12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галина122

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Верх-Иньвенская средняя общеобразовательная школа»

Кудымкарского муниципального округа











Секция: Технологии и Искусства

(Технология, Музыка, ИЗО, МХК)









Тема: «ПÖлян: прошлое, настоящее, будущее»





Плотников Вадим Романович

МАОУ «Верх-Иньвенская СОШ»

Кудымкарского МО, 7а класс

Плотникова Галина Владимировна,

учитель музыки

высшей квалификационной

категории

МАОУ «Верх-Иньвенская СОШ»







Верх-Иньва, 2022

Оглавление

Введение……………………………………………………...…..………………..3

IÖляны- коми- пермяцкий музыкальный инструмент……………………..…5

1.1 История возникновения………………………………….……..…….………5

1.2 ПÖляны в наши дни .………………………………….. ………………..…...8

II.Будущее коми- пермяцких музыкальных инструментов пÖлянов ...............11

Заключение…………………...…………………………..……….……….……..13

Список литературы……………..………………………..…..…………………..14

Приложение………………………...…………………….………………………15








































Введение

С незапамятных времен во всех уголках света люди поют и играют на музыкальных инструментах, танцуют и создают новую музыку. Для многих людей музыка – радость и увлечение, помогающее провести время в компании друзей или насладиться её звучанием в одиночестве.

У коми-пермяков, как и любого народа сохранились богатые традиции инструментального музицирования.

Уникальным явлением народной музыкально-инструментальной культуры являются пÖляны.

Коми-пермяцкая народная культура и особенно народная музыка — редкий и малоизученный феномен в наши дни.

Цель исследовательской работы – создание в современной компьютерной программе музыкального произведения с использованием пÖлянов.

Задачи исследования:

- изучить историю зарождения музыкального инструмента пÖлян.

- собрать информацию об использовании пÖлянов в наши дни.

- создать в современной компьютернрй программе музыкального произведения с использованием пÖлянов.

Объект исследования: коми – пермяцкий музыкальный инструмент пÖлян.

Предмет исследования: современная обработка музыкального произведения с использованием пэлянов.

Гипотеза: звук пэляна возможно использовать в современном музыкальном произведении

Методы исследования: опрос, анализ, обобщение.

Структура исследовательской работы состоит из 2 глав.

Первая глава теоретическая, в ней раскрывается история возникновения пÖлянов.

Вторая глава практическая, в которой описывается, как можно использовать коми- пермяцкий музыкальный инструмент в современном мире.

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения коми- пермяцкого музыкального инструмента,  активизировать желание интерпретировать его звуки, создавать новые треки,  возникла идея данной работы, которая позволит войти в мир коми- пермяцкой и современной музыки.



























IÖляны- коми- пермяцкий музыкальный инструмент

1.1 История возникновения

Многоствольную флейту называют именем Пана — древнегреческого бога лесов, полей и стад. Пан изображался держащим в руках инструмент, состоящий из скрепленных между собой трубочек разной длины.

Похожие инструменты появлялись у многих народов мира несколько тысячелетий назад и в наши дни. Такие флейты — самый древний многотоновый музыкальный инструмент человечества.

Некоторые сохранившиеся образцы, практически не отличающиеся от современных, археологи относят к новокаменному веку. Флейты Панна есть и у коми- пермяков. Они называют свои многоствольные флейты словом пöляннэз (дудки, от пöльтны – дуть). Делали пÖляны и играли на них исключительно девушки и женщины.

Благозвучное, спокойное звучание травяных пÖлянов отличается необычным, сквозистым, практически бесплотным тоном. Звуки из инструмента извлекаются с помощью игры двузвучиями или трезвучиями.

Выдувая отдельные звуки, проворно скользя губами по трубке, исполнитель выделяет определенные звучания ударениями или отдельными музыкальными фразами.

Заготовкой и нарезанием стеблей из леса мог заниматься любой взрослый член общины. А изготовление и настройка инструмента были прерогативой пожилых женщин, которым по возрасту уже не полагается играть на пÖлянах.

Они же обучали тонкостям исполнительства девушек, которые расплачивались за инструмент и занятия помощью в работе по хозяйству. Не смотря на простоту коми-пермяцкой флейты для игры на ней необходимо сильное дыхание и хорошо развитые легкие.

Помимо технологической части процессу создания и настройки многоствольного инструмента приписывали и символическое значение - восстановления и гармонизации нарушенного порядка, о чем свидетельствуют высказывания создательниц пÖлянов: «Голоса подобрали, Порядок сделали» [1,с 10]

Обучение игре на пÖлянах начиналось с 6–8-летнего возраста и продолжалось весь период детства и отрочества. Иногда играть учились самостоятельно, тайком в укромном месте, «от старших девок» [1,с 11]

Право играть на людях – на сенокосе, по дороге с жатвы и на рождественских игрищах – девушки получали только по достижении брачного возраста. Именно они-то и были заводилами молодежных гуляний, а вовсе не парни с гармонью.

После замужества продолжали играть только самые умелые и искусные исполнительницы. В ансамблевой игре могли участвовать четное количество пÖлянисток. При этом инструменты специально подбирались и подстраивались друг под друга. У коми-пермяков бытовало два типа пÖлянов: малоствольные (из 2–3 дудок) ансамблевые и многоствольные (из 6–9 дудок) сольные. В независимости от количества, трубки ничем не скреплялись между собой. Их выстраивали в один ряд и при игре удерживали двумя руками.

Длина и диаметр дудок, входящих в комплект, различны. С одного конца они закрыты естественной перемычкой, имеющейся в травяном стебле, которая служит «дном» и при игре располагаются внизу.

Традиция игры на сольных 6–9-ствольных пÖлянах включает множество вариантов частушечных и плясовых наигрышей, инструментальные версии русских и коми- пермяцких песен. Некоторые из пÖлянисток сольно разыгрывали даже современные песни, в том числе авторские.

Звучание флейт прочно ассоциируется в традиции с голосами птиц. Считается, что их загадочный звук понятен птицам. На двух-трехствольных инструментах повсеместно могли играть звукоизобразительные наигрыши, исполняемые сольно: Кыдз гуссез лэбтö – «Как гуси летят», Кöкку – «Кукушка», Кыдз петук китсасьö – «Как петух кукарекает». Они представляют собой краткие мотивы из 2–4 звуков, имитирующих голос той или иной птицы. При исполнении пÖлянистки беззвучно артикулируют особые словесные формулы, изображающие птичьи голоса.

В летний период пÖлянная игра начиналась с Иван-лун (Иванова дня). Играли в период сенокоса во время обеда и полуденного отдыха, но больше – по дороге домой (в том числе из леса после сбора ягод и грибов, из гостей), а также на выжинках – празднике окончания жатвы. Подростки играли на пÖлянах до начала осени на вечерних луговых и уличных гуляниях. Звучание многоствольных флейт сопровождало «подорожные», «уличные» шествия и пляску. Основной сезон игры на инструменте завершал Ильин день (2 августа), который отмечает границу лета и осени, когда обязательно полагалось играть на дудках.

В середине зимы пÖляны «возрождаются»: их достают из укромных уголков дома и в ряде местностей играют на рождественских игрищах.

В былые времена традиция игры на многоствольных флейтах была распространена на всей территории Коми-Пермяцкого округа.

Изучив историю пÖлянов, я понял, что коми- пермяки использовали пÖлян во время праздников, гуляний, аккомпанируя себе при пении песен, во время танцев. Так же на пÖляне играли во время отдыха, после сбора ягод, грибов.

Коми- пермяки считали, что звуки пÖлянов понятны птицам.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что музыкальный инструмент пÖлян был неотъемлемой частью народной культуры коми- пермяцкого народа.









1.2 ПÖляны в наши дни

Мир не стоит на месте. Он постоянно совершенствуется и развивается. Именно поэтому музыкальные инструменты, которые были полезны человеку несколько веков назад, в настоящее время не то чтобы оказываются совсем ненужными, но теряют свою ценность и актуальность. Так получилось и с музыкальным инструментом- пÖлян.

Возрождая музыкальное творчество коми- пермяцкого народа, появились народные, профессиональные коллективы и современные композиторы, желающие воплотить красоту Пармы в игре на пÖлянах.

