12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кололеева Елена Викторовна4027
Стаж работы в школе - 30 лет.
Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск

Тема урока: Потребитель и его права. Губернаторская программа «Качество».

Класс: 8

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием «потребитель» и основными правами потребителя (в т.ч. на региональном материале «Краевая программа «Качество»); обучить школьников умению самостоятельно и оперативно добывать знания из различных источников, анализировать их и применять в новых ситуациях.
  2. Активизировать познавательную деятельность учащихся, содействовать формированию у них осознанного понимания практической ценности обществоведческого образования.
  3. Способствовать лучшей ориентации подростков в окружающей их социальной жизни; научить школьников грамотному поведению на рынке товаров и услуг, продолжить формирование у учащихся навыка коллективной работы.

Основные понятия: Закон РФ «О защите прав потребителей», потребитель, права потребителей, программа «Качество», «Уголок потребителя».

Учебное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока

Ход урока

Постановка проблемы урока, актуализация и планирование действий по решению проблемы

Учитель. Ребята, в начале урока я предлагаю вам послушать одну историю.

«Игорь пришел в школу в радостном настроении: на нем – новый костюм, в портфеле – новенькие красивые ручки, тетради, ластик. Но вдруг настроение начало портиться: ручка оказалась с засохшей пастой и не пишет даже при сильном надавливании, ластик не стирает, а размазывает грязь. Пуговица на новом пиджаке оторвалась, так как оказалась плохо пришитой.

- Обманули продавцы, - посочувствовали товарищи, - подсунули бракованный товар.

- Столько денег на ветер выбросили, - огорченно вздохнул Игорь. И что теперь, все новое покупать?

- Успокойся, - сказал Андрей, - надо пойти в тот магазин, где вы покупали костюм, ручку, ластик и потребовать, чтобы вам обменяли товар или вернули деньги.

- Разве это возможно? – засомневался Игорь.

- Да, возможно! - уверенно ответил Андрей, ведь ты – потребитель и имеешь право на качественный товар».

Учитель. Итак, ребята, вы услышали историю, в которой возникла неприятная для героя ситуация и прозвучали разные варианты выхода из нее. Какие варианты прозвучали?

Ответы учащихся.

Учитель. А можно ли назвать эту ситуацию противоречивой? Почему?

Ответы учащихся.

Учитель. Верно, ситуация противоречивая и именно этот факт поможет нам обозначить основную проблему урока. Как вы думаете, ребята, что нам сегодня надо узнать, чему научиться? Давайте сформулируем эту проблему и запишем ее (учитель - на доске, учащиеся - в тетрадях) в виде темы урока.

Учащиеся формулируют проблему, в итоге проблема в виде темы урока обозначена следующим образом - «Потребитель и его права» и фиксируется учителем на доске. Запись на доске - Потребитель и его права.

Учитель. Обращаю ваше внимание на то, что нашей целью на сегодняшнем уроке является выяснение вопроса «Кто такой потребитель и каковы его права?». По ходу урока мы с вами будем фиксировать основные моменты решения этой проблемы на доске и в тетрадях.

Ребята, а кто-нибудь из вас сталкивался с проблемой, похожей на ту, в которой оказался Игорь из рассказа?

Ответы учащихся.

Учитель. Из ваших ответов, ребята, понятно, что многие оказывались в подобной ситуации. А ведь очень часто виноваты в этом мы сами из-за нашей невнимательности и нашей потребительской безграмотности. Мы обреченно смиряемся с нарушением наших потребительских прав, потому что не знаем их. Давайте назовем источники, из которых мы с вами - потребители, черпаем информацию о товарах и услугах.

Учитель. И сейчас я предлагаю оценить названные источники информации, указав их положительные стороны и недостатки (учитель преобразует записанные на доске источники в таблицу, дополняя ее четырьмя столбиками).

Оценочная таблица различных источников информации потребителя

1) источник информации (советы друзей и знакомых, информация от производителя. реклама, специальные независимые СМИ для потребителей, Закон «О защите прав потребителя»)

2) как часто используется

3) достоинства

4) недостатки

5) рейтинг

Учащиеся фиксируют и анализируют информацию в тетрадях.

Ответы учащихся.

Обсуждение и составление рейтинга источников информации.

Учитель. Обращаю ваше внимание, юные потребители, на то, что Закон РФ «О защите прав потребителя» - это основной источник информации по нашей проблеме. Запись на доске - Закон РФ «О защите прав потребителя»

Знание прав, которое нам гарантирует этот Закон, и за нарушение которых предусмотрены наказания нарушителям – важное условие порядка в торговле.

Изучение нового материала (решение проблемы урока)

Учитель. В преамбуле Закона дано определение интересующего нас понятия: «потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести …товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Разберем смысл этого определения. Из него следует, что:

1. Потребителем является любой гражданин, если он выступает как физическое лицо. Нормы Закона не применяются в тех случаях, когда товары приобретают юридические лица (предприятия, организации, учреждения). Давайте приведем пример, характеризующий эту сторону понятия.

Ответы учащихся.

2. Потребителем является гражданин, который приобретает и использует товары, заказывает работы (услуги) для личных нужд. Приобретаемые потребителем товары не должны служить для извлечения прибыли. Приведите, пожалуйста, пример этой характеристики потребителя.

Ответы учащихся.

3. Потребителем является не только тот, кто купил вещь, но и тот, кто эту вещь получил в подарок и ее пользуется, а также тот, кто собирается сделать покупку.

Учитель. Итак, опираясь на текст Закона и ваши примеры, мы разобрались с определением понятия «потребитель».

Теперь более подробно ознакомимся с теми потребительскими правами, которые являются важнейшими и которые чаще всего нарушаются.

А) Право на информацию.

B) Право на безопасность.

C) Право на выбор.

E) Право на возмещение ущерба.

Учитель. Реализовать потребителю его право на информацию призван также «Уголок потребителя», который вы наверняка неоднократно видели в местах торговли. А что такое «Уголок потребителя»?

Ответы учащихся.

Учитель. Верно, «Уголок потребителя» – это специальный стенд, на котором размещается вся необходимая и полезная для покупателей информация: Закон «О защите прав потребителей», Правила продажи отдельных видов товаров, Книга жалоб и предложений, адреса и номера телефонов контролирующих органов и органов по защите прав потребителей. На слайде – изображение «Уголка потребителя».

Учитель. Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный День защиты прав потребителей. Защищая права потребителя, государство заботится о производстве качественных товаров и услуг, что оказывает положительное влияние на развитие экономики страны в целом. Полезную информацию о товарах дают проводимые Государственной торговой инспекцией и другими организациями смотры оценки качества товаров. Результаты смотров сообщаются в СМИ - в газетах, а также в телепередачах «Качество», «Контрольная закупка» и др. У нас, в Краснодарском крае, работает губернаторская программа «Качество», задача которой – контроль за качеством товаров и услуг и защита рынка от фальсифицированной продукции. В рамках этой программы введен в обращение индивидуальный защитный знак «Качество Кубань», который наносится на этикетку и упаковку продукции кубанского производства. Ребята, а кто из вас видел такой знак? Как он выглядит?

Ответы учащихся.

Учитель. Действительно, знак «Качество Кубань» выполнен в виде синей ленты, расположенной по окружности, и двух лент красного цвета – в нижней части знака. В центре – надпись «Качество Кубань». На слайде – изображение знака. Это - гарант качества продукции, товарам со знаком «Качество Кубань» вы можете смело доверять.

Запись на доске - Программа «Качество», знак «Качество Кубань»

Учитель. А сейчас я предлагаю вашему вниманию несколько слайдов с изображением товаров, получивших знак «Качество Кубань» (учитель демонстрирует слайды).

Просмотр учащимися слайдов.

Выполнение учащимися задания «Кубанское - значит отличное!»: школьникам предлагается набор карточек с изображением продуктов кубанских производителей, отмеченных знаком «Качество Кубань», их которых необходимо сложить рационную пирамиду (набор продуктов, который должен покрывать энергетические затраты организма, иметь определенные составные части в определенном соотношении; помогает сохранить здоровье, поддерживает высокую работоспособность, повышает сопротивляемость вредным факторам окружающей среды).

Примечание: оценивается правильность расположения продуктов в пирамиде, в случае озвучивания учащимися процентного соотношения продуктов в пирамиде им начисляется дополнительный балл.

Подведение итогов занятия

Учитель. Потребителя в нашей стране защищает Закон, множество нормативных актов и различные организации. Но закон сам по себе не может работать. Для того, чтобы он работал, люди должны знать Закон и постоянно грамотно им пользоваться. Среди множества защитников потребителя главным является сам потребитель, вооруженный знаниями своих прав и добивающийся их соблюдения. И сейчас я предлагаю дописать в нашем плане заключительный пункт. Как он может звучать?

Ответы учащихся.

Учитель. Вы все, ребята, абсолютно правы. Я запишу этот пункт плана на доске, а вы – в свои тетради (заключительный пункт плана учащиеся могут записать в иной, близкой по смыслу форме, например, «Учись покупать грамотно!»). На доске – Потребитель, знай свои права!

Рефлексия

Учитель. А сейчас вернемся к рассказу, с которого начался наш урок, и вспомним его героев – Игоря и Андрея. Можем ли мы теперь однозначно сказать, кто из них прав?

Ответы учащихся.

Учитель. Действительно, ребята, прав Андрей. Итак, какую проблему мы сформулировали с вами в начале урока? (или - Какова была цель нашего урока?)

Ответы учащихся.

Учитель. Можно считать проблему решенной? (или - Достигли ли мы цели нашего урока?)

Ответы учащихся.

Учитель. Что нового мы сегодня узнали, чему научились?

Ответы учащихся.

Учитель. Какой вывод был, по вашему мнению, на уроке главным?

Ответы учащихся.

Учитель. Молодцы, ребята, вы отлично справились с задачей и уяснили основную цель Закона - установление разумного баланса между интересами потребителя и интересами продавца (изготовителя).

Запись на доске - Цель Закона - установление разумного баланса между интересами потребителя и интересами продавца (изготовителя).

Учитель дает оценку работы класса и отдельных учащихся.

Информация о домашнем задании

задания

1. Подготовить сообщение о знаках на этикетках одежды, символизирующих правила ухода за ней.

2.Подготовить сообщение о товарах, отмеченных знаком «Качество Кубань»

3.Рассказать о понятиях «срок службы», «срок годности», «гарантийный срок».

4.Как поступить, если вам продали некачественный товар?

5.Зачем необходим потребителю кассовый чек.

6.Что такое «сертификация товара»?

7.Что делать, если вы купили качественный товар, но он вам не подошел?

8.Перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену.

9. Подберите в средствах массовой информации факты о нарушениях и защите прав потребителей. Сделайте небольшое сообщение на тему «Свои законные права потребитель должен уметь отстаивать».

10.Задание группе: подготовить «Памятку потребителя» с выписками основных прав потребителя и ссылками на Закон «О защите прав потребителя».

Завершение урока

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.