План-конспект урока ИЗО с ЭОР на тему «Мы рисуем осень» (2 класс)
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Мы рисуем осень»
|
ФИО (полностью) |
Белова Александра Николаевна |
|
Место работы |
Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Вадинск Пензенской области |
|
Должность |
Учитель начальных классов |
|
Предмет |
Изобразительное искусство |
|
Класс |
2 |
|
Тема и номер урока в теме |
№ 7 «Осенние подарки природы» |
|
Базовый учебник |
Учебник: В. С. Кузин и Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство», - Москва: Дрофа, 2011
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
- ТЕМА: «Мы рисуем осень»
- ЦЕЛЬ: научить лепить с натуры с использованием натурных моделей – фруктов, овощей, муляжей.
- ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: № 7 «Осенние подарки природы»
- ТИП урока: комбинированный
- ЗАДАЧИ урока:
- Образовательные:
- закрепление умения работать с объёмом, массой; передача формы, очертания овощей и фруктов.
- знакомство с жанром натюрморта. Знакомство с натюрмортами известных художников с изображением фруктов;
- Воспитательные:
- потребности личности в способе передачи красоты окружающего мира; оценка работ художников, запечатлевших эту красоту в картинах.
- эстетические представления о красоте осенних даров природы;
- Развивающие:
- выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности.
- развитие речи, мышления, сенсорной сферы личности; развивать чувство прекрасного и потребности участия в сохранении красоты;
- Образовательные:
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: для учеников: учебники, клеёнка, дощечка-подставка, салфетка, пластилин, стеки, банка с водой; для учителя – натурный материал: муляжи, натуральные фрукты. Зрительный ряд: - методические таблицы по лепке, фотографии, рисунки детей в жанре натюрморта; репродукции картин художников: Ю. Пименов «Ожидание», К. Моне «Яблоки и виноград», И. Машков «Фрукты на блюде», «Ананасы и бананы», «Натюрморт», «Московская снедь. Хлеба». ТСО – интерактивная доска Elite Panaboard (Panasonik) для применения ЭOP.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.)
|
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Проверка готовности к уроку |
|
Проверка |
Порядок на рабочем месте |
1 мин |
2 |
Беседа о красоте вещей вокруг нас, анализ репродукций, объяснение понятия натюрморта |
1 2 |
Рассказ с демонстрацией репродукций картин и ЭОР. Вопросно-ответная беседа по иллюстрациям в учебнике |
Слушание. Рассматривание, наблюдение. Чтение и ответы на вопросы учебника. |
12 мин |
3 |
Объяснение задания |
3 |
Объяснение задания |
Наблюдение. |
3 мин |
4 |
Выполнение задания совместно с учителем |
4 |
Упражнение в разных видах лепки груши |
Упражнение в разных видах лепки груши |
10 мин |
5 |
Физкультминутка |
|
Выполнение движений |
Выполнение движений |
2 мин |
6 |
Самостоятельная работа учащихся |
|
Наблюдение. Индивидуальная помощь. Текущий инструктаж. Помощь в составлении натюрморта |
Самостоятельная лепка фруктов и овощей. Составление натюрмортов в группах |
14 мин |
7 |
Домашнее задание |
|
Запись на доске |
Запись в дневник |
2 мин |
8 |
Итог урока |
|
Рефлексия. Вопросы |
Ответы на вопросы учителя |
1 мин |
ХОД УРОКА
1.Проверка готовности к уроку 2.Беседа о красоте вещей вокруг нас, анализ репродукций, объяснение понятия натюрморта - Ребята, сегодня нет ни одной выставки, ни одного музея в мире, где бы мы не встретили этот жанр – натюрморт. Натюрморт – такая картина, в которой «героями» становятся вещи. Слово это пришло к нам из французского языка, в переводе обозначает «мёртвая натура». Но лучше перевести его так: «тихая, или неподвижная природа». Потому что художники очень часто рисуют на натюрмортах именно кусочки природы: любят они изображать фрукты, растения, цветы, даже птиц и зверей. В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи – предметы быта. Это могут быть книги, посуда, статуэтка, красивые ткани, а также цветы, плоды, снедь (еда). (Демонстрация ЭОР-1). Когда художники рисуют натюрморты, они в своих картинах стараются передать всю красоту окружающих нас вещей, их самоценность. Предлагают полюбоваться их формой. Цветом, как бы пощупать глазами их фактуру и качество. Натюрморт – это рассказы о том, как живёт мир вокруг нас: как происходит жизнь вещей, как живут продукты, цветы. На натюрмортах разных времён, стран и художников мы можем увидеть течение времени. Рисование натюрморта обычно начинается с составления красивой композиции. Слово композиция взято из латинского языка и означает «располагать какие-либо предметы красиво». Мастером натюрморта был русский художник Илья Машков. С необычайной выразительностью и живописностью изображал он на своих полотнах спелые фрукты, овощи, стеклянную посуду, столовые приборы, блюда. Посмотрите, какие замечательные картины он написал. (Демонстрация ЭОР-2). (В вопросно-ответной беседе в учебнике по картинам обратить внимание детей на красоту, многообразие цвета и формы предметов.) 3. Объяснение задания Осень приносит нам обилие плодов, овощей, фруктов. В лесах выросли ягоды, грибы, орехи. Человек, так же как птицы и звери, пользуется временем осени, чтобы собрать урожай. Сегодня мы с вами превратимся в художников-скульпторов и вылепим с натуры дары осени: некоторые фрукты и овощи, которые выросли на огороде, в саду и составим из них натюрморты в группах. Но сначала отгадайте загадки: 1) К нам приехали с бахчи полосатые мячи. (Арбузы) 2) Как на нашей грядке выросли загадки – сочные да крупные. Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры) 3) Само с кулачок, красный бочок. Потрогаешь – гладко, а откусишь – сладко. (Яблоко) 4) Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка. (Тыква) Посмотрите, на что похожи по форме некоторые фрукты и овощи в учебнике на с.24-25. (Демонстрация ЭОР-3). 4. Выполнение задания совместно с учителем - Посмотрите, как можно лепить грушу. (Демонстрация ЭОР-4). Вылепим вместе грушу. (Методические таблицы по лепке). (Демонстрация приёмов работы с пластилином, наглядное акцентирование движений пальцев, стеки, приводящих материал в объёмные массы, соответствующие форме конкретного фрукта, овоща.) Во время лепки идёт беседа о том, где растут овощи и фрукты, как происходит сбор осеннего урожая. Дети вспоминают, когда и где они помогали взрослым в его сборе. 5. Физкультминутка 6. Самостоятельная работа учащихся Дети продолжают лепить овощи и фрукты сами, аналогично образцам. По окончании составляют натюрморты, объединившись в группы по желанию. Организуют выставку. 7. Домашнее задание Составить композиции для натюрморта из реальных предметов и сфотографировать. 8. Итог урока - Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Что понравилось? О чём задумались?
Приложение к плану-конспекту урока
«Мы рисуем осень»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Единая Интернет-колллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru |
ЭОР |
иллюстрации |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000103-1000-4ddd-bd70-0000469b3a92/i02_04_02.swf
|
2 |
Единая Интернет-колллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru |
ЭОР |
иллюстрации |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000fb-1000-4ddd-f192-3500469b302a/i02_03_01.swf
|
3 |
Единая Интернет-колллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru |
ЭОР |
презентация |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000fc-1000-4ddd-abe7-5500469b305d/i02_03_02.swf
|
4 |
Единая Интернет-колллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru |
ЭОР |
презентация |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000fe-1000-4ddd-0433-3000469b30bc/i02_03_04.swf
|
________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________
Самоанализ
Данный урок является обобщающим в разделе “Тематическое рисование. Пейзаж”. Дети использовали знания, полученные на предыдущих уроках, показали знания по жанрам живописи.
В соответствии с программой данная тема входит в раздел “Жанры живописи”. Используемый вид работы: тематическое рисование. Урок логически связан с предыдущими и последующими. Подобран посильный материал для учащихся с точки зрения: количества объёма; конкретности образов; изобразительных и психофизических возможностей учащихся. Эстетически подобраны декоративные образцы, иллюстративный материал. Учащиеся были заинтересованы теоретической и практической частью работы.
Оборудование выбрано рационально и соответствовало индивидуальным особенностям развития учащихся. Обеспечена оптимальная видимость и освещённость объектов. Целесообразно применены ИКТ. Оборудование соответствует эстетическим нормам и требованиям к уроку. В структуре урока чётко прослеживается последовательность этапов урока. Между ними осуществлялась логическая связь и плавный переход, соответствующий поставленным целям урока. На каждом этапе подведён итог проделанной работы. Подобранные методы и средства обучения (сочетание слова, наглядности и практических действий) их соответствие возрасту учащихся, усиливает мотивацию учащихся, соответствует их уровню развития познавательных возможностей детей.
Уроки декоративного рисования позволяют решать многие задачи коррекционного обучения. Прежде всего, они активно воздействуют на сенсорное развитие учащихся. В процессе рисования проведена работа по уточнению представлений учащихся о законах линейной и воздушной перспективы, колорите, передачи пространства.
В процессе работы для учащихся было организовано целенаправленное наблюдение, сравнение и воспроизведение цветовых сочетаний. Учащиеся упражнялись не только в элементарном цветоразличении, но и в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с образцом.
Так как процесс выполнения рисунка делится на ряд этапов, то на уроке рисования дети учились планированию построения рисунка.
Таким образом, в процессе обучения рисованию развиваются навыки как мысленной, так и практической пространственной ориентировки.
Были продуктивно реализованы образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие цели урока. Комплекс подобранных средств (ИКТ, наглядный материал) методов и приёмов, соответствовал решению поставленных задач. Дети расширили имеющиеся знания в картинах, как известных, так и малоизвестных художников.
Садварий Жанна Владиславовна