В разных деревнях и селах образовываются самодеятельные народные коллективы, которые исполняя разные музыкальные произведения, используют игру на пÖлянах, тем самым приближая слушателя к коми- пермяцкому этносу:

- ансамбль из деревни Кукушка, с. Кочево;

- ансамбль «Мича асыв», с Кочево;

- ансамбль «Песни Пармы», с. Юсьва;

- ансамбль «Пэлянок», с. Архангельское.

- ансамбль «Шондiбан» - это единственный, уникальный и самобытный профессиональный коллектив Коми-Пермяцкого округа.

Ансамбль был создан в 1991г.

Основной задачей коллектива является возрождение, сохранение, пропаганда и дальнейшее развитие песенного, танцевального и музыкального наследия коми-пермяцкого народа.  В репертуаре ансамбля широко представлены разноплановые хоровые произведения, песни, танцы, вокально-хореографические композиции. Ансамбль "Шондiбан" выполняет великую миссию приобщения зрителей к культурному наследию предков коми-пермяков, прославляя красоту древней Пармы, раскрывая богатства коми-пермяцкого языка, уникальность народных танцев и самобытность пения, а так же в их репертуаре художественные номера сопровождающиеся игрой на традиционных музыкальных инструментах – пÖлянах, т.к их звук благозвучный.

Спокойное звучание травяных пÖлянов отличается необычным, сквозистым, практически бесплотным тоном. Это приближает слушателя к образу родной природы, Пармы.

За период своего существования "Шондiбан" внес огромный вклад в развитие современного искусства и популяризацию культуры Коми-Пермяцкого округа, в расширение и укрепление межрегиональных и международных связей, знакомя зрителей разных регионов России и Зарубежья не только с национальными программами, но и песнями и танцами казаков юга России и финно-угорских народов. ( Приложение 1)

Причудливым миром коми- пермяцкого музицирования, прошлым коми- пермяков, природным богатством заинтересовался   современный композитор, преподаватель Игорь Машуков, который работает в разных музыкальных жанрах, сочиняет симфоническую, камерно-инструментальную, вокальную музыку.

Он написал произведение для флейты соло, которое назвал «ПÖляны», отразив простоту, чистоту, душевность коми- пермяцкого народа. (Приложение 2)

Игорь Машуков возглавляет Пермские подразделения Союза композиторов России – городское и краевое, является основателем Пермского Международного фестиваля современной музыки “Sound 59”, где по сей день остаётся неизменным арт директором.

Фестиваль проводится уже в шестой раз. И традиционно на фестивале пермским слушателям представляется новейшая музыка России и зарубежья. На этом фестивале прозвучало сочинение «ПÖляны», которое сочинил пермский автор.

В рамках сохранения песенной, исполнительской, танцевальной культуры в Коми- Пермяцком окуге проводятся фестивали, которые носят названия коми- пермяцких музыкальных инструментов пÖлянов:

- Фестиваль «ПÖлянлÖн гора сьыланкыв»- село Пелым (Приложение 3)

- Фестиваль «Пикан сьылан турун»- поселок Березовка (Приложение 4)

Исследуя данный материал можно сказать, что музыкальный инструмент пÖлян используется в наши дни народными коллективами, профессиональным коллективом.

Современные композиторы используют звук пÖлянов для раскрытия самобытности коми- пермяцкого народа, сочинения этнических произведений. Так же организовываются фестивали, которые дают возможность бучению игры на древнем национальном коми-пермяцком музыкальном инструменте пöляне, выступления творческих коллективов и пöлянистов.





















II. Будущее коми- пермяцких музыкальных инструментов пÖлянов

Сегодня перед нами стоит задача, чтобы сохранить пÖлян, как музыкальный инструмент. Для этого надо заинтересовать чем- то новым современное поколение- это значит соединить современную музыку и звук пÖлянов.

Чтоб реализовать, придуманный мной эксперимент, я составил план, по которому начал свою работу.

Научился играть на пÖлянах;

Подобрал современную композицию;

Проанализировал несколько онлайн программ по написанию, редактированию, соединению музыки;

Выбрал программу «Add Music to Voice»;

Еще раз послушал современную композицию;

Подобрал звуки на пÖляне;

Записал звуки пÖляна на телефон;

Соединил современную музыку и звук пÖлянов;

Записал трек;

Послушал его.

Соединив звучание пÖляна и современную музыку, у меня получился новый трек. Думаю, что в такой интерпретации звучание пÖлянов будет намного современней и интересней для будущего поколения.

После своего эксперимента мне захотелось рассказать ребятам о происхождении пÖлянов, как они используются в наши дни, кем они используются. Донести до них, что пÖлян- значимый музыкальный инструмент для коми- пермяцкого народа. На нем не просто играли, он был неотъемлемой частью в жизни народа в прошлые времена, как он используется в наши дни, кем. И наша задача любыми способами сохранить его.

После моего рассказа, ребятам был предложен опрос в виде «Анализа музыкальных произведений», в котором приняло участие 20 человек. (Приложение 5)

По результатам опроса выявились следующие результаты:

На первый вопрос 16 человек ответило, что им понравился современный трек, 2 человека ответило, что им понравился звук пÖлянов, 2 человека ответило, что понравился звук пÖлянов и современный трек.

На второй вопрос 18 человек ответили, что современный трек сочетается с пÖлянами, дополняет звук, подходит под ритм, лучше звучит, попадает под бит, этот звук круче, современно, прикольно, намного веселее. Два человека ответили, что звук пÖлянов можно слушать, как колыбельную, звук пÖлянов не созвучен с современной музыкой.

Третий вопрос показал результаты схожие с результатами второго вопроса: 18 человек считают, что пÖляны дополняют современный трек, 2 человека- пÖляны лишние в современном треке.

На вопрос «Если бы вы были современными композиторами, использовали бы в написании своих треков звуки пÖлянов?» 18 ребят дали положительный ответ, двое отрицательный.

На пятый вопрос все 20 человек ответили, что пÖлян стоит сохранить, как коми- пермяцкий музыкальный инструмент.

Из всех опрошенных ребят 80% понравился современный трек, он сочетается с пÖлянами, дополняет звук, подходит под ритм, лучше звучит, попадает под бит, этот звук круче, он современный, прикольный, намного веселее.

ПÖляны дополняют современную музыку и если бы они были современными композиторами, то обязательно использовали звуки пÖлянов в своих треках, для сочинения современных композиций.

Итог опроса получился положительный, все ответили, что пÖлян стоит сохранить, как коми- пермяцкий музыкальный инструмент.

На основании опроса можно смело сказать, что создание в современной компьютерной программе музыкального произведения с использованием пÖлянов- это актуально, современно, позволит сохранить коми- пермяцкий музыкальный инструмент во всей свой красе, а это значит, что мы в своей работе достигли поставленной цели.


Заключение

Коми- пермяки использовали пÖлян во время праздников, гуляний, аккомпанируя себе при пении песен, во время танцев. Так же на пÖляне играли во время отдыха, после сбора ягод, грибов. Коми- пермяки считали, что звуки пÖлянов понятны птицам.

Музыкальный инструмент пÖлян был неотъемлемой частью народной культуры коми- пермяцкого народа.

В наши дни народные коллективы, профессиональный коллектив, современный композитор используют звук пÖлянов для раскрытия самобытности коми- пермяцкого народа, сочинения этнических произведений. Так же организовываются фестивали, которые дают возможность бучению игры на древнем национальном коми-пермяцком музыкальном инструменте пöляне.

Говоря о современной музыке и пÖлянах можно сказать, что современный трек сочетается с пÖлянами, дополняет звук, подходит под ритм, лучше звучит, попадает под бит, этот звук круче, он современный, прикольный, намного веселее. ПÖляны дополняют современную музыку.

Создание в современной компьютерной программе музыкального произведения с использованием пÖлянов- это актуально, современно, позволит сохранить коми- пермяцкий музыкальный инструмент во всей свой красе, а это значит, что мы в своей работе достигли поставленной цели.

Я знаю, что играть на пÖлянах очень нелегко, тем более соединять звуки , создавая современные музыкальные треки. Для этого требуется усердие, внимание, терпение, но самое главное все же – это любовь к музыке своего народа.

Считаю, что цели и задачи данной работы были выполнены, материал работы может быть использован учителями и учащимися на уроках музыки, мировой художественной культуры, для бесед на классных часах.

Эта работа позволила мне приобрести опыт в проведении опроса, работе с литературой, ну и самое главное общению с учащимися нашей школы.

Библиографический список

1.Клещина Л.Д, Жуланова Н.И. ПÖлян- поющая трава.-Кудымкар: ГКБУ «Коми- Пермяцкий этнокультурный центр», 2017.- 68 с.

2.https://www.unioncomposers.ru/composer/view/?id=307

3.http://www.dslib.net/muz-iskusstvo/mnogostvolnye-flejty-v-tradicionnoj-kulture-komi-permjakov.html

4.https://vk.com/wall-144961270_264

5.http://eduard.alekseyev.org/guests1.html

6.https://комиокруг.рф/komi-permyaki/iskusstvo/pesni-i-tants-komi-permyakov.html

7.https://ru.wikipedia.org/wiki/Многоствольная_флейта

8.http://karagai-rdk.ru/p552aa1.html

9.https://vk.com/feed?q=%23звонкаяпесняпэлянов&section=search

10.https://fest59.ru/polyanlon-gora-syylankyv

11.http://kochlib.permculture.ru/SharedFiles/Download.aspx?pageid=15800&mid=22898&fileid=17028

12. https://ukvid.net/w/ансамбль+шондiбан+пэляны

13.https://trvid.com/video/шондiбан-пэляны-многоствольные-дудки-танцевальная-композиция-CS-rb9lwsI0.html

14. https://vk.com/shondiban

15. https://vk.com/wall-17393213_1002

16. https://ok.ru/group/51758757249158/topics

17. http://uralistica.com/m/group/discussion?id=2161342%3ATopic%3A198194























ПРИЛОЖЕНИЕ

































Приложение 1

t1666797850aa.jpg



















Ансамбль «Шондiбан» г. Кудымкар



Приложение 2

Интервью Игоря Машукова газете «Играем сначала»№4 2014, в статье «Конфликт поколений – это нормально»

Какие ваши сочинения кажутся вам удачными и почему? Что для вас сегодня особенно важно в музыке?

Последние годы достаточно часто исполняется мое фортепианное трио «Бог, водами носимый». Это программное сочинение, где речь идет о крещении Руси.

Последние несколько лет я пишу музыку, так или иначе связанную с Пермью – это, например, «В пермском зверином стиле» для фортепиано в шесть рук (имеется в виду стиль, отражающий древнейшую культуру финно-угорских племен).

Есть у меня сочинение «Молёбка» для кларнета, виолончели и электроники, связанное с пермской деревенькой, где происходят всяческие аномалии, – их изучают уфологи со всей России.

Есть «Кама – Бог любви» для инструментального ансамбля (Пермь, кто не знает, находится на берегу реки Камы).

Последнее мое произведение – «Пэляны»: так называется коми-пермяцкая многоствольная флейта.

Оттолкнувшись от особенностей ее звучания, я написал опус для современного инструмента, тесно сотрудничая с замечательным флейтистом, солистом МАСМ Иваном Бушуевым.

Пt1666797850ab.jpg риложение 3















Фестиваль «Пṏлянлṏн гора сьыланкыв»

t1666797850ac.jpg



t1666797850ad.jpgt1666797850ae.gif

ПÖлянистки из села Пелым


Пt1666797850af.jpg риложение 4















Фестиваль «Пикан сьылан турун»

t1666797850ag.png

Пt1666797850ah.pngÖлянисты из поселка Березовка

















Приложение 5

«Анализ музыкальных произведений»

Звук пÖлянов

Современный трек со звуком пÖлянов

1.Какое музыкальное произведение вам больше понравилось?



2.Почему?


3.Как вы считаете, пÖляны дополняют современный трек или являются лишними ?

Являются лишними

Дополняют



4.Если бы вы были современными композиторами, использовали бы в написании своего трека звук пÖлянов?

Да

Нет



5. Стоит ли сохранить пÖлян, как музыкальный инструмент коми- пермяцкого народа?

Да

Нет















19


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.