12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана45
Россия, Пермский край, Чернушка

Пояснительная записка.

   Изучение царства грибов по программе Пономаревой И.Н. происходит в 6 классе.  Поскольку новые общеобразовательные предметы, понятия и термины, требования и задачи могут стать для шестиклассников непреодолимым препятствием в успешной учёбе, то выполнение практических и лабораторных работ на уроках может мотивировать к желанию учиться, формировать универсальные учебные действия. На данном уроке  используется  системно-деятельностный подход (овладение  учащимися умением формулировать проблему и гипотезу, проводить эксперимент и на его основе делать выводы). Так же учтены особенности возраста учащихся, для которых очень важно сформировать интерес к учебному предмету, желание задавать вопросы и искать ответы на эти вопросы, используя различные источники информации.

Тема

Плесневые грибы и дрожжи.

Цель

изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, раскрыть их роль в природе и народном хозяйстве, использование в медицине.

Организовать самостоятельную деятельность учащихся для исследования плесневых грибов и дрожжей- еще одними представителями объектов живой природы из царства грибов.

Задачи

Продолжить работу по формированию умения применять имеющиеся знания о плесневых грибах и дрожжах для объяснения конкретных явлений (появления плесени и выпечки хлеба)

Создать на уроке условия для развития у учащихся исследовательских умений и навыков

Создать на уроке условия для пробуждения интереса к самостоятельному решению задач

Планируемые результаты

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение плесневых грибов и дрожжей

— роль плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека

— особенности размножения мукора, пеницилла и дрожжей

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «грибница», «мицелий» «споры», «почкование»

— работать с микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать мукор, пеницилл, дрожжи

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

- формирование ответственного отношения к учению

Личностные результаты обучения

осмысление и понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

способность адекватно оценивать свои возможности на праве выбора соответствующего задания

Основные понятия

  «грибница», «мицелий», «гифы», «клетка», «ядро",«споры», «почкование», «плесневые грибы», «дрожжи»

Ресурсы:

основные

дополнительные

 Натуральные объекты

Комплекты микропрепаратов «гриб мукор Ботаника

Кусочки хлеба с плесенью, раствор готовых дрожжей

Приборы

Раздаточные

Игла препаровальная

Микроскоп

Компьютер с презентацией

Формы организации учебной деятельности:

беседа, работа с компьютерной презентацией, видеофрагментами, выполнение различных заданий в маршрутных листах, фронтальный опрос, беседа,

самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия.

Технология

Технология организации самостоятельной работы


 

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Формируемые

УУД

- Познавательные
- Коммуникативные
- Регулятивные

Организационный момент
Время:2 мин.
Основные этапы:

 Занимают свои рабочие места

 Проверяет готовность к уроку

 

Регулятивные 

Концентрирование внимания

Коммуникативные

умение слушать;

организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (если речь идет о групповой работе).


 


 


 

Целепологание и актуализация знаний


 


 


 


 


 

Совместное открытие знаний.


 


 


 


 


 

Отвечают на вопросы учителя

Обсуждение вопроса урока Участвуют в поста­новке познавательной цели урока.

Предполагают свои идеи

Записывают тему урока в тетрадь.

Организует воспроизводящую фронтальную беседу

Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.

Сообщает тему урока.

 

Цель: выявление знаний о грибах, пробелов в пройденной теме

-С какой наукой вы познакомились на том уроке и что она изучает (ответ:микология)

-На какие два подцарства делятся грибы?(Подцарство высшие и низшие грибы)

Рассказ одного ученика по ментальным картам о грибах.

Сегодня мы с вами продолжим изучение представителей живой природы. «Без этих организмов мы бы давно погибли от болезнетворных бактерий, не смогли бы испечь вкусный мягкий хлеб, приготовить квас, а наша планета заросла бы кучами мусора из растительных остатков». Что это за организмы? Хотите узнать?
- Посмотрите на экран.

Что это за организмы? Где вы с ними встречались?

Просмотрев фрагмент, постарайтесь ответить на вопрос: о чем сегодня на уроке пойдет речь? Можно ли их назвать грибами?

• Похожи они на обычные грибы?

• Сформулируйте тему урока?

Давайте вместе с вами сформулируем вопросы, которые мы будем обсуждать на уроке. Для этого я вам предлагаю заглянуть в маршрутный лист и заполнить таблицу «Знаю – не знаю»

Знаю

Не знаю

Строение шляпочных грибов

Общую характеристику грибов

Особенности строения плесневых грибов и дрожжей

Роль плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека

Каким способом мы достигнем своей цели? (учебник и тд)

• Как доказать, что это все-таки грибы? ( найти доказательства или опровержение принадлежности данных организмов к царству грибов)

• Что еще вы хотели бы о них узнать?

– Вспомни, при каких обстоятельствах тебе приходилось сталкиваться с плесенью? (Жизненный опыт.)

А что поможет нам выполнить эти задачи?

Познавательные.

Сформировать умения самостоятельно воспроизводить информацию, выбирать основания и критерии для указанных логических операций, выявление пробелов знаний в пройденной теме

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД

1. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Самостоятельное применение знаний Время: 3 мин.

 

 Настроить микроскоп

 Организовать работу по подготовке увеличительных приборов к работе, проверить готовность рабочих инструментов в каждой группе

 Цель: отработка навыков работы с микроскопом

Подготовить увеличительные приборы к работе (вспомнить правила работы с микроскопом, уметь определить увеличение микроскопа)

 Регулятивные

Корректировка выполненных заданий

 Коммуникативные

устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Познавательные

Уточнение правил работы с микроскопом

Изучение нового материала (открытие нового знания)
Время:15мин.

 


 


 


 


 


 

Деятельностный (15 мин.)


 


 


 


 


 


 

Первичное закрепление материала
Время:( 3 мин.)


 

1.Разрабатывают план дальнейшей самостоятельной деятельности, учитывая свои возможности

3.Работа групп по инструктивным картам

Работа в больших группах, распределение ролей

 Предлагает каждой подгруппе инструктивные карты исследовательской работы

Выполняет роль консультанта по образовательному запросу обучающегося.

Организует работу по воспроизведению полученных знаний на уроке

- предлагает заполнить схему

 Технологическая карта самостоятельной работы

Задания и варианты их выполнения.

 Карточка №1 

Практикум: «Строение плесневого гриба мукора, пеницилла и дрожжей»

Цель: закрепить умения работать с микроскопом,  научиться готовить микропрепараты и рассматривать  их под микроскопом, находить особенности строения мукора в сравнении с пенициллом, строение дрожжей»

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, пинцет медицинский, припаровальные иглы, пипетка, стаканы с водой, ватные палочки, кусочки хлеба с плесенью. готовый раствор выращенных дрожжей.

 Изучение  строения гриба мукора и пеницилла

1. Аккуратно, с помощью препаровальной иглы и пинцета, взять часть плесени с кусочка хлеба и поместить в каплю воды на предметном стекле, накрыть покровным стеклом. Рассматривать готовый микропрепарат под увеличением 0,4.)

Рассмотрите строение гриба мукора

Сравните с рисунком из учебника

Сравните с готовым препаратом

Зарисуйте и подпишите увиденное с рис учебника,слайдом

Прочитав дополнительный источник информации, узнайте историю открытия и значение пеницилла(можно ли лечить плесенью?),выпишите вред и пользу плесневых грибов

  Изучение  строения дрожжей

С помощью пипетки поместите каплю раствора дрожжей на ватные нити напредметном стекле, Накрыть покровным стеклом. Рассматривать готовый микропрепарат при определенном увеличении. Сравните с рисунком из учебника (с.197)

Зарисуйте и подпишите увиденное.Есть ли у дрожжей мицелий?

Найдите в тексте учебника информацию о значении дрожжей

Зарисуйте и подпишите увиденное в маршрутном листе.

Создание проблемной ситуации:

В 1999 году журнал «Тайм» назвал Флеминга одним из ста самых важных людей XX века за его открытие пенициллина и сообщил: «Это открытие изменит ход истории». Почему?

Для ответа на этот вопрос, давайте обратимся к тексту, который я вам раздала.

Работа с текстом (Приложение №1), выполните задания:

1.Прочитайте текст.

2. Выполните задания к тексту.

Так почему же журнал «Тайм» назвал Флеминга одним из ста самых важных людей XXвека за его открытие пенициллина? (Предполагаемый ответ: это помогло спасти миллионы жизни и научится бороться с микробами)

Цель:провести анализ и сравнение мукора, пеницилла и дрожжей научиться описывать живые объекты (грибы и дрожжи); продолжить работу по формированию исследовательских навыков и умений.

Что общего у этих грибов? (нет плодового тела, грибница)

Чем они отличаются?

Регулятивные

1.Формирование задач исследовательской работы;

2.Планирование хода исследовательской работы;

3.Выбор эффективных путей организации практической работы.

Коммуникативные

1 устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

2умение работать в группе (распределять задания на каждого).

Познавательные

 1. Приготовление микропрепаратов;

2. Умение работать с увеличительными приборами;

3 Развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией.

Коммуникативные

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом ,оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра

Познавательные

Воспроизведение полученных знаний - создание образа биологического объекта

Регулятивные

выбор эффективных путей организации практической работы

Итог урока.

Подводят итоги

Корректирует высказывания учащихся, фиксирует выводы

Подведение итогов изучения темы. Фиксация на доске (слайде) найденного ответа вопрос урока (выводы урока).

- Плесневые грибы и дрожжи не имеют плодового тела

- Мукор и пеницилл имеют грибницу

- Размножается плесень спорами и обрывками грибницы; дрожжи почкованием

- Дрожжи и многие плесневые грибы – сапрофиты

- Для развития плесневым грибам нужно тепло, влага. Питательная среда

- По изученным нами теме, какие грибы мы теперь знаем?

споры грибов распространяются по воздуху;

в холодильнике;

в полиэтиленовом пакете, закрытой коробке или в банке с крышкой

грибам для прорастания спор и роста мицелия нужна высокая влажность.


 

Я знаю, что

 

Поэтому для защиты от плесени я буду хранить продукты

 
 

В сухом месте

При низкой температуре споры прорастают медленно и мицелий растет плохо.

 

Регулятивные УУД:

Участвуют в коллективном обсуждении проблемы;

анализируют и объясняют результаты;

развивают умения определять критерии оценки и умения самооценки

Личностные

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Оценивать собственный вклад в работу;

Рефлексия
Время:(5 мин.)

 

Рефлексируют по результату (образовательному продукту) своей деятельности.

Предлагает выполнить рефлексию своей деятельности.

 Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС- формулы:

П-позиция(Я считаю, что плесневые грибы….,а дрожжи можно применить….)

О-объяснение-обоснование(Потому что мукор и пеницилл появляются …,а дрожжи…)

П-пример.Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере...»

С-следствие. Четвёртое предложение ( следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...»

 Регулятивные

Осмысливание своего образа работы с учебным материалом осознавать конечный результат

Коммуникативные 

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

Познавательные

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Подготовка натуральных объектов перед уроком.

Для получения культуры дрожжей в сосуд объёмом 100-200 мл налить нагретого до 40-50 ºС молока, добавить кусочек сахара и примерно 10 г дрожжей. Всё перемешать и поставить на 15 минут в тёплое место.


 

Маршрутный лист Ф.И________________________________________________

Тема урока: ___________________________________________________________

Знаю – не знаю»

Знаком плюс отметь, что ты уже знаешь (колонка «знаю») и знаком минус, что тебе неизвестно (колонка «не – знаю»)

Утверждения

Знаю

Не знаю

Строение шляпочных грибов

   

Особенности строения плесневых грибов и дрожжей

   

Общую характеристику грибов

   

Роль плесневых грибов и дрожжей в природе

   

Задание №1 Закончи предложение

Плесневые грибы встречаются _________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание №2 Используя рисунки учебника, подпиши названия плесневых грибов

 

 

Задание № 3 Прочитай статью «Плесневые грибы» закончи предложение

Мукор состоит из одной разросшейся ______________, головки со спорами называются______________. Гриб пеницилл состоит из ветвящихся нитей, разделенных _____________, на концах грибницы мелкие _______________.

Лабораторная работа №6

Изучение особенностей строения мукора и дрожжей

Цель: закрепить умения работать с микроскопом,  научиться готовить микропрепараты и рассматривать  их под микроскопом, находить особенности строения

Ход работы:

  1. Рассмотри плесень под лупой

    Приготовь микропрепарат плесневого гриба мукора

    Зарисуй строение мукора и подпиши его части.

    Зарисуй клетку дрожжей и подпишите названия ее основных частей.

Мукор

Дрожжи

Вывод:

ПОПС- формула:

П-позиция Я считаю, что плесневые грибы ­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________,а дрожжи можно применить____________________________________________

О-объяснение-обоснование Потому, что мукор и пеницилл появляются ______________,а дрожжи _____________________________________

П-пример Я могу это доказать на примере__________________________________________________________________________

С-следствие. ( следствие, суждение, выводы) Исходя из этого, я делаю вывод о том, что_____________________________

«Плесневые грибы»

Тело мукора состоит из мицелия и спорангиеносцев (ножка с головкой). Гифы мукора состоят из одной клетки. При размножении на концах гиф появляются шарики (спорангии со спорами). Сначала бесцветные, а потом, по мере созревания спор, чернеют. Когда лопаются спорангии, споры высвобождаются. Споры разносятся. Грибница пеницилла, в отличие от грибницы мукора, состоит из ветвящихся нитей, разделённых перегородками на клетки. Споры пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах некоторых нитей грибницы в мелких кисточках.


 


 


 

Алекса́ндр Фле́минг

 Беспорядок в лаборатории Флеминга не раз сослужил ему службу.

В 1928 году он обнаружил, что в одной из чашек Петри с бактериями  выросла колония плесневых грибов. Колонии бактерий вокруг плесневых грибов стали прозрачными из-за разрушения клеток. Флемингу удалось выделить активное вещество, разрушающее бактериальные клетки — пенициллин, работа была опубликована в 1929 году.

Флеминг недооценил своё открытие, считая, что получить лекарство будет очень трудно. Массовое производство пенициллина было налажено во время Второй мировой войны.

В 1945 году Флеминг был удостоен Нобелевской премии в области физиологии и медицины.

В 1999 году журнал «Тайм» назвал Флеминга одним из ста самых важных людей XX века за его открытие пенициллина и сообщил:«Это открытие изменит ход истории. Вещество, которое Флеминг назвал пенициллином, является очень активным противоинфекционным средством»

После того, как возможности данного соединения были оценены по достоинству, пенициллин стал неотъемлемой частью любой методики лечения бактериальных инфекций. К середине века открытое Флемингом вещество широко вошло в производство фармацевтических препаратов, стал осуществляться его искусственный синтез, что помогло справляться с большинством древнейших заболеваний, таких как гангрена и туберкулез.

 


плесневые грибы и дрожжи
NOTEBOOK / 59.51 Мб

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Екатерина Николаевна, 22.03.17 в 12:52 0Ответить Пожаловаться
Уважаемая Светлана, большое спасибо Вам за урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.