12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Забелина Маргарита Владимировна31874 Россия, Забайкальский край, п. Карымское Материал размещён в группе «Учителя физики» |
Подготовка к контрольной работе по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»
Технологическая карта урока по физике. 8класс.
Подготовка к контрольной работе по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».
Тема | Подготовка к контрольной работе по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». | ||||
Класс | 8 класс | ||||
Тип урока: | Урок комплексного применения знаний и умений. | ||||
Цель | отработать умения применять полученные знания в условиях решения физических задач. | ||||
Задачи | Образовательные: 1.закрепить теоретические и практические знания, полученные при изучении тем «Агрегатные состояния вещества», «Плавление и кристаллизация», «Парообразование»; 2.в ходе решения качественных задач показать учащимся связь физики с реальной жизнью; 3. определить алгоритм решения задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». Развивающие: 1.продолжить развитие любознательности, инициативы и устойчивого интереса учащихся к предмету. 2. решая качественные и расчетные задачи развивать у обучающихся интеллект, память, волю, умение преодолевать трудности. Воспитательные: 1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.содействовать формированию положительной «Я - компетенции»; 3.работая в группе, решая задачи и обсуждая вопросы, воспитывать коммуникативную культуру школьников. | ||||
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о тепловых процессах; 2.умение работать с источниками информации; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1.уметь использовать полученные теоретические знания для объяснения процессов и явлений, происходящих в жизни. | УУД Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи; планировать и корректировать. Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. | ||||
Содержание и основные понятия темы. | Количество теплоты, плавление, кристаллизация, кипение, испарение, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, температура кипения, температура плавления. | ||||
Организация пространства | |||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся. | Основные технологии. | Основные методы. | Формы работы. | Ресурсы. Оборудование. | |
1.Слушание объяснения товарищей и учителя. 2.Самостоятельное решение задач. 3.Анализ и оценка деятельности одноклассников. | Технология сотрудничества. | 1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. | Индивидуальная, общеклассная, групповая, парная. | Оборудование и материалы: Карточки, листы «Самооценки», проектор, презентация. |
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время |
Вводно-мотивационный этап. | ||||||
1. | Организационный этап | Психологическая подготовка к общению | Обеспечивает благоприятный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные | 1 мин. |
2. | Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности). | Обеспечить деятельность по определению целей урока. | Читает рассказ «Найди ошибки». Предлагает ученикам найти ошибки и объяснить. Назвать тему урока, определить цель. | Слушают. Обсуждают. Пытаются ответить. Определяют тему урока и цель. | Личностные, познавательные, регулятивные | 5 мин. |
Операционно-содержательный этап | ||||||
3. | Закрепление изученного материала. | Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению и закреплению материала. | Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. 1)Проверка теоретических знаний. 2)Предлагает решить задачи, объяснить и проверить. | Изучение нового материала 1) Отвечают. 2) Решают задачи. Отвечают на вопросы, проверяют. | Личностные, познавательные, регулятивные | 25 мин. |
Рефлексивно – оценочный этап. | ||||||
4. | Проверка знаний | Контроль знаний. | Решение задач | Решают задачи | Личностные, познавательные, регулятивные | 10 мин |
5. | Рефлексия. | Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. | Заполнение листа «Самооценка». | Отвечают. | Личностные, познавательные, регулятивные | 3мин. |
6. | Подача домашнего задания. | Закрепление изученного материала. | Запись на доске. | Записывают в дневник. | Личностные | 1 мин. |
Приложение.
Содержание.
1. Мотивационный этап.
Найди ошибки.
«Проснувшись раньше обычного, я сразу вспомнил, что на восемь утра договорился с Толей идти на речку смотреть ледоход. Я открыл окно. Дышалось легко и свободно. С пятого этажа мне хорошо были видны поля за окраиной города. Там снег весь уже стаял и только на крышах домов он ещё лежал мохнатыми шапками. Включив электрочайник, я быстро сделал зарядку, вымылся по пояс под краном и, не вытираясь, глубоко вздохнул: по всему телу разлилось тепло.
Покушав, я выбежал на улицу. Толя был уже там. «Вот погодка сегодня! – вместо приветствия восхищено произнес он. – Солнце то, какое, а температура сутра минус 2 градуса по Цельсию. «Нет, минус 4», - возразил я. Мы заспорили, потом сообразили, в чем причина: «У меня термометр на ветру висит, а у тебя в укромном месте, поэтому твой и показывает больше», - догадался Толя».
2. Актуализация знаний.
Ученики выполняют задания в тетрадях, после проверяют и обсуждают ответы в классе.
