12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Николаева Людмила Владимировна1997
Работаю в школе с 2004 года, преподаю русский язык и литературу, историю, МХК, ОРКСЭ.
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
Материал размещён в группе «Новые образовательные технологии»
6

Появление отечественного кинематографа



Тема: Появление отечественного кинематографа

(урок для 11 класса)

Кинематограф. Три скамейки.

Сантиментальная горячка

Аристократка и богачка

В сетях соперницы-злодейки…

О. Мандельштам

«Кинематограф» (1914 г.)

Цель урока: рассказать учащимся 11 класса о появлении отечественного кинематографа как нового вида искусства в начале ХХ века.

Задачи:

1) обозначить предпосылки возникновения киноискусства в России;

2) дать представление о развитии киноискусства до Революции 1917 г, а также о развитии советского кинематографа 20-х гг. и его влияния на развитие дальнейшего отечественного киноискусства.

3) поведать о первых мастерах частновладельческого периода отечественного кинопроизводства – А. Дранкове, А.Хаджонкове, В.Старевиче, В.Протазанове и их роли в развитии русского кинематографа.

4) выявить вклад мастеров «немого кино» Л.Кулешова, С. Эзенштейна, В.Пудовкина в развитии отечественного киноискусства.

5) способствовать восприятию художественного и этетического вкуса учащихся, а также расширять их кругозор.

Ход урока

Организационный момент (1 минута):

Приветствие, отметка отсутствующих

II Объяснение нового материала (38 минут)

Учитель : На рубеже 19-20 вв. изобретения в механике, технике, оптике, химии подготовили условия для рождения нового искусства - кинематографа. Первые кинооператоры с аппаратами и кинопленками разъехались по всему свету. Первые фильмы братьев Люмьер поражали зрителей тем, что они точно фиксировали действительность. Кино дало возможность «видеть» движение, а значит, - жизнь. Именно поэтому новое искусство сразу приняли и полюбили не только в странах Европы, но и в России. Итак, ребята, тема нашего урока «Появление отечественного кинематографа», а , значит, цель – узнать о появлении отечественного кинематографа как нового вида искусства в начале ХХ века.

Обычно, говоря об истоках русского киноискусства выделяют два основных периода: кинематограф дореволюционного периода и киноискусство 20-х годов 19 века. Итак, рассмотрим каждый из этих основных этапов.

Русский кинематограф дореволюционного периода

Первые демонстрации кинематографа в России состоялись в 1896 г.: вначале в Москве и Петербурге, затем на Всероссийской ярмарке в Н. Новгороде. Зрителей поражала "живая фотография". Однако, до 1907 г. фильмы в Россию завозились главным образом из Франции , а также Англии, Италии, Германии.

Первые попытки организовать отечественное кинопроизводство относятся к 1908 г. Петербургский фотограф А. Дранков выпустил фильм "Стенька Разин и княжна" ("Понизовая вольница"), положивший начало русской художественной кинематографии. В Москве А. Ханжонков основал 1-ю в России кинофабрику. В музыкальном сопровождении фильма звучит старинная народная песня «Вниз по матушке по Волге» Первые деятели киноискусства обращались к народным песням, к произведениям русских классиков Особое внимание уделялось историческим личностям (, "Жизнь и смерть Петра Великого", "Наполеон в России" (1910 г.) и др.. Именно с 1908 года на кинолентах все чаще начинают появляться эмблемы русских, а не иностранных производителей (Два павлина – фирменный знак фотографа А.Дранкова).

Начало 1910-х гг. характеризовалось бурным ростом производства отечественных фильмов. В фильмах стали сниматься видные театральные актёры: В. Пашенная, В. Максимов и др. Именно они несли в кинематограф высокую культуру русской сцены. В 1911 году выходит полнометражная российская картина «Оборона Севастополя» В.В. Гончарова и А.А. Ханжонкова. В ней эпизоды из истории Крымской войны 1853-1857 гг. были восстановлены близко к действительности и чередовались с документальными съемками с подлинных мест событий. Впервые были разработаны принципы подхода к историческому материалу, освоена эстетика военного фильма.

