12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валеева Дания Рашитовна1101
Учитель русского языка и литературы высшей категории, работаю в школе 23 года, преимущественно в старших классах. Являюсь классным руководителем социально-гуманитарного класса, в классе - 28 человек.
Россия, Челябинская обл., Миасс
Материал размещён в группе «Литература ЕГЭ»
4

Подготовка к ЕГЭ по литературе 2 блок 1 части (лирика) задания по новой демоверсии 2022.

Подготовка к ЕГЭ по литературе

2 блок 1 части (лирика) задания по новой демоверсии 2022.

Задания 10.1/10.2 (необходимо выполнить ОДНО из них).

Задание 11. Изменены требования к выполнению задания: требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом; уточнены критерии оценивания данных заданий: допускается выбор примера для контекстного сопоставления не только из отечественной, но и из зарубежной литературы.


Вариант № 1

Памятник

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он, и выше пирамид,

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.


Так! – весь я не умру, но часть моя большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.


Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рефея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первым я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.


О Муза! Возгордись заслугой справедливой!

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Г.Р.Державин


10.1. В чем поэтическая «дерзость» автора стихотворения?

10.2. Какую роль играют в стихотворении метафоры?

11. В данном стихотворении получает развитие тема памятника. Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), посвященное данной теме.


Вариант № 2

Море

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

В.А. Жуковский


10.1. Какие образы стихотворения помогают понять религиозно-философские взгляды автора

10.2. Какую роль в стихотворении А.С. Пушкина «Море» играют средства художественной выразительности?

11. Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), которое посвящено образу моря. В чём сходно (или различно) это произведение с «Морем» А.С. Пушкина?


Вариант № 3

ДЕРЕВНЯ

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой: я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.


Я твой: люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты;

Везде следы довольства и труда...


Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе

И не завидовать судьбе

Злодея иль глупца — в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

В уединенье величавом

Слышнее ваш отрадный глас.

Он гонит лени сон угрюмый,

К трудам рождает жар во мне,

И ваши творческие думы

В душевной зреют глубине.


Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Надежд и склонностей в душе питать не смея,

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея.

Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить

Дворовые толпы измученных рабов.

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

А.С.Пушкин


10.1. Как раскрывается в стихотворении тема «свободы-несвободы»?

10.2..Стихотворение «Деревня» композиционно разделено на две части. Какую функцию в стихотворении выполняет двухчастная композиция?

11.Тема свободы является ведущей в стихотворении? Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), где так же раскрывается эта тема?


Вариант № 4

К***

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.


Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.


Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

А.С.Пушкин


10.1 Как меняется эмоциональное состояние героя на протяжении всего стихотворения?

10.2.Какие средства художественной изобразительности помогают автору создать трепетный образ женщины?

11. Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), где рассказывается о встречах и расставаниях героев?


Вариант № 5

Анчар


В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной.


Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.


Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною.

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.


К нему и птица не летит,

И тигр нейдет – лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.


И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом:

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.


Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;


Принес – и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.


А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

А.С.Пушкин


10. 1.Кто подлежит осуждению в стихотворении и за что? Кому сочувствует поэт?

10.2. Какую роль играют в стихотворении эпитеты?

11. В данном стихотворении природа выступает мудрым началом, противостоящим злу. Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), где так же показано противопоставление человека и природы.


Вариант № 6

ТУЧИ


Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.


Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?


Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

М.Ю.Лермонтов


10.1.Сравнивает или противопоставляет лирический герой себя с тучами?

10.2. Какую роль выполняют риторические вопросы?

11. Мотив тоски и одиночества пронизывает стихотворение «Тучи». Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), где звучит этот мотив?


Вариант № 7

«Как часто, пестрою толпою окружен...»

1-е Января

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,


Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки, -

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.


И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, - памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;


Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.


И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье

С глазами полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.


Так царства дивного всесильный господин -

Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне

Под бурей тягостных сомнений и страстей,

Как свежий островок безвредно средь морей

Цветет на влажной их пустыне.


Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник незванную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их,

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

М.Ю.Лермонтов


10.1. Как выражается мысль о бесприютном одиночестве в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен»?

10.2. Какую роль в стихотворении играют эпитеты?

11. Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), где раскрывается тема одиночества.


Вариант № 8

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи...


Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слезы первыя любви!


Тебя жалеть я не умею,

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!


Пускай заманит и обманет, —

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...


Ну, что ж? Одной заботой боле —

Одной слезой река шумней,

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...


И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

А.А.Блок


10.1.Охарактеризуйте чувства лирического героя данного стихотворения.

10.2. Почему данное стихотворение можно отнести к патриотической лирике?

11.Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), где раскрывается тема Родины.


Вариант № 9

На железной дороге


Под насыпью, во рву некошеном

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих -

Нежней румянец, круче локон:

Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон...

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом...

Лишь раз гусар, рукой небрежною

Облокотясь на бархат алый,

Скользнул по ней улыбкой нежною...

Скользнул - и поезд вдаль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечах изнемогая...

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая...

Да что - давно уж сердце вынуто!

Так много отдано поклонов,

Так много жадных взоров кинуто

В пустынные глаза вагонов...

Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей - довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена - все больно.

А.А.Блок


10.1.Один из центральных образов стихотворения – поезд. Дайте интерпретацию этого образа.

10.2. Какую роль играют эпитеты в стихотворении?

11. В стихотворении основным является мотив безысходности. Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), где встречаются такие мотивы.


Вариант № 10

Красавицы

В смокинг вштопорен,

побрит что надо.

По гранд

по опере

гуляю грандом. Смотрю

в антракте-

красавка на красавице

Размяк характер -

все мне нравится.

Талии - кубки.

Ногти - в глянце.

Крашеные губки

розой убиганятся.

Ретушь - у глаза

оттеняет синь его.

Cпины

из газа

цвета лососиньего.

Упадая

с высоты, пол

метут

шлейфы.

От такой

красоты

сторонитесь, рефы.

Повернет -

в брильянтах уши

Пошевелится шаля -

на грудинке

ряд жемчужин обнажают

шиншиля,

Платье - пухом.

Не дыши.

Аж на старом

на морже

только фай да крепдешин,

только облако жоржет

Брошки - блещут...

на тебе! -

с платья

с полуголого.

Эх,

к такому платью бы да еще бы...

голову.

В.Маяковский 1929


10.1.Что становится предметом сатирического изображения поэта в данном стихотворении?

10.2. Какова роль метафор в стихотворении Маяковского?

11. Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора) , в котором встречаются сатирические традиции.











Опубликовано в группе «Литература ЕГЭ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.