Урок «Почему люди становятся равнодушными?» по рассказу К. Паустовского «Телеграмма» (Литература, 8 класс)
Технологическая карта урока |
||
Класс |
8 |
|
Учебный предмет |
Чтение |
|
Тема урока |
«Почему люди становятся равнодушными?» (по рассказу К. Паустовского «Телеграмма») |
|
Планируемые результаты освоения обучающимися содержания урока |
||
Личностные результаты |
- умение адекватно эмоционально откликаться на произведение «Телеграмма»; - умение осознавать авторское и собственное отношение к главной героине рассказа К. Паустовского Насте; - умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; |
|
Планируемые результаты формирования базовых учебных действий |
||
Познавательные базовые учебные действия |
- умение пользоваться толковым словарём, определять значение слова «равнодушие»; - умение обобщать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных форматах - схема «фишбон»; - умение осмысленно читать текст рассказа; - совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние; - умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты; - умение анализировать знаково-символическую систему в процессе составления кластера. |
|
Регулятивные базовые учебные действия |
- умение регулировать эмоционально-волевую сферу в процессе выполнения общепринятых норм поведения; - умение определять (принимать) цели и следовать предложенному плану; - умение действовать по алгоритму в процессе анализа текста, заполнения схемы «фишбон», заполнения таблицы; - умение оценивать результаты своей деятельности и деятельность одноклассников. |
|
Коммуникативные базовые учебные действия |
- умение слушать и понимать речь других; - умение доносить свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы); - умение вступать в продуктивный контакт и работать в коллективе при выполнении заданий; - умение выстраивать связное высказывание в процессе ответов. |
|
Предметные результаты |
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
|
- знание содержание рассказа К. Паустовского «Телеграмма»; - знание структуру рассказа; - умение осуществлять анализ произведения.. |
- умение определять основную мысль каждого фрагмента рассказа, связать ее с основной мыслью текста. |
Средства обучения |
Карточки для заполнения «Фишбон», текст рассказа. |
Этап урока |
Действия учителя |
Действия обучающихся |
Формируемые БУД |
||||||||||
1. Органи-зационный этап |
1. Настраивает обучающихся на работу: просит их улыбнуться друг другу. 2. Создает положительную мотивацию. 3. Проверяет готовность обучающихся к уроку. |
1. Слушают учителя, улыбаются друг другу. |
Регулятивные учебные действия: - регулируют эмоционально-волевую сферу в процессе выполнения общепринятых норм поведения. |
||||||||||
2. Стадия вызова |
1. Дает поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий). Формулирует задание: Предлагает посмотреть слайд. На слайде изображено слово «РАВНОДУШИЕ». 3. Предлагает подумать над значениями ассоциативных понятий. - Ребята, какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом? - Можете ли объяснить значение слова? - Каким вы представляете равнодушного человека? - Как он, по-вашему, выглядит? (составление кластера). 4. Контролирует выполнение домашнего задания. - Какая история легла в основу рассказа К. Паустовского «Телеграмма», который вы прочитали? - Кого в рассказе можно назвать равнодушным и почему? А почему люди становятся такими? 5. Помогает обучающимися сформулировать цели урока. |
1. Участвуют в их обсуждении понятия. 2. Анализируют слово «РАВНОДУШИЕ» (при необходимости обращаются к толковому словарю), записывают определение в тетрадь 3. Отвечают на вопросы учителя, вспоминая содержание рассказа К. Паустовского «Телеграмма» и тему прошлого урока, высказывают свое мнение 4. Составляют кластер «Равнодушный человек» (учитель помогает). 5. Совместно с учителем определяют тему урока.
|
.Познавательные учебные действия: - совместно с учителем формулируют тему и цель урока; - научатся пользоваться толковым словарём , -положительно относятся к учению, познавательной деятельности; - научатся анализировать знаково-символическую систему в процессе составления кластера; - научатся перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты. Регулятивные учебные действия: -научатся принимать цели и следовать предложенному плану; - научатся действовать по алгоритму в процессе составления кластера; - научатся соотносить свои действия с заданным образцом; -научатся оценивать результаты своей деятельности и деятельностим одноклассников; Коммуникативные учебные действия: - научатся слушать и понимать речь других; - научатся доносить свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы); - научатся вступать в продуктивный контакт и работать в коллективе при выполнении заданий; - научатся выстраивать связное высказывание в процессе ответов. |
||||||||||
3. Стадия осмысления
|
1.Совместно с обучающимися выдвигает проблему «Почему Настя стала равнодушной»? 2. Раздает карты для работы, использует метод осмысления «фишбон». 4. Дает коллективную работу «Чтение с остановками» фрагментов рассказа для заполнения «скелета». 5.Контролирует правильное выполнение задания. 6. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи. 7.Направляет обучающихся к ответу на вопрос: Почему люди становятся равнодушными?
|
1. Обучающиеся работают фронтально.
2. Читают текст, обсуждают, анализируют.
3. Совместно с учителем заполняют «скелет» рыбы, доказывая, что Настя – равнодушна к жизни собственной матери. 4. Совестно с учителем выявляют причинно-следственные связи между действиями Насти и ее состоянием.
5. Формулируют вывод.
|
Личностные учебные действия: - смогут адекватно эмоционально откликаться на произведение «Телеграмма»; - научатся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; Познавательные учебные действия: - научатся обобщать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных форматах- схема «фишбон»; - научатся осмысленно читать текст рассказа; - будут совершенствовать умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние; - научатся перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты; Регулятивные учебные действия: - научатся действовать по алгоритму в процессе анализа текста, заполнения схемы «фишбон», заполнения таблицы; - научатся оценивать результаты своей деятельности и деятельность одноклассников; Коммуникативные учебные действия: - научатся доносить свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы); - научатся вступать в продуктивный контакт и работать в коллективе при выполнении заданий; - научатся выстраивать связное высказывание в процессе ответов. |
||||||||||
4. Физминутка |
1. Организует проведение физической минутки.
2. Организует деятельность по развитию речи обучающихся: чтение скороговорок и чистоговорок.
|
1. Осуществляют речевую разминку: Говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, четко говорим, потому что не спешим. Скороговорки и чистоговорки. Белые бараны били в барабаны. Купила бабуся бусы Марусе. Бык тупогуб, тупогубенький бычок. Идут бобры Во сыры боры. Бобры храбры, Для бобрят добры. Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испек спозаранку. |
Коммуникативные учебные действия: -научатся выстраивать связное высказывание в процессе проговаривания скороговорок и чистоговорок Регулятивные учебные действия: - научатся регулировать эмоционально-волевую сферу в процессе проговаривания предложений. |
||||||||||
5. Стадия рефлексии
|
1.Создает условия для самоконтроля, коррекции и самооценки знаний, умений и деятельности обучающихся, задает вопросы: — Изменилось ли видение этого слова «равнодушие» после урока?
— Какой он, равнодушный человек? Почему люди становятся равнодушными?
2. Предлагает объединиться в группы по заранее продуманному и/или требующемуся принципу. 3.. Объясняет выполнение задания – работа с таблицей. 4. Поправляет данные таблицы. обучающихся при необходимости. 5. Организует деятельность по формулировке вывода (помогает при необходимости)
|
1. Анализируют содержание рассказа, отвечают на вопросы учителя. 2. Делятся на пары 3. Обучающиеся в заполняют таблицу. 4. По очереди зачитывают содержание сюжетной таблицы, комментируют написание. Вместе обсуждают ошибки. 5. Формулируют вывод Таблица
|
Личностные учебные действия: - научатся осознанно формулировать авторское и собственное отношение к главной героине рассказа К. Паустовского - Насте; - адекватно эмоционально откликаются на произведение «Телеграмма»; - научатся определять авторское и собственное отношение к главной героине рассказа К. Паустовского - Насте. Познавательные учебные действия: - научатся обобщать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных форматах; - научатся перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты; - научатся анализировать знаково-символическую систему в процессе редактирования кластера. Регулятивные учебные действия: - научатся действовать по алгоритму в процессе работы над таблицей; - научатся оценивать результаты своей деятельности и деятельность одноклассников; Коммуникативные учебные действия: - научатся доносить свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы); -научатся выстраивать связное высказывание в процессе ответов. |
||||||||||
6. Подведение итогов. Информация о домашнем задании
|
1. Организует деятельность по подведению итогов - обращает внимание обучающихся к кластеру, составленному в начале урока. Спрашивает, все ли правильно записано? Что-то надо добавить? 2. Направляет обучающихся к формулировке вывода. 3. Создаёт условия для осознанного принятия д.з. |
1. Обучающиеся рассматривают кластер, анализируют его, дополняют при необходимости (или с помощью учителя) 2. Формулируют вывод по теме урока. 3. Записывают д.з: Прием «Письмо» Напишите письмо от имени главной героини рассказа Паустовского «Телеграмма», адресованное матери, в котором она могла бы, например, попросить прощение за свое равнодушие |
Личностные учебные действия: - научатся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; Регулятивные учебные действия: - научатся оценивать результаты своей деятельности и деятельность одноклассников; Коммуникативные учебные действия: - научатся выстраивать связное высказывание в процессе ответов. |
презентация "Почему люди становятся равнодушными?"
PPTX / 1.45 Мб