Урок «Почему люди становятся равнодушными?» по рассказу К. Паустовского «Телеграмма» (Литература, 8 класс)

6
0
Материал опубликован 8 October 2019

Технологическая карта урока

Класс

8

Учебный предмет

Чтение

Тема урока

«Почему люди становятся равнодушными?» (по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»)

Планируемые результаты освоения обучающимися содержания урока

Личностные результаты

- умение адекватно эмоционально откликаться на произведение «Телеграмма»;

- умение осознавать авторское и собственное отношение к главной героине рассказа К. Паустовского Насте;

- умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

Планируемые результаты формирования базовых учебных действий

Познавательные базовые учебные действия

- умение пользоваться толковым словарём, определять значение слова «равнодушие»;

- умение обобщать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных форматах - схема «фишбон»;

- умение осмысленно читать текст рассказа;

-  совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние;

- умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты;

- умение анализировать знаково-символическую систему в процессе составления кластера.

Регулятивные базовые учебные действия

- умение регулировать эмоционально-волевую сферу в процессе выполнения общепринятых норм поведения;

 - умение определять (принимать) цели и следовать предложенному плану;

-  умение действовать по алгоритму в процессе анализа текста, заполнения схемы «фишбон», заполнения таблицы;

- умение оценивать результаты своей деятельности и деятельность одноклассников.

Коммуникативные базовые учебные действия

- умение слушать и понимать речь других;

- умение доносить свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы);

- умение вступать в продуктивный контакт и работать в коллективе при выполнении заданий;

- умение выстраивать связное высказывание в процессе ответов.

Предметные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

 

- знание содержание рассказа К. Паустовского «Телеграмма»;

- знание структуру рассказа;

- умение осуществлять анализ произведения..

- умение определять основную мысль каждого фрагмента рассказа, связать ее с основной мыслью текста.

Средства обучения

Карточки для заполнения «Фишбон», текст рассказа.

 

Этап урока

Действия учителя

Действия обучающихся

Формируемые БУД

1. Органи-зационный этап

1. Настраивает обучающихся на работу: просит их улыбнуться друг другу.

2. Создает положительную мотивацию.

3.  Проверяет готовность обучающихся к уроку.

1. Слушают учителя, улыбаются друг другу.

Регулятивные учебные действия:

- регулируют эмоционально-волевую сферу в процессе выполнения общепринятых норм поведения.

2. Стадия вызова

1. Дает поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий). Формулирует задание:  Предлагает посмотреть слайд. На слайде изображено слово «РАВНОДУШИЕ».

3. Предлагает подумать над значениями ассоциативных понятий.

- Ребята, какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом?

-  Можете ли объяснить значение слова?

- Каким вы представляете равнодушного человека?

- Как он, по-вашему, выглядит? (составление кластера).

4. Контролирует выполнение домашнего задания.

- Какая история легла в основу  рассказа К. Паустовского «Телеграмма», который вы прочитали?

- Кого в рассказе можно назвать равнодушным и почему? А почему люди становятся такими?

5. Помогает обучающимися сформулировать цели урока.

1. Участвуют в их обсуждении понятия.

2.  Анализируют слово «РАВНОДУШИЕ» (при необходимости обращаются к толковому словарю), записывают определение в тетрадь

3. Отвечают на вопросы учителя,  вспоминая содержание рассказа К. Паустовского «Телеграмма» и тему прошлого урока, высказывают свое мнение

4. Составляют кластер «Равнодушный человек» (учитель помогает).

5. Совместно с учителем определяют тему урока.

 

.Познавательные учебные действия:

- совместно с учителем формулируют  тему и цель урока;

-  научатся пользоваться толковым словарём ,

-положительно относятся к учению, познавательной деятельности;

-  научатся анализировать знаково-символическую систему в процессе составления кластера;

- научатся перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты.

Регулятивные учебные действия:

-научатся  принимать цели и следовать предложенному плану;

- научатся действовать  по алгоритму в процессе составления кластера;

- научатся соотносить  свои действия с заданным образцом;

-научатся  оценивать  результаты своей деятельности и деятельностим одноклассников;

Коммуникативные учебные действия:

- научатся слушать и понимать речь других;

- научатся доносить свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы);

- научатся вступать в продуктивный контакт и работать в коллективе при выполнении заданий;

- научатся выстраивать связное высказывание в процессе ответов.

3.

Стадия осмысления

 

1.Совместно с обучающимися выдвигает проблему «Почему Настя стала равнодушной»?

2. Раздает карты для работы, использует метод осмысления «фишбон».

4.  Дает коллективную работу «Чтение с остановками» фрагментов рассказа для заполнения «скелета».

5.Контролирует правильное выполнение задания.

6. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.

7.Направляет обучающихся к ответу на вопрос: Почему люди становятся  равнодушными?

 

1. Обучающиеся работают фронтально.

 

2. Читают текст, обсуждают, анализируют.

 

3. Совместно с учителем заполняют «скелет» рыбы, доказывая, что Настя – равнодушна к жизни собственной матери.

image.png

4. Совестно с учителем выявляют причинно-следственные связи между действиями Насти и  ее состоянием.

 

5. Формулируют вывод.

 

Личностные учебные действия:

- смогут адекватно эмоционально откликаться на произведение «Телеграмма»;

- научатся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

Познавательные учебные действия:

- научатся обобщать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных форматах- схема «фишбон»;

- научатся осмысленно читать текст рассказа;

-  будут совершенствовать умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние;

- научатся перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты;

Регулятивные учебные действия:

-  научатся действовать по алгоритму в процессе анализа текста, заполнения схемы «фишбон», заполнения таблицы;

- научатся оценивать результаты своей деятельности и деятельность одноклассников;

Коммуникативные учебные действия:

- научатся доносить свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы);

- научатся вступать в продуктивный контакт и работать в коллективе при выполнении заданий;

- научатся выстраивать связное высказывание в процессе ответов.

 4. Физминутка

1. Организует проведение физической минутки.

 

2. Организует деятельность по развитию речи обучающихся: чтение скороговорок и чистоговорок.

 

1. Осуществляют речевую разминку:

Говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

Скороговорки и чистоговорки.

Белые бараны били в барабаны.

Купила бабуся бусы Марусе.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

Идут бобры

Во сыры боры.

Бобры храбры,

Для бобрят добры.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.

Коммуникативные учебные действия:

-научатся  выстраивать связное высказывание в процессе проговаривания скороговорок и чистоговорок

Регулятивные учебные действия:

- научатся регулировать эмоционально-волевую сферу в процессе проговаривания предложений.

5. Стадия рефлексии

 

1.Создает  условия для самоконтроля, коррекции и самооценки знаний, умений и деятельности  обучающихся, задает вопросы:

— Изменилось ли видение этого слова «равнодушие» после урока?

 

— Какой он, равнодушный человек? Почему люди становятся равнодушными?

 

2. Предлагает объединиться в группы по заранее продуманному и/или требующемуся принципу.

3.. Объясняет выполнение задания – работа с таблицей.

4. Поправляет данные таблицы. обучающихся при необходимости.

5. Организует деятельность по формулировке вывода (помогает при необходимости)

 

 

1. Анализируют содержание рассказа, отвечают на вопросы учителя.                          

2. Делятся на пары

3. Обучающиеся в заполняют таблицу.

4.  По очереди зачитывают содержание сюжетной таблицы, комментируют написание. Вместе обсуждают ошибки.

5. Формулируют вывод

Таблица

Кто  

Что

Когда

Как

где

Почему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные учебные действия:

- научатся осознанно формулировать  авторское и собственное отношение к главной героине рассказа К. Паустовского -  Насте;

-  адекватно эмоционально откликаются на произведение «Телеграмма»;

-  научатся определять авторское и собственное отношение к главной героине рассказа К. Паустовского - Насте.

Познавательные учебные действия:

- научатся обобщать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных форматах;

- научатся перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты;

- научатся анализировать знаково-символическую систему в процессе редактирования  кластера.

Регулятивные учебные действия:

-  научатся действовать по алгоритму в процессе работы над таблицей;

- научатся оценивать результаты своей деятельности и деятельность одноклассников;

Коммуникативные учебные действия:

- научатся доносить свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы);

-научатся  выстраивать связное высказывание в процессе ответов.

 

6. Подведение итогов. Информация о домашнем задании

 

1. Организует деятельность по подведению итогов - обращает внимание обучающихся  к кластеру, составленному в начале урока.  Спрашивает, все ли правильно записано? Что-то надо добавить?

2. Направляет обучающихся к формулировке вывода.

3. Создаёт условия для осознанного принятия д.з.

1. Обучающиеся рассматривают кластер, анализируют его, дополняют при необходимости (или с помощью учителя)

2. Формулируют вывод по теме урока.

3.  Записывают д.з: Прием «Письмо»

Напишите письмо от имени главной героини рассказа Паустовского «Телеграмма», адресованное матери, в котором она могла бы, например, попросить прощение за свое равнодушие

Личностные учебные действия:

- научатся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

Регулятивные учебные действия:

- научатся оценивать результаты своей деятельности и деятельность одноклассников;

Коммуникативные учебные действия:

 - научатся выстраивать связное высказывание в процессе ответов.


 

 

 

 

 

презентация "Почему люди становятся равнодушными?"
PPTX / 1.45 Мб

Комментарии
Комментариев пока нет.