12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Олейник Александра Наиловна569
Россия, Пермский край, Пермь
6

Познавательная викторина–игра по русскому языку на тему «В мире науки. По следам учёных–лингвистов» (5-6 классы)

 

Пояснительная записка.

1. Викторина «Что? Где? Когда? По следам учёных-лингвистов»

2. Предмет – русский язык.

3. Класс – 5-6 класс.

4. Образовательная цель: развить познавательный  интерес учащихся к лингвистическим знаниям, расширить общий кругозор.

Образовательные задачи: дополнить имеющиеся предметные знания, развить коммуникативные умения; развить личностные умения.

5. Форма проведения – игра с разделением на команды, время на обдумывание ответа фиксированное, выбор первого хода – по жеребьёвке, переход хода - по неправильному ответу.   За каждый правильный ответ выдаётся карточка.

 

6. Викторина «ЧТО? ГДЕ? КОГДА? По следам учёных-лингвистов»

 

Раунд 1.

Знаете ли вы, что  великий русский учёный Ломоносов считал, что русский язык нужно очищать от иностранных слов, которые за период петровских реформ заполонили русскую речь. Вопрос: Что считал Ломоносов средством очищения русского языка от иностранщины? (Средством для очищения русского языка от иностранщины и началом, которое должно объединять различные русские говоры и диалекты, Ломоносов считал церковно-славянский язык. )

 

Раунд 2. А

Антон Барсов был учеником и последователем Ломоносова. Он занимался разработкой научных основ русской грамматики. Так, синтаксис выступает у него как учение о словосочетании и построении предложений. Барсов дает детальный грамматический анализ подлежащего и сказуемого, а также других членов предложения. Как вы думаете, какие новые знаки препинания ввёл Антон Барсов? ( тире («молчанку»), кавычки («вносный знак»), звездочку («примечательный знак») и параграф («статейный знак»).

 

Раунд 3.

Иван Рижский, знаменитый в 18 веке филолог, составил полный курс теории словесности, Он говорил: «Слова – это знаки наших мыслей», то есть учёный предполагал, что человек мыслит словами. Этот тезис вылился в целую философию. Предположите, чего касалась эта философия? ( эта философия касалась изучения иностранных языков)

 Раунд 4.

Знаменитый в 19 веке учёный -лингвист Александр Востоков составил учебник «Русская грамматика», предназначенный для учащихся гимназий. Учебник считался передовым для своего времени, так как по сравнению  с уже имеющимися учебниками содержал примеры не из церковнославянских текстов. Определите, какие тексты мог использовать  в своём учебнике А. Востоков? (современных ему писателей)

 

Раунд 5.

Не секрет, что Владимир Даль,  русский писатель, этнограф, тюрколог, записывал слова на карточках.  Карточек со словами и пояснением к ним было так много, что Даль складывал их в большие мешки и при перемещении полевого госпиталя, в котором он служил, постоянно перевозил их с собой. Как вы думаете, на чём Даль мог перевозить мешки с карточками? (на верблюде)

 

Раунд 6.

 Академик Срезневский, известный в 19 веке филолог-славист, этнограф, любил много путешествовать. Находясь в постоянных экспедициях по славянским землям, он стремился изучить особенности русского языка, характерные для конкретных территорий нашей страны. Ученый в своих работах описывал особенности употребления слов в зависимости от их географического распространения. Основоположником какой науки стал Срезневский? (диалектология)

 

 

Раунд 7.

Фёдор Буслаев. Известный в 19 веке ученый-лингвист, занимался изучением сложноподчинённого предложения. Именно он создал классификации для придаточных предложений , связав их с ролью главных и второстепенных членов предложения. Предположите, как назывались придаточные предложения в составе сложноподчинённого предложения в классификации Ф. Буслаева?(подлежащные, дополнительные, определительные, обстоятельственные)

Раунд 8.

 

Александр Потебня, учёный-лингвист 19 века, создал учение о слове,  в котором немалое место уделяется такому понятию как «язык». Согласно данному учению « Язык — система, «нечто упорядоченное, всякое явление его находится в связи с другими». В соответствии с данным тезисом определите, какой является задача  изучения языка («в уловлении этой связи»)

 

Раунд 9.

 

Филипп Фортунатов был основателем  Московской лингвистической школы. Одним из ключевых понятий его научной деятельности стало понятие «Фонема». Согласно взглядам Ф. Фортунатова, важнейшей характеристикой фонемы является её позиция в слове. Назовите, как минимум, три позиции,  в которых могут употребляться гласные фонемы русского языка.

 

Раунд 10.

 

Второй известной русской лингвистической школой стала Казанская лингвистическая школа, основанная Иваном Бодуэном де Куртенэ. В учении этого учёного большое место занимает фонема, морфема и синтагма. Синтагма у Бодуэна - это словосочетание, соединение двух слово. Бодуэн синтагмой считает и постоянное, устоявшееся словосочетание, играющее в предложении роль отдельного слова. Как в современном русском языке называют подобные сочетания слов? (фразеологизмы).

 

7. Ответы:

Раунд 1:

Средством для очищения русского языка от иностранщины и началом, которое должно объединять различные русские говоры и диалекты, Ломоносов считал церковно-славянский язык.

Раунд 2:

Тире («молчанку»), кавычки («вносный знак»), звездочку («примечательный знак») и параграф («статейный знак»).

 

Раунд 3:

Эта философия касалась изучения иностранных языков.

 

Раунд 4:

Современных ему писателей.

 

Раунд 5:

На верблюде.

 

Раунд 6:

Диалектология.

 

Раунд 7:

Подлежащные, дополнительные, определительные, обстоятельственные.

 

Раунд 8:

«В уловлении этой связи».

 

Раунд 9:

Ударная, предударная, заударная.

 

Раунд 10:

Фразеологизмы.

 

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.