодировать, и кричать «Браво! Брависсимо!»
(Показываю отрывок из балета Дон Кихот)
Как легко балерина кружилась и танцевала на одной ножке?
Как вы думаете просто или легко балерине так танцевать?
Конечно же непросто. Вот чтобы так замечательно танцевать, так легко порхать по сцене, девочки и мальчики учатся в балетной школе много лет.
В балетной школе их учат носить пачки и юбки- шопенки, танцевать на пуантах. Мальчики, мужчины не танцуют в пачках, они танцуют в трико и мягких балетных тапочках, похожих на ваши чешки.
Пачка – это пышная короткая балетная юбочка.
(вот как она выглядит)
А шопенка – это пышная и легкая длинная юбка (она вот какая)
Пуанты - это специальные балетные туфли, в которых балерина может стоять, кружиться, и бегать на носочках. В них не ходят по улице или по дому, в них только танцую на сцене.
Посмотрите на ваши ножки: у вас есть тапочек или сандалик с правой ножки, и есть с левой ножки. Иногда можно легко перепутать на какую ножку какой сандалик надевать!
А у балерины новые пуанты совсем одинаковые – нет ни правого, ни левого. Чтобы ее туфельки пришлись по ноге, балерина должна в них несколько часов потанцевать, порепетировать. И только тогда они станут правым и левым. Но это нисколько не означает, что пуанты станут такими же удобными как ваши сандалики. Чтобы балерина твердо и прочно стояла на пальчиках, носочек балетной туфли делают очень твердым. Это конечно помогает танцовщице создавать красивый танец, но от этого у нее очень болят пальцы на ногах.
(Вот какими могут быть уставшие и натруженные пальчики балерины).
По многу часов балетные артисты занимаются в классах, помногу часов готовят и репетируют свои роли. Это очень и очень тяжелый труд быть балериной, но зато потом, когда они выходят на сцену, показывают нам свое искусство балета, мы получаем большое удовольствие и мы очень благодарны им за ту красоту, которую было вкусно смотреть нашим глазкам и вкусно сопереживать нашим сердцам.
Вы знаете кто такой композитор?
Да, это человек, который сочиняет музыку, в том числе и балетную.
И вы знаете уже кто такой балетмейстер. Балетмейстер – мастер балета! Он мастерит, делает, сочиняет балет.
Так вот много композиторов и балетмейстеров сочинило балеты специально для детей.
Я вам назову некоторые, самые известны детские балеты, которые вы моете посмотреть с родителями.
А где, скажите мне, смотрят балет? Точно – в театре!
А какой балетный театр есть на Площади Искусств? Верно – Михайловский! (вот как он выглядит – запоминайте, потом покажете родителям, когда пойдете гулять по городу)
Вот именно там идут детские балеты: «Чиполино», «Золушка», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
(Показываю отрывок из «Чиполино» и «Спящей»)
Понравилось вам как танцуют артисты балета?
Тогда как нужно реагировать на танец, если вам было его вкусно смотреть, если вы получили удовольствие от балетного искусства?
Верно – аплодисментами и криками «Браво!»
Кроме балетов «Чиполино», «Золушка», «Спящая красавица», «Щелкунчик», есть еще детские балеты «Белоснежка и семь гномов» «Три толстяка», «Бэмби», «Дюймовочка», «Синяя птица», «Питер Пен», «Принцесса на горошине»…
И несколько слов о том, как нам понять о чем балетный спектакль? Артисты же не говорят ничего, они только танцуют. О
В театре всегда продают программку. Кто видел такую маленькую книжечку?
В ней написаны артисты, которые выступают в этот день, написана фамилия дирижера, композитора, балетмейстера, тех, кто готовил костюмы для артистов и конечно же содержание спектакля.
В музыкальных спектаклях, оно называется либретто. В либретто как раз подробно и описана вся сказка, которую танцуют артисты. Вам мамы или папы могут прочитать либретто и будет все очень понятно.
А теперь давайте повторим главные слова нашего занятия об искусстве балета:
1. Король-Солнце
2. Балет
3. Балетмейстер
4. Либретто
5. Пуанты
6. Пачка
7. Юбка-Шопенка
8. Трико
9. Сцена
10. Аплодисменты
11. Браво! Брависсимо!
12. Репетиция
13. Михайловский театр
Домашнее задание
Сделать коллаж - аппликацию на тему «Балет».
Прочитать первоисточники произведений к 4-5 балетам:
1. Щелкунчик
2. Чиполино
3. Спящая красавица
4. Синяя птица
5. Бэмби
6. Спящая красавица
Посмотреть отрывки из балетов
Адажио «Щелкунчик»
Па де-де «Лебединое озеро»
Танец маленьких лебедей «Лебединое озеро»
«Умирающий лебедь» майя Плисецкая
Маленькие балерины Шапковская Вера «Эсмеральда»
Наташа Фурман «Пахита»
Лада Сартакова «Щелкунчик»
Фильм про пуанты «Зачем балерине молоток»
вальс «Спящая красавица» https://www.youtube.com/watch?v=zg5lc1zPxgg