12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Вознякова Ирина Владимировна833 Работаю учителем начальных классов более 30 лет. Очень нравится моя профессия. Россия, Ростовская обл., Шахты |
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия
Вид УУД | Нормативные показатели | класс | Уровни сформированности | Инструментарий и исполнители | |||
низкий | средний | высокий | Учитель начальных классов | психолог | |||
умения рабоать с информацией | Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное | 1 | Большинство умений не сформированы | Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога | Выполняет самостоятельно | УМК «Школьный старт» УМК «Учимся учиться и действовать» (1 класс) | |
Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях | 2 | Большинство умений не сформированы | Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога пересказывать и работать с информацией | Выполняет самостоятельно | УМК «Учимся учиться и действовать» (2 класс) Задания проблемно-поискового характера | ||
Самостоятельно предполагать, информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ; извлекать инфомацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,экспонат, модель, иллюстрация) и использовать ее для решения проблем | 3 | Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом | Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера | Выполняет самостоятельно | Наблюдение, опрос, контрольные задания, тесты. УМК «Учимся учиться и действовать» (3 класс) | ||
Самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков и др. Составлять сложный план текста. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников, преобразовывать и представлять в виде схем, моделей, кратких, выборочных и развернутых сообщений. | 4 | Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом | Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера | Выполняет самостоятельно | УМК «Учимся учиться и действовать» (4 класс) | «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» | |
Наблюдение, опрос, контрольные задания, тесты. Самостоятельные и практические работы. Творческие задания. Проекты | |||||||
Рекомендации: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении | Рекомендации: Побуждение к действию, стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя. Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя. | Рекомендации: Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности | |||||
Логические учебные действия | Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков | 1 | Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена | Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков | Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков | УМК «Школьный старт» УМК «Учимся учиться и действовать» (1 класс) | Тест Гудинаф–Харрис |
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу | 2 | Не сформированы логические операции | Владеет логическими операциями частично, группирует по несущественным признакам | Владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности | УМК «Учимся учиться и действовать» (2 класс) | Тест Гудинаф–Харрис | |
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | 3 | