12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фирсова Любовь Евгеньевна34
Россия, Тверская обл., Бежецк

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 имени Л.Н.Гумилёва»







Методическая разработка урока по ОРКСЭ

Тема: «Подвиг»

4 класс











Автор: Фирсова Любовь Евгеньевна,

учитель начальных классов,

МАОУ «СОШ № 5 им. Л. Н. Гумилёва»





г. Бежецк, 2023 г

Тема урока: Подвиг

Цель урока: познакомить с православным пониманием подвига, его бескорыстной и жертвенной стороной.

Задачи, ориентированные на достижение:

личностных результатов:

1) развитие осознанного понимание значимости «подвига» в реальной человеческой жизни;

2) воспитание отношения к подвигу, как к проявлению жертвы ради себя и ради другого человека;

3) развитие и совершенствование таких духовно-нравственных качеств как вера, надежда, любовь, милосердие, сострадание, сопереживание, терпение, кротость, смирение и др.; формирование уважительного и неравнодушного отношения к истории своего народа, своей страны, родного края, какой бы трагической она ни была;

4) формирование уважительного, чуткого и внимательного отношения к прошлому России, осознания и сопереживания подвига мученичества в истории человечества, России и родного края.

метапредметных результатов:

1) развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

2) развивать умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования;

3) формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную точку зрения.

предметных результатов:

раскрыть сущность понятия «подвиг», «подвижник», «жертва» в православной культуре;

способствовать осознанию учащимися сути жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру;

 формировать у детей желание быть внимательным к людям, преодолевая собственный эгоизм;

ознакомление учащихся с иконографией новомучеников и исповедников Церкви.


Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, учебник «Основы религиозной культуры и светской этики», словари.

Ключевые понятия урока: подвиг, жертва, подвижник, мученик, новомученик.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, история, региональный компонент.


Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, групповая.


Тип урока: урок открытия нового знания (урок-исследование).

1. Организационный момент

Чтение учителем стихотворения «Подарок Иисусу» Л. Ремферт

Однажды вечером в кругу одной семьи,

Шел разговор сердечный откровенный:

Что каждый подарил бы в знак любви

Спасителю сошедшему на землю?

Отец сказал: "Нет в мире ничего,

Чего достоин Он любвеобильный!

Я ноги бы в слезах омыл Его,

Уставшие от стезей мира пыльных."

"А я бы ложе лучшей простыней

Усталому Спасителю покрыла,

Чтобы нашел Он отдых и покой," -

С улыбкой нежной мать проговорила.

И только мальчик маленький молчал,

Задумчиво глядя во тьму, в окошко.

"А ты бы что, сынок, Иисусу дал? -

Спросил отец - Скажи нам честно, крошка."

Ответил тихо мальчик: "У меня

Игрушка есть для сердца дорогая,

Из плюша я отдам Христу коня."

И рассмеялась вся семья родная.

Смеялись долго... Вдруг раздался стук.

Дверь отворилась. Все умолкли сразу.

В глазах отца семьи блеснул испуг:

Вошел унылый бомж в одежде грязной.

В опорках ноги, из прорех торчат

Ступни немытые. Небритый, некрасивый.

Униженность в осанке и в очах.

"Что нужно вам?" - спросил отец брезгливо.

"Нельзя ли мне в сарае вашем ночь

Поспать?" - спросил униженно бездомный

" Нет, нет!" - сказала мать -

"Ступайте прочь!

Мы на ночь не пускаем незнакомых".

"Постойте, дядя!" - мальчик закричал,

Слезу смахнув ладошкою украдкой.-

"Я Богу дать лошадку обещал...

Возьмите, дядя, хоть мою лошадку!..."

Калитка тихо скрипнула опять,

Семья сидеть осталась тесным кругом,

Но глаз не смели ни отец, ни мать

На мальчика поднять; ни друг на друга.

Мы часто в жизни не жалеем слов,

Красивых слов, напыщенных ничтожных.

На деле познаются лишь Любовь

И Доброта, слова без дела - ложны…

О чем это стихотворение? (Мальчик в этом стихотворении самое дорогое (лошадку) подарил убогому нищему путнику, увидев в нем Христа.)

Мы живем в современном мире среди огромного количества людей. Каждый день жизнь ставит всех нас перед выбором. Заповедь о любви к Богу непременно проистекает из заповеди любви к Богу. А если сказать еще более точно – любовь к ближнему является следствием любви к тому, Кто этого ближнего создал. В этом и состоит подвиг каждого человека в его повседневной жизни. Смириться перед тем, кто тебя обидел, промолчать, стерпеть в ответ на обиду и т.д.,подражая Богу… И каждый день этому надо учиться!

Как вы думаете, о чём (о ком) будет идти речь на уроке?

2. Формулирование темы урока, постановка цели.

Тема нашего урока - «Подвиг».

