12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лилия2943
Мое педагогическое дело реализуется через вдохновение всех фибр моей души.
Россия, Башкирская респ., Стерлитамак
1

Пояснительная записка по русскому языку для коррекционных школ (4 класс)

 

Пояснительная записка

 

            Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (письмо и развитие речи)  составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией  В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2012.            Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентировано на учебник авторов  Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2013.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

В начальном обучении предмет «Русский язык» (письмо и развитие речи)   занимает ведущее место, так как направлен на формирование функцио­нальной грамотности и коммуникативной компетенции млад­ших школьников, при этом значение и функции предмета «Рус­ский язык» (письмо и развитие речи)   носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом опреде­ляют успешность всего школьного обучения.

Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.

Задачи:

·          вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;

·          учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,

·          формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;

·          воспитывать интерес к родному языку.

   

Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

·                    развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,

·                    развитие пространственной ориентации,

·                    развитие основных мыслительных операций,

·                    коррекция речи и мышления,

·                    коррекция фонематического слуха,

·                    коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,

·                    обогащение словаря,

·                    коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

            Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой  является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация  обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

            Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний,  должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты  заданий.

Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.

         Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.

         Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 4 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма  и письма по правилу.

         В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.

         Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

         На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим  ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.

         В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

         Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.

               

Основные содержательные линии курса (разделы, структура)

Ø                 Повторение пройденного в начале года

Ø                 Звуки и буквы

Ø                 Слово

Ø                 Предложение

Ø                 Связная речь

Ø                 Повторение пройденного в конце года

Повторение пройденного в начале года: практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Звуки и буквы: алфавит;  употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.  Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

            Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.  Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.  Предлоги до, без, под, над, около, перед.  Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).  Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение: членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о  ком  или о чем  говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Связная речь:   Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.  Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.  Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

 

Основные требования к знаниям и  умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

-анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки,

-устанавливать последовательность звуков в слове);

-списывать рукописный и печатный текст целыми и словосочетаниями;

-писать под диктовку предложения и тексы (30-35 слов)

Учащиеся должны знать:

-алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Учащиеся должны уметь:

-составлять нераспространенные предложения;

-устанавливать связи между словами по вопросам с помощью учителя;

-ставить знаки препинания в конце предложения после многократного

интонационного повторения, и используя карточку-подсказку;

-анализировать слова по звуковому составу (гласные, согласные, ударные,

безударные, количество букв);

-списывать рукописный и печатный текст целыми и словосочетаниями;

-писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов) после предварительной

словарной работы;

-ориентироваться в алфавите; находить

слова в алфавитном порядке в словаре

 

   

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по письму и развитию речи

 

Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.

 

При оценке устных ответов принимаются во внимание:

·                    правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,

·                    полнота ответа,

·                    умение практически применять свои знания,

·                    последовательность изложения и речевое оформление ответа.

 

Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков русского языка в 2 - 3 классах и рассчитана на 210 часов в год,  6 часов в неделю.

 

Тематическое  планирование

 

 

Тема раздела

Кол.

часов

Коррекционные задачи

Обязательный минимум ЗУН

Повторение пройденного в начале года.

Предложение.

 

9

 

 

 

ü     Коррекция мышления, речи на основе дидактических игр.

ü     Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений.

ü     Развитие словесной памяти, ориентации в языковом материале на основе игр.

ü     Развитие фразовой речи.

ü     Обучение способности устанавливать логические связи между предметами и явлениями.

ü     Развитие мелкой моторики рук.

Учащиеся должны знать:

- понятие «предложение»

Учащиеся должны уметь:

-составлять предложения по вопросам,  выделять предложения из речи и текста,

восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

-списывать текст целыми словами;

-анализировать слова по звуковому составу;

-различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и

безударные;

-определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на

слоги, переносить части слова на письме;

Звуки и буквы.

 

Алфавит.

Мягкий знак на конце и в середине слова.

Разделительный мягкий знак.

Гласные после шипящих.

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

Ударные и безударные гласные.

Правописание безударных гласных.

Непроверяемые безударные гласные.

81

 

5

6

 

 

9

 

3

 

19

 

 

 

8

 

 

18

 

 

11

 

 

 

ü  Коррекция памяти, внимания и логического мышления, операций анализа и синтеза  на основе дидактических игр.

ü  Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений.

ü  Развитие мышления, внимания и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку предложений простых по структуре.

ü  Обогащение словаря учащихся.

ü      Коррекция

         фонематического слуха

         через выделение              

         определенного звука

         в процессе упражнений.

 

Учащиеся должны знать:

- алфавит,

- расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков  в слове),

- употреблять ь на конце и в середине слова,

- употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,

- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,

- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,

- ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,

- писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре,

- уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).

 

Слово.

Названия предметов, действий и признаков.

Имена собственные.

Предлоги.

Разделительный твёрдый знак.

Родственные слова.

 

55

23

 

 

 

9

 

10

 

 

13

 

 

 

ü     Коррекция логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов на основе дидактических игр.

ü     Коррекция памяти на основе запоминания правописания словарных слов.

ü     Формировать фонематическую компетенцию: умения устанавливать соотношение между звуковым и знаковым составом слов  в ходе письма под диктовку.

ü     Коррекция логического мышления, внимания, речи на основе упражнений.

ü     Обогащение активного и пассивного словаря учащихся.

Учащиеся должны знать:

- предлоги до, без, под, над, около, перед,

Учащиеся должны уметь:

- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,

- правильно писать имена собственные,

- писать предлоги раздельно с другими словами,

- употреблять разделительный ъ,

- подбирать родственные слова, находить корень,

- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.

 

Предложение.

Предложение.

Знаки препинания в конце предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

38

16

9

 

 

13

ü     Коррекция слухового восприятия, мышления, внимания на основе упражнений.

ü     Коррекция мелкой моторики через  упражнения.

ü     Коррекция эмоциональной сферы через упражнения, игры.

ü     Обогащение словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта через разнообразные нетрадиционные приемы и методы: речевые,

ü     логоритмические и речедвигательные игры, упражнения на расширение лексикона и речевых навыков детей.

 

Учащиеся должны знать:

- члены предложения: подлежащее, сказуемое.

Учащиеся должны уметь:

- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.

- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,

- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),

- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,

- ставить знаки препинания в конце предложения,

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

Связная речь.

 

15

ü     Коррекция и развитие связной письменной речи, путём работы с деформированным предложением.

ü     Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, через формирование навыков самоконтроля; коррекция и развитие тактильного восприятия, через упражнение в узнавании; развивать навыки грамотного, каллиграфического письма, зрительное восприятие, фонетический слух, познавательную активность учащихся.

Учащиеся должны знать:

- понятие «текст», «предложение».

Учащиеся должны уметь:

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.

 

Повторение пройденного в конце года.

14

ü     Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.

ü     Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии синтаксических конструкций.

 

Учащиеся должны знать:

- понятия «звук», «буква», «слог», «ударение», «слово», «текст», «предложение».

-знать алфавит, правописание имен собственных.

Учащиеся должны уметь:

-анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки,

-устанавливать последовательность звуков в слове), ставить ударение, делить слова на слоги и для переноса, проверять правописание безударных гласных в корне слова.

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

- озаглавливать текст (с помощью учителя и самостоятельно), разбивать текст на смысловые фрагменты, работать с деформированным текстом.

 

ИТОГО

210

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.