В 1912 режиссер В. Старевич создал первые в мире объёмные мультипликации ("Прекрасная Люканида", 1912 г., "Авиационная неделя насекомых", 1912 г., ")..

Также в "золотой фонд" искусства кино вошли "Пиковая дама" (1916 г., по Пушкину) и "Отец Сергий" (1917-18 г.) и т.д. Режиссеры, Я. Протазанов и Гардин утвердили в русском кино "психологическое" направление (психологическая разработка характеров), опирались прежде всего на отечественную литературу, выдвинули ряд талантливых актёров (И. Мозжухин, и др.).

Зачинателем "изобразительно-постановочного" направления в русском кино был режиссер Бауэр, придававший большое значение живописному оформлению фильмов, композиции кадра, кинематографической выразительности мизансцен и актёрской игры. Он боролся за глубину кадра, изобретал различные приемы, чтобы продлить пространство вдаль. В его фильмах успешно снимались "звёзды" русского кино, в т. ч. В. Холодная, В. Полонский и др. Именно этих актеров причисляют к первопроходцам отечественного киноискусства как воплощение национальных характеров на экране.

Наряду с самобытной школой режиссёров и актёров в русском кино сформировались профессиональные кадры операторов (Н. Козловский, А. Левицкий, П. Ермолов и др.) и художников (Б. Михин, В. Егоров и др.). Они разработали новые приёмы освещения, динамической съёмки, монтажного использования крупных планов, впервые внедрили фундус - систему разборных щитовых декораций.

Учитель: Ребята, как развивалось киноискусство до Революции?

Ученики: До 1907 г. фильмы в Россию завозились главным образом из Франции. фотограф А. Дранков выпустил в 1908 г. фильм "Стенька Разин и княжна" ("Понизовая вольница"), положивший начало русской художественной кинематографии. В дореволюционный период в России было выпущено более двух тысяч игровых картин, трех тысяч научно-популярных и видовых лент, сняты десятки тысяч метров хроники, создана мощная сеть кинофикации и проката. В это же время выдвинулись талантливые профессионалы, организаторы и руководители кинопроизводства.

Учитель: Правильно! Но самое главное - русское кино обрело собственное творческое лицо.

Русский кинематограф 20-х годов

Учитель: После Октября 1917 года началась национализация кинофабрик и кинотеатров. В истории российской кинопромышленности открылась новая эра – советский государственный кинематограф, пришедший на смену частновладельческому периоду русского кинопроизводству.

В 1918 г. начался выпуск игровых агитфильмов ( короткометражные фильмы наподобие плакатов и листовок). Среди лучших: "Уплотнение" (реж. Пантелеев),"За красное знамя" (реж. Касьянов) и др.

В 1919 г. 27 августа В.И. Ленин подписал декрет «О переходе фотографической и кинематографической промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения». Кино было провозглашено средством пропаганды, воспитания и просвещения.

В 20-е гг. исторический интерес представляют хроникальные киноматериалы, запечатлевшие В. И. Ленина. Так, в Петрограде были сняты ставившиеся в дни революционных праздников массовые театрализованные пантомимы ("Взятие Зимнего дворца" и др.)

Для подготовки творческих кадров в 1918 г. была основана 1-я Государственная киношкола (позднее преобразованная во ВГИК). Руководителем её стал Гардин. Вместе со своими учениками он поставил наиболее значительные фильмы раннего советского кино "Серп и молот" (1921 г.), знаменующий переход от "агиток" к полнометражным художественным фильмам.

В 1922 г. постановлением СНК РСФСР было создано "Госкино" (с 1926 г. - "Совкино"). Однако многие фильмы ещё ввозились из-за границы.

С 1925 г. стал выпускаться "Совкиножурнал" (в дальнейшем "Союзкиножурнал"). В 1924 г. начала работать кинофабрика "Культкино", которая выпускала научные и учебные фильмы.

В 1923 г. в РСФСР начался выпуск графических мультфильмов (реж. Вертов, и др.).. В 1927 г. вышли первые советские объёмные мультипликации. Среди наиболее значительных мультфильмов 20-х гг.: "Мойдодыр" (1927 г., реж. М. Бендерская), "Тараканище" (1927 г., реж. А. В. Иванов).

Значительный вклад в развитие советского кино внёс Л. Кулешов. Который выдвинул теорию "натурщика" - хорошо тренированного актёра, , изучал опыт зарубежной кинематографии, внедрял новые методы постановки фильмов.

В 1925 г. С. Эйзенштейн осуществляет постановку выдающегося фильма "Броненосец Потёмкин», который получает широкое признание в Советском Союзе и за рубежом. Творчество Эйзенштейна и его труды по теории кино оказали огромное влияние на практику советского и мирового киноискусства. Одним из первых Эйзенштейн применил зеркальные отражатели. Режиссер сумел при помощи монтажа ускорять, растягивать или замедлять продолжительность сцены. Во всем мировом кинорепертуаре нет кадра более известного, чем коляска с ребенком, которая катится по лестнице под пулями карателей в море, к неотвратимой гибели. Фильм «Броненосец Потемкин» имеет самое большое количество международных призов и наград, до сих пор сохраняя титул «фильма номер один всех времен и народов».

Другой выдающийся новатор кино режиссер В. Пудовкин начал экранизацию романа М. Горького "Мать" (1926 г.), поставив перед собой задачу, не ограничиваясь созданием образа массы, воплотить образы типичных её представителей. Кино для Пудовкина – это прежде всего искусство выразительной пластики. Фильм "Мать" режиссера Пудовкина умножил славу русской советской кинематографии (фильмы "Мать" и "Броненосец Потёмкин" на Международной выставке в Брюсселе в 1958 г. были включены в число 12 лучших фильмов всех времён).

 

Учитель: Итак, ребята как вы думаете, почему фильм С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» был признан лучшим фильмом всех времен и народов?

Ученики: Потому что одним из первых Эйзенштейн применил зеркальные отражатели. Режиссер сумел при помощи монтажа ускорять, растягивать или замедлять продолжительность сцены. Также были сняты очень выразительные детали, которые надолго запоминаются зрителям. Крупным планом показано зрителю окровавленное лицо матери, мертвый ребенок, детская коляска с ребенком, которая катится вниз по ступенькам, эмоциональное воздействие красного флага.

Учитель: В ряду классиков советского кино стоит яркое имя А.П. Довженко. Он появился в Москве вместе с кинопоэмой «Звенигора» (1928 г.). фильм рассказывает о красоте украинских степей.

Одновременно с московскими студиями в художественной кинематографии успешно работали деятели кино Ленинграда. К числу лучших фильмов ленинградских кинематографистов относился фильм режиссера А. Пантелеева "Чудотворец" (1922 г.). Как и в Москве, были режиссёры-новаторы. Они стремились радикально обновить поэтику "немого" кино.

Тема современности в русском советском кино 2-й пол. 20-х гг. становится всё более преобладающей.. .

Во 2-й половине 20-х гг. в Москве в годы "немого" кино два главных киноцентра в основном выпускали фильмы на современную тематику. Москва с ее кинофабриками «Совкино» и «Межрабпом-Русь» (ныне киностудия им. М.Горького) и Ленинград с его «Севзапкино» (ныне Ленфильм).

Учитель: Итак, ребята, какое значение для отечественного кинематографа имеют фильмы 20-х гг.?

Ученики: Прежде всего увеличивался выпуск отечественных картин. Теперь уже советские фильмы активно вытесняли импортную продукцию. Такие мастера киноискусства, как С.Эйзенштейн, Д. Вертов, В. Пудовкин, Л. Кулешов, А. Довженко, приобрели международную известность, а Советский Союз вошел в число пяти великих кинодержав вместе с Америкой, Францией, Германией и Италией – лидерами кинопроизводства в 20-е гг.

Закрепление темы (5 минут)

Учитель: Таким образом, сразу после появления кино в России, отечественное киноискусство достигло потрясающих успехов, ставшим одним из популярных и любимых искусств ХХ века.

Зафиксируйте в тетрадях таблицу, предложенную на доске:

Возникновение кинематографа в России

Дореволюционный период

Кинематограф 20-х гг. 19 века

Год

Режиссер, название фильма

Вклад в развитие киноискусства

год

Режиссер,

название фильма

Вклад в развитие киноискусства

1908

А.Дранков «Стенька Разин и княжна»

Первый отечественный кинофильм,

1918

Агитфильмы . "Уплотнение" (реж. Пантелеев),"За красное знамя" (реж. Касьянов) и др.

Кино - средством пропаганды, воспитания и просвещения.

1911

В.В. Гончаров, А.А. Хаджонков «Оборона Севастополя»

Впервые были разработаны принципы подхода к историческому материалу, освоена эстетика военного фильма.

1921

Гардин. Серп и молот"

переход от "агиток" к полнометражным художественным фильмам

1912

В.Старевич «Прекрасная люканида»

создал первые в мире объёмные мультипликации

 

Л. Кулешов

выдвинул теорию "натурщика" - хорошо тренированного актёра,

1918

Я. Протазанов

"Отец Сергий"

утвердил в русском кино "психологическое" направление

1925

С.Эйзенштейн

«Броненосец Потемкин»

Одним из первых применил зеркальные отражатели, сумел при помощи монтажа ускорять, растягивать или замедлять продолжительность сцены.

1915-1916

Бауер, фильмы

Зачинателем "изобразительно-постановочного" направления в русском кино. Боролся за глубину кадра, изобретал различные приемы, чтобы продлить пространство вдаль.

1926

В.Пудовкин

«Мать»

Воплотил образы типичных представителей массы

Домашнее задание (2 минуты)

подготовить сообщения о жизни и творчестве отечественных режиссеров (А.А. Хаджонков, Я.А. Протазанов, Д.Вертов, Л.В. Кулешов, , С. Эйзенштейн, В.Д. Пудовкин)

или учащимся предлагаются примерные темы для рефератов и сообщений:

Рождение отечественного кинематографа,

Значение творчества С.М. Эйзенштейна,

Художественные открытия С.М. Эйзенштейна,

Роль киноэпопеи «Оборона Севастополя» В.М. Гончарова и А.А. в истории отечественного кино,

Владислав Старевич – великий отечественный аниматор,

Великие русские киноартисты Иван Мозжухин и Вера Холодная,

Первая русская киногазета,

Агитки и приключенческие ленты 20-х гг. советского кино,

Мастера русского киноавангарда (Д. Кауфман, Д.Вертов),

Всеволод Пудовкин – мастер советского немого кино,

Поэтический мир Александра Довженко,

Фабрика эксцентричного актера (ФЭКС) в 20-х гг. 19 века и др.

Использованная литература для подготовки к уроку:

Аксенов И. Сергей Эйзенштейн: Портрет художника. – М., 1991.

Бондаренко Е.А. Путешествие в мир кино. – М., 2003.

Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от 17 века до современности. 11 класс. Базовый уровень – М.: Дрофа,2013. – С. 331 – 336.

Зоркая Н. На рубеже столетий. – М., 1972.

Зоркая Н. Портреты. – М., 1980

Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино. – М.: Аванта+, 2006. – С.419-492

Садуль Ж. История киноискусства. – М., 1957.

Юренев Р.Н. Краткая история киноискусства. – М., 1997.


Здесь будет файл: /data/edu/files/u1461003668.pptx (появление отечественного кинематографа)
 

Опубликовано в группе «Новые образовательные технологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.