Задайте вопросы по теме нашего урока. Мы постараемся найти ответы на ваши вопросы.

Какие вы сейчас поставите цели нашего урока?

- Можно ли сказать, что мальчик совершил личный подвиг?

3. Изучение нового материала.

1.Определение понятия «подвиг». Работа со словарем.

Попробуйте растолковать значение этого слова. (Словарь Ожегова, словарь Ушакова, словарь синонимов)

ПОДВИГ –

1) это беззаветный, бескорыстный, самоотверженный героический поступок;

2) это самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание, усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу (утверждение веры, обеты, посты, молитвы, отказ от жизненных благ, подавление страстей и движение от своих слабостей: страха, жадности, эгоизма, корысти;

3) принесение жертвы ради другого человека, ради Родины, во имя идеи, Бога.

4) В словаре синонимов - поступок, деяние, шаг, действие; заслуга, работа, акт, дело.

5) Героический, самоотверженный поступок – словарь С. И. Ожегова

Записать в тетрадь: 

Подвиг - бескорыстный, самоотверженный поступок, принесение жертвы ради другого человека, ради Родины, во имя Бога.

Подвиг – это движение в сторону от эгоизма, то есть от привычки себя считать центром жизни не только своей, но и жизни других людей.

И место такого подвига – внутри самого человека.

Христос сказал, что его ученики смогут горы передвигать с места на место. С той поры прошло 2000 лет. За прошедшие века у Христа было много учеников. Но много гор передвинулось за это время?

Нет. Значит, Христос имел в виду не те горы, по которым можно кататься на лыжах. Труднее всего сдвинуть с места гору своих привычек. Отказ от своих вредных привычек, привычки брать самый вкусный кусок. Отказ от лени и от страха – вот то движение, которое соответствует христианскому смыслу слова «подвиг».

Подвиги бывают разными: воинский подвиг, трудовой подвиг, научный подвиг, гражданский подвиг, подвиг ежедневного труда, подвиг жизни… Во время Великой Отечественной войны нашими дедами, отцами, матерями совершалось неисчислимое количество воинских подвигов. Это подвиги духовные. Подвиг защиты Отечества тоже требует высоты духа, мужества, веры, да и об остальных подвигах можно сказать то же самое. Почему? Потому что они требуют «душу свою положить за други своя, пожертвовать собой. Здесь можно привести пример монашеской жизни. Монахи, отрешаясь от мира, совершают много подвигов: первый и самый главный — подвиг любви к Богу, следовательно, и к каждому человеку, так как каждый христианин несёт в себе образ Божий. Человек, посвятивший себя монашеской жизни, совершает много подвигов: подвиг молитвы, труда (труд для них то же, что молитвасмирения, подвиг воздержания и поста).

Жертва Богу, приносимая христианином – это его любовь к Богу и к людям. Если во имя этой любви человек переступает через свой эгоизм – он идет путем подвижничества.

Ради кого могут совершаться подвиги, ради кого человек жертвует?

Обратимся к учебнику и на с.90. Найдите и прочитайте ради кого человек жертвует?

-Ради самого себя. (Победить страх, жадность, злость, делать зарядку),

- Ради другого человека. (Помочь перейти дорогу, спасти утопающего, отдать другому то что очень хотелось самому, признать свою неправоту ради дружбы),

- Ради Бога. (Любовь к Богу, исполнение воли Божьей, законов Божьих, отказ от жизненных благ, молитва, пост).

2.Определение понятия «Жертва».

При работе с понятием «Подвиг» нам встретилось ещё одно понятие «жертва». Обратимся к учебнику и на с.62 найдём объяснение этому термину.

Запишем: Жертва – дар, дорогое и ценимое отдают навсегда, без понуждения, без сожаления (деньги, игрушку, жизнь).

Сделаем вывод: Не может быть подвига без жертвы.

Подвиг часто связывают с войной. Наши земляки в страшные дни войны не щадили себя, жертвовали жизнью ради победы над врагом.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слово подвиг связано только с военным временем?

В православии есть понятие «подвижник». Объясните его значение.

А теперь послушаем определение из словаря:

ПОДВИ́ЖНИК – реальное лицо, из религиозных побуждений совершавшее какие-либо подвиги или переносившее тяжелые испытания. ПОДВИ́ЖНИК в своих поступках и занятиях проявляющее героизм, самоотверженность, целиком отдающий себя делу. Когда подвижник посвящает всю свою жизнь Богу, т.е. живет по законам Божиим, Господь одаривает его святостью и их называют святыми (Николай Чудотворец, Анна Кашинская, Сергий Радонежский, Серафим Саровский).

Подвижник – это человек, который совершает духовный подвиг, посвящает всю свою жизнь Богу, живет по законам Божиим.

В чем проявляется подвиг этих людей? Чем они жертвуют? Можно ли предположить, что человек, который совершает подвиг будет испытывать скорбь,мучение?

Мы (ранее) с вами побывали в Спасском кафедральном соборе г. Бежецка. Нас встретил священник батюшка Виктор (иерей Виктор Внуцких). О.Виктор с большой радостью и умилением пообщался с вами!

Вы узнали об истории храма, о священниках, которые служили в нем,об иконах. Он провел экскурсию по храму, рассказал о Христе и Богородице. Рассказал кому надо молиться, как молиться. После экскурсии вам любезно предложили посетить Воскресную школу. Батюшка рассказал о мучениках нашего края. О.Виктор предоставил некоторые редкие фотографии о семье Козыревых.

t1707727929aa.gif Мученичество – это состояние муки, страдание. Мученик- человек, который подвергается преследованиям, который принял смерть за Христа, за веру православную.

Кто такие новомученики?

Новомученики – это общее название христиан, которые приняли мученическую кончину за веру во Христа в недавнее время!( в 20 веке)

Семья нашего последнего императора была расстреляна в 1918 году. Вместе с ней расстреляны и члены их свиты.

Недалеко от города Бежецка, в пос. Дорохово возведена часовня в честь Святых Царственных Страстотерпцев.

К лику святых причислены священники г. Бежецка братья Козыревы Иоанн и Василий. (Небольшое сообщение 2-х учеников о свящ. И.Козыреве и В.Козыреве).

Ребята выступают с 3 докладами (1 –о И.Козыреве,2 – о В.Козыреве, 3 - вывод)

1.Священномученик Иоанн Козырев родился в 1885 году в селе Пожарье Сандовского района Тверской губернии. Там его отец Алексей служил священником. Он закончил Тверскую Духовную семинарию. Некоторое время работал учителем в школе, а когда умер его отец, стал священником.

t1707727929ab.gif

2. Его брат, священномученик Василий, родился в 1889году.Он учился в Бежецком Духовном училище. Потом поступил в Тверскую Духовную Семинарию. После Академии поступил в юридический лицей в городе Ярославле. Но окончить его не смог, т.к. у его семьи не было денег на дальнейшее обучение. Позже, как и брат поступает работать учителем в сельскую школу. В 1921 году принимает решение стать священником. Стал служить в Никольском храме г. Бежецка.

Когда начались гонения на церковь, братья были арестованы и отправлены в тюремный лагерь на север нашей страны. Новая власть требовала отречься от Христа. Они подвергались унижениям, оскорблениям, тюремным пыткам. Только через несколько лет вернулись в Бежецк. После долгих допросов, ужасных пыток, побоев, новая власть нашей страны 1 ноября 1937 года приговорила их к расстрелу. 3 ноября 1937 они приняли мученическую смерть за Христа.

3.К власти в России пришли люди, которые всеми силами старались искоренить Православие, уничтожить веру, разрушить храмы и другие христианские святыни, стереть из памяти ценности нашего народа. Но, несмотря на жестокие гонения, люди продолжали верить в Бога и жить по христианским заповедям, хотя и преследовались. Их отправляли в лагеря для заключённых, отправляли на каторгу, расстреливали.

На том месте, где в г. Бежецке жили братья Козыревы, решили создать музей. Сейчас там установлен поклонный крест. Мы постараемся с вами тоже посетить это место.

Поработали с архивными документами:

t1707727929ac.gift1707727929ad.png















Посмотрим ВИДЕОРОЛИК. ( ролик Бежецкого телевидения)

Любовь — это тоже самопожертвование. (Ксения Петербургская, Сергий Радонежский). Ради кого совершила подвиг?

Жертва Бога ради жизни человека. Подвиг Христа.

Величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным, был и до настоящего времени остается подвиг Христа. Это яркий пример самоотверженности. Иисус Христос ради людей, от любви к нам принес Себя в жертву. Он не просто рассказал людям, как следует жить, — Он прожил человеческую жизнь, которой мы можем подражать, если пожелаем. И так открыл для нас дорогу на небо. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:12-13).

Как вы это понимаете?

4. Итог, обобщение.
- Что такое подвиг? Жертва?
- Можно доброе дело назвать подвигом?
- Кто такой подвижник?

5.Домашнее задание.
1.Подумайте и нарисуйте как может выглядеть памятник «Доброму человеку»,

2.Сборник рассказов «Детям о любви» (рассказ «Немощнейший сосуд») – пожелание прочитать.




Литература:

1.Новомученики и исповедники Бежецкой епархии. Игумен Дамаскин (Орловский)

2 Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 3. — Тверь, 1999.

3. «Не отходите от креста». Письма с Соловков близким и пастве. Священномученик Иоанн Стеблин – Каменский.2009г.

4.Видеоролик БНВ

https://yandex.ru/video/preview/6978980113898337878

5. Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2020г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.