1. Установите соответствие между физическими величинами и формулами для их вычисления.
Физическая величина | Формула |
А. удельная теплота плавления | 1. q = Q/m |
Б. удельная теплота парообразования | 2. L = Q/m |
В. удельная теплота топлива сгорания | 3. с = Q/m(t2 – t1) |
Г. удельная теплоемкость | 4. λ = Q/m |
2. Установите соответствие между физическими величинами и единицами их измерения.
Физическая величина | Единица измерения |
А. удельная теплоемкость | 1. Дж |
Б. удельная теплота парообразования | 2. Дж/кг |
В. количество теплоты | 3. Дж/кг.оС |
Г. температура | 4. оС |
3. Установите соответствие между физическими величинами и формулами для их вычисления.
Физические величины | Формулы |
А. количество теплоты, необходимое для парообразования Б. количество теплоты, выделяющееся при охлаждении В. количество теплоты, необходимое для плавления Г. количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива | 1. Q = c m (t2-t1) 2. Q = q m 3. Q = Lm 4. Q = c m 5. Q = λ m |
4. Установите соответствие между физическими величинами и приборами.
Физические величины | Прибор |
А. температура Б. влажность В. количество теплоты | 1. гигрометр 2. термометр 3. калориметр |
3. Решение задач.
Тренировочные задачи по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».
Уровень 1. Работают устно.
1. В каком агрегатном состоянии находится при температуре 10000 С каждый из следующих металлов: золото, серебро, медь, платина, алюминий?
2. Почему стеклянную трубку уровня, каким пользуются строители, наполняют спиртом, а не водой?
3.Почему не получают ожога, если кратковременно касаются горячего утюга мокрым пальцем?
4.Приведите примеры превращения внутренней энергии пара в механическую энергию тела.
Уровень 2. Работают в парах постоянного состава. Обсуждают решение задач с одноклассниками. После решения проводится взаимопроверка.
1.Почему лед не сразу начинает таять, если его принести с мороза в натопленную комнату?
2.Почему температура воды в открытом стакане всегда бывает немного ниже температуры воздуха в комнате?
3.Какое количество теплоты необходимо для превращения в пар воды массой 200г, взятой при температуре 1000 С?
4.Какое количество теплоты требуется для плавления куска стали массой 100г при температуре плавления?
Уровень 3. Работают в группах, если возникают трудности, то обращаются за помощью к учителю или одноклассникам. После решения проводится взаимопроверка.
1.Какое количество теплоты требуется для обращения в пар эфира массой 8кг, взятого при температуре 100 С?
2.Какое количество теплоты необходимо затратить, чтобы расплавить кусок льда массой 5 кг, если его начальная температура равна -100 С?
3.Какое тело массой 1 кг имеет меньшую внутреннюю энергию: вода при 00 С или лед при 100 С? Ответ поясните.
Уровень 4. Работают самостоятельно. Тетради сдают на проверку учителю.
1. Какое количество теплоты выделиться при отвердевании воды массой 3 кг, взятой при температуре 200 С? Изобразите этот процесс графически.
2.Почему ожог паром при 1000 С сильнее, чем ожог водой при 1000 С?
3.С какой скоростью должен лететь кусок льда массой 1 кг, чтобы при ударе о каменную стену он полностью расплавился? Температура льда 00 С?
4. Самооценивание.
Оцениваемые виды деятельности | Ф.И. участника ________________________ |
Активно участвую в обсуждении вопросов и задач. | |
Ясно и кратко формулирую свою позицию. | |
Решаю задачи быстро и правильно. | |
Могу объяснить решение задачи и помочь одноклассникам. | |
Знаю все формулы и единицы измерения. | |
Могу работать самостоятельно и в группе. | |
Могу правильно оценить свою работу и работу одноклассников. | |
Участвую в подведении итогов урока. |
Система оценивания: оценить каждый вид деятельности
«2» - согласен,
«1» - не совсем так,
«0» -не согласен
Расшифровка:
0-4 Минимальный, или не вносил вклад;
5-8 Ниже среднего числа;
9-12 Среднее число;
13-14 Выше среднего числа;
15-16 Выдающийся.
Источники.
https://урок.рф/library/«fizicheskaya_mozaika»_vecher_zanimatelnoj_fiziki_dl_143556.html
https://урок.рф/library/tehnologicheskaya_karta_uroka_reshenie_zadach_na_raz_145956.html
https://урок.рф/library/trenirovochnie_zadachi_po_teme_izmenenie_agregatnih_164459.html