12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вельчинская Ольга Александровна172
Люблю жизнь!
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Новый Уренгой

Понятие толерантности

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах и зависит от исторического опыта народов. В английском языке это слово бытует с давних пор и означает готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь, во французском – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов. В китайском языке быть толерантным – значит позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других. В арабском – толерантность – прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. В русском языке толерантность определяется как «настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть».

В Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году, понятие толерантности определено как:

уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;

отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека;

толерантность – не уступка, снисхождение или притворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

В психологии довольно давно толерантность относится преимущественно к сфере чувствительности.

На этом фоне принципиально иначе выступает иное значение толерантности, получившее широкое распространение не только в психологии, но и в социологии и других общественных науках. В данном значении толерантность рассматривается как спокойное отношение к всевозможным вариациям мировоззрения, поведения и внешнего облика других людей, то есть толерантность предусматривает отсутствие сословных, культурных, корпоративных предрассудков, предупреждений против тех, кто на нас не похож по тем или иным параметрам.

Проблема формирования толерантного сознания оказывается более чем актуальной.

Под толерантностью понимают:

  • признание за другими права на уважение их личности и самоидентичности;
  • способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов;
  • морально-качественное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого во всем его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды.
  • некую форму поведения;
  • личностную или общественную характеристику, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными;
  • уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей;
  • тип действенного мироощущения, направленного на уважение достоинства личности;
  • гармонию с самим собой и миром;
  • терпимость к различиям, но не конформизм;
  • интерес к человеку, который рядом, и к человеку вообще.

 

Влияние толерантности на эффективность процесса социализации

С помощью такого подхода, чётко выделяя тот или иной аспект толерантности, можно, как нельзя лучше, рассмотреть её влияние на эффективность процесса социализации.

Толерантность может быть рассмотрена:

  • как личное качество, индивидуальное свойство личности быть терпимым, снисходительным, мягким, милосердным;
  • как способность к признанию иных, отличных от собственных, идей, мнений и к сохранению саморегуляции;
  • как ценность вроде основы социально-психологического бытия, через призму которого определяется отношение индивида как к себе, так и к окружающим людям, миру в целом;
  • как активная позиция личности относительно других людей и жизненных ситуаций;
  • как отношение, означая наличие потребности во взаимодействии с другим, понимании другого при изначально позитивном отношении к нему;
  • как практика поведения, готовность к конкретным действиям по конструктивному разрешению конфликтов;
  • как принцип, проявляясь в убеждениях, идеях, определяющих социальную активность личности, характер взаимодействия с окружающей действительностью;
  • как условие и форма успешной адаптации человека;
  • как норма, позволяющая упорядочить правила и способы поведения человека в социальной среде;
  • как тип социальных отношений, социальная обязанность, ответственность и активность;
  • как внутренняя установка, добровольный выбор отношения к человеку вообще, к другим людям и коллективам;
  • как идеал, на самом высоком уровне проявления личности; как человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей.

Таким образом, на наш взгляд, толерантность – это особое, сугубо индивидуальное, нравственное качество личности, отражающее активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию.

Характеристика толерантной личности

Исследование, проведённое среди школьников, позволило выявить ряд негативных последствий интолерантности среды, окружающей ребёнка:

социальная напряженность (бедные – богатые);
агрессивные проявления к чужой культуре – трудность адаптации «чужаков»;
авторитарный стиль общения педагогов с учащимися;
проявление нарушения прав ребёнка;
отсутствие общих ценностей, объединяющих детей, родителей, школу.
 
Формировать толерантное сознание у учащихся может только толерантный учитель.

Из отбора противопоказаний, затрудняющих освоение профессионально необходимых приёмов и навыков, а также снижающих эффективность при решении проблем, с которыми сталкивается педагог, выделяют следующее:

  • высокая личностная тревожность;
  • агрессивность;
  • приверженность к привычным стереотипам, банальность мышления, излишняя предвзятость при оценке окружающих.
  •  
  • Таким образом, важнейшим показателем профессиональной пригодности педагога является наличие у него толерантности.

Образ толерантной личности сочетает следующие важнейшие характеристики:

  • гуманность;
  • рефлексивность – глубокое знание личностных особенностей;
  • свобода, выражающаяся в дисциплине и долге;
  • ответственность – проявление внутренней силы в ситуации принятия решения;
  • защищенность – гарантия понимания и поддержки, ощущение ясности и объединения с другими людьми;
  • гибкость – умение в зависимости от состава участников событий и обстоятельств принять решение;
  • уверенность в себе – адекватная оценка собственных сил;
  • самообладание – владение собой;
  • вариативность – многомерный подход к оценке окружающей жизни;
  • перцепция – умение подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний мир;
  • эмпатия – сопереживание проблемами других людей;
  • чувство юмора.

В качестве факторов воспитания толерантности у педагогов могут быть выделены следующие:

  • просвещение;
  • диагностика;
  • обучение.
Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.