12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лилия2943
Мое педагогическое дело реализуется через вдохновение всех фибр моей души.
Россия, Башкирская респ., Стерлитамак
0

Пояснительная записка по чтению для коррекционных школ (4 класс)

Пояснительная записка

            Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе  программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида подготовительный, 1-4 классы, 2006 год под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.

       Предлагаемая программа ориентирована на учебник В.В. Воронковой «Чтение». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

 Основными задачами обучения чтению в 2—4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
            В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
            Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. В 3 классе учащиеся читают  целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса. С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
      Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
              Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
        Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу. На внеклассном чтении происходит  знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?

                        

Содержание изучаемого  материала

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.

Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

 

 

 

 

ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО

Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

Подведение к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

 

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

 

Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.

Заучивание наизусть стихотворений, басен.

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавий прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

Человек и его дела (рассказы, стихи), рассказы Б.Житкова, сказки разных народов, «Здравствуй, гостья - зима» (стихи), по странице детских газет и журналов, В.В.Бианки: «Вести из леса», непобедимая и легендарная… (произведения о русской армии), о братьях наших меньших (рассказы В.Чаплиной, Б.Жидкова и Е.Чарушина), рассказы Н.Носова.

 

Примерная тематика

 

Чтение произведения устного народного творчества в обработке русских писателей.

Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.

Общественно полезные дела школьников.

Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятие взрослых и детей в разные времена года.

Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.

Содержание обучения,  требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по предмету.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:

-осознанно и правильно читать текст вслух целыми предложениями  после работы над ним под руководством учителя;

-трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

-высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

-пересказать содержание прочитанного;

-устно рассказывать на темы,  близкие интересам учащихся.

Учащиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений.

Список   учебно-методической литературы

 

1. Под ред. Петровой В.Г. Обучение учащихся 1 – 4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. М., 1986.

2. Под ред. Воронковой В.В.  Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2006.

3. Под ред.  Назаровой В.Г. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2002.

4. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. – М.: мозаика-Синтез, 2007.

5. Светловская Н.Н. Внеклассное чтение 4 класс. – М.: Просвещение, 1974.

6. Чтение: учеб. Для 4 кл спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида/Ч 77 – авт. – сост. В.В.Воронкова и др. М.: Гуманита. Изд.центр ВЛАДОС, 2005 г.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.