12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коцюбинская Татьяна Григорьевна201
Работаю учителем географии. Имею высшее педагогическое образование.
Россия, Ростовская обл., Шахты

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Шахтинская специальная школа-интернат №16»

 


 

План конспект урока географии в 6-м классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Тема: «Вода на Земле»

Разработала:

Коцюбинская Татьяна Григорьевна,

учитель географии

высшей квалификационной категории

г. Шахты Ростовская обл.

Цель - Расширение знаний детей о многообразии водоёмов, значении воды на земле.

Задачи:

Образовательные:

-Расширить знания обучающихся о природных сообществах, через изучение многообразия водоёмов, значение воды для жизни на Земле, охрана водоёмов. Усвоить ведущие понятия: водоём: Мировой океан, река, ручей, озеро, через определение словаря, наглядность, учить применять определение в речи. Уметь отличать водоёмы (естественные, искусственные) и называть их отличительные особенности, через систему вопросов и заданий, картины и рисунки. Приводить примеры водоёмов своей местности. Рассказывать о значении воды в жизни людей, опираясь на свой жизненный опыт, пользуясь картинами.

Коррекционно – развивающие:

Корректировать активизацию мыслительной деятельности, через проблемные вопросы. Развитие памяти, путём работы со схемами. Коррекция речи при составлении предложений, рассказа; стимулирование мыслительных процессов, улучшение внимание, ясность восприятия, речи, через систему упражнений физ. минутки.

Воспитательные:

-воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром, экологическую культуру, бережное отношение к природе.

-воспитывать бережное отношение к природе родного края на основе использования регионального компонента

Тип урока: комбинированный

Формы работы: индивидуально-дифференцированная, фронтальная

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Оборудование: информационная карточка, раздаточный материал, картины, фото водоёмов, «Водоёмы и их виды», слайды презентации, медиа-учебник.

ХОД УРОКА

Этапы урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I.Организационный момент (2 мин)

УВЗЭ: настроить школьников на работу, заинтересовать их. Этот этап задает тон всему уроку.

1.Всупительное слово учителя. Слайд№1

Здравствуйте ребята!

Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости, давайте поприветствуем их. Потихоньку садимся.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим. (Проверка посадки уч-ся)

2.Организационно-психологический момент.(1 мин)

Учитель Поэт сказал: считай, ты потерял день, в который не улыбнулся.

Посмотрите на доску. Слайд№2. Вы увидели рисунки-смайлики. Посмотрите на выражение их лиц. Какое оно?

А теперь покажите мне ваши лица, чтобы я увидела, с каким настроением вы сегодня пришли на урок

В 1492 году великий путешественник Христофор Колумб открыл новый материк. Сегодня я желаю вам в процессе урока сделать свои открытия, которые зависят от ваших знаний и умений, ведь обучение состоит из постоянных поисков и находок. Поэтому давайте вместе двигаться вперёд, и успех придёт. А чтобы помочь своему организму лучше работать на уроке, проведём массаж биологически активных точек.

Стоят ровно возле парт.

Садятся за парты, правильная посадка

Быстро мобилизоваться, сосредоточиться

Включиться в деловой ритм

Рисунки-смайлики улыбаются.

Ученики мимикой показывают настроение.

Массаж биологически активных точек (3 мин)

Указательными пальцами обеих рук массируем область над бровями, как бы рисуя новые брови, затем круговыми движениями височные впадины, носогубный треугольник, точки на смыкании челюстей, пощипыванием массируем кончики ушей.

II.Повторение раннее изученного материала – проверка знания учащимися фактического материала и основных понятий темы (10 мин)

КВЗЭ: закрепление раннее изученного материала

 Проведём Интерактивный клуб любознательных. СЛАЙДЫ №3-11

Сейчас на доске в виде тестов предложены вопросы вам необходимо выбрать верный ответ.

Смена дня и ночи происходит в результате движения Земли вокруг?

солнца

своей оси

3.В каких единицах измеряют температуру?

Барах

градусах

Килограммах

километрах

Как называется прибор для измерения температуры воздуха?

весы

барометр

термометр

курвиметр

4.В году?

12 месяцев

4 времени года

365 (366) дней

24 часа

Проводится работа по каждому вопросу:

Сколько дней в этом году? –как называют год – высокосный. Какое сейчас время года?- зима, а месяц?- февраль.

Сколько сейчас градусов – положительная или отрицательная температура

А сейчас какое время суток – день

Подведение итога работы, отметить работу уч-ся.

Дифференцированный подход:

Индивидуально - ЛОТО (предварительная подготовка: на листе плотной бумаги или на картоне большими буквами записывают формулы, определения, которые были изучены на предыдущих уроках. Затем лист бумаги разрезают так, чтобы на каждой части бумаги остались отдельные знаки. Буквы. Разрезанные части лото перемешивают и предлагают составить целое (2 экземпляра – на двоих обучающихся)

Подведение итога за работу ЛОТО.

III. Подготовка уч-ся к активному усвоению знаний. Учебно-воспит. задача. Подготовить учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы и целей урока

- Сегодня мы продолжим знакомство с окружающем нас миром, его богатством и разнообразием. Наш урок будет необычный. Это будет урок – исследование. Значит, сегодня мы - юные исследователи. У вас на партах лежат листочки разного цвета. Это информационная карточка нашего урока. Ведь вы сегодня юные исследователи природы. Возьмите ручки и запишите сегодняшнее число.

- Приём «Снежный ком» - подготовка к теме урока

Кто из вас летом бывал на море?

Кто хоть раз был на реке?

Кто любит прогулки в дождь?

Кто любит гулять во время снегопада?

Кто любит минеральную воду? А лимонад?

Какого понятия касаются все эти вопросы?

Сегодня мы поговорим о богатстве нашей Земли, о самом удивительном веществе нашей природы, об источнике жизни всего живого на нашей планете - О воде. Где можно встретить воду? В каких состояниях?

Записывают в карту исследователя число

Расшифровывают тему урока соотнося геометрический предмет с буквой

Тема урока вода на земле

Учитель:

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

Ученик В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом выползает

Ученик Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

Ученик На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Учитель: Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Ученик: Без меня вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться

Учитель: Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

IV. Этап работы над новым материалом

Учебно-воспитательная задача этапа: обеспечение усвоения нового материала

1. Вода Земли

- Как вы думаете ребята, много ли воды на Земле? Работа с глобусом.

- Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если раскрутить глобус, то, кажется, что Земля стала одного цвета – голубого. А всё потому, что этой краски на нём больше. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки, озёра, болота. Значит какой вывод мы сможем сделать чего на земле больше: суши или воды? (ВОДЫ).

Работа по медиаучебнику

Все воды Земли составляют её водную оболочку, которая называется гидросферой.

Рассмотрим водные запасы Земли – заполнение схемы по медиаучебнику .

Главным хранилищем вод на поверхности земного шара явля­ется Мировой океан. Что означает слово океан? Обратимся к словарю. В переводе с древнегреческого означает «большая река, которая омывает Землю». Океан- наибольшая часть Мирового океана, ограниченная материками. Мировой океан объединяет все океаны и моря Земли.

Мировой океан огромен. По сравнению с ним крошечными кажутся реки, ручьи и озера, боло­та и ледники. Однако значение их огромно, ведь они питают живи­тельной влагой удаленные от океана участки суши. Часть вод скры­та внутри земли. Они выходят на поверхность в виде холодных и горячих источников, ключей, родников, колодцев.

ИТОГ.(заполни схему) пользуясь медиаучебником - заполните схему коллективная работа слайд №16

Мировой океан, моря, реки, ручьи, озера, каналы, подземные источники, водохранилища, ледники, болота– все это водные запасы Земли.

Минутка отдыха

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, син­хронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегча­ют процесс письма.

Колечко. Поочередно и как можно быстрее переби­райте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба вы­полняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) поряд­ке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдель­но, затем вместе.

Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раска­чивайте головой из стороны в сторону.

Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в гори­зонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

2. Виды водоёмов

На поверхности земли часто встречаются разных разме­ров углубления. Они бывают постоянно или временно (на­пример, после сильных дождей, таяния снега) заполнены водой. Это водоёмы. РАЗБОР СЛОВА водоём запись на доске учителем. Приведите примеры водоёмов.

Перечисленные водоемы можно разделить на две группы. По какому признаку, как вы считаете?

-Те, которые созданы природой, без участия человека, называются естественные, те, которые создал человек искусственные. СЛАЙД №17

(На уроке идет постоянная работа над проговариванием новых терминов, усвоением их значений, составлением предложений)

ЗАДАНИЕ - работа в парах

У вас на партах лежат карточки с названиями водоёмов. Выберите в один столбик те, которые являются естественными. А в другой искусственные и объясните ваш выбор. (озеро, море, река, пруд, ручей, водохранилище, канал, болото, океан).

Региональный компонент. СЛАЙД №18

- Какие из этих водоемов есть в нашем городе? (озеро, река.)

Сообщение учащихся об этих водоемах опережающее задание

По территории города протекает четыре реки. Из них хорошо известна река Грушевка.

Река Кадамовка заходит лишь небольшим своим отрезком на самую отдаленную городскую окраину (поселки Даниловка и Сидоровка).

Совсем маленькая речка Атюхта (правый приток Грушевки) протекает неподалеку от железной дороги Шахтная - Каменоломни и ее хорошо видно в районе вещевого рынка поселка Мирный. Вдоль реки находится несколько знаменитых родников и живописное урочище Белая горка, там есть родник.

Левый приток Грушевки - р. Семибалочная - огибает окраины поселков Октябрьского и Красина. Имеется более двадцати различных водоемов. Крупнейший из них - Артемовское водохранилище длиной более двух километров.

В районе Поповки находятся знаменитые Лисичкины озера (большое и малое), которые являются памятниками природы.

-Хотя на земле много воды, к сожалению, не вся она пригодна для наших нужд. В океанах и морях вода солёная, а человеку нужна пресная. Если представить себе, что вся вода нашей планеты умещается в трёх литровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана.

В наше время над водой нависла угроза загрязнения, заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера, а это грозит смертельной опасностью миру существ, обитающих в них и возле них.

Пришло время подумать, как сохранить каждый водоем, каждую каплю чистой воды. Как говорил русский ученый-гидролог Н.Н.Горский «Человечеству не угрожает недостаток воды. Ему грозит нечто худшее недостаток чистой воды».

Запасы воды могут истощаться из-за нерационального водопользования. К 2050 году 30% населения Земли могут столкнуться с нехваткой питьевой воды. Что же делать для рационального водопользования, экономии чистой воды?

Загрязнённая во­да снова попадает в реки и озёра, моря и океаны. В воде, отрав­ленной ядовитыми веществами, гибнут рыбы, морские животные и растения. Теперь по снимкам из космоса можно определить чистоту воды в водоёмах. Обычно чистая вода на снимках тёмного цвета, а загрязнённая — светлого. Чем грязнее вода, тем светлее цвет на снимках. Получив такие снимки, экологи бьют тревогу — во­да и земля в опасности.

ЗАПОМНИ!

Грязная вода вредна для человека и животных.

Что же нужно делать для спасения рек и озёр? Надо эконом­но расходовать воду, а загрязнённую воду очищать, прежде чем спускать в реки и озёра. Нужно больше строить очистных соору­жений, хотя это и очень дорого, а очищенную воду необходимо вторично использовать в промышленности и сельском хозяйстве.

Придумай название к каждому плакату. СЛАЙД №19-21. А почему перечеркнуты красным

План по охране окружающей среды. Слайд №22

1.Беречь водопроводную воду, не давать ей утекать зря. Своевременно ликвидировать течи и порывы водопровода

2.Не мусорить на водоёмах, в местах отдыха. Следить за чистотой природных источников.

3.Внедрять в производство современные водосберегающие и очистительные технологии.

Обучающиеся смотрят на глобус и дают ответ, что воды больше чем суши

Слушают диктора и читают текст по медиаучебнику

Записывают в карту исследователя

Слайд №15 Гидросфера – водная оболочка Земли

Подводят итог – читают заполненую схему

Выполняют упражнения

Встречаются разные водоёмы: родники, ручьи, реки, озёра, моря, океаны, водохранилище

Проговарива-ние: естественные, искусственные. Дают им определение

Работая в паре разбирают слова в 2 столбика

 

Обучающиеся читают доклады о водоёмах города Шахты

Внимательно слушают учителя

Придумывают название плакатов

1.промышленные предприятиям строить очистные сооружения. Не сливать грязную промышленную воду в водоёмы

2. Беречь водопроводную воду, не давать ей утекать зря. Экономно её расходовать.

3. Своевременно ликвидировать поломку кранов, течи и порывы водопровода

V. Этап закрепления изученного материала (5 мин)

УВЗЭ: -закрепить и осмыслить новый уч. материал, -закрепить умение работать с К/К и картами,- умение находить ответы на вопросы по тексту учебника, развивать логическое мышление.

Работа по карточкам индивидуально более сильным

Игра «Узнай водоем» коллективно

Широкая, глубокая, бурная… (Река)

Большое, шумное, соленое… (Море)

Узкий, быстрый, звонкий… (Ручей)

Огромный, безбрежный, бушующий… (Океан)

Топкое, непроходимое, вязкое… (Болото)

Чтение стихотворения –итог. Слайд №23

Вода - живительная влага.

Именно ей мы обязаны жизнью.

Сохраним наши реки, озёра, пруды.

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остаётся в них навеки

Студеная и чистая вода.

Что такое гидросфера? Водоём? На какие 2 группы их можно поделить? Приведите примеры.

2) Какие водоёмы встречаются в нашей местности?

VI. Подведение итогов урока (3 мин)

УВЗЭ Проанализировать работу класса

Что больше всего вам понравилось на уроке? Что нового для себя узнали? Какое задание было самым интерес­ным (сложным, легким)?

Как справился (самооценка, оценка класса)?

- На следующих уроках мы продолжим изучение этой темы и познакомимся с круговоротом воды в природе.

Оцени свою работу!

- Выставление оценок за работу на уроке

- Домашнее задание.

Я вас попрошу показать мне красоту воды в своих рисунках. Придумать свои плакаты по охране воды.

Индивидуальная оценка урока каждым участником.

Учащиеся проводят самооценку своей работы.

Слайд №25 Звучит спокойная расслабляющая музыка.

- Сядьте удобно на стуле, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями. Послушайте пение птиц и представьте, что вы возле водоёма. Вы гуляете по берегу этого водоёма. Солнышко играет рябью по воде. У вас прекрасное настроение……

- Откройте глаза. Потянитесь. Урок окончен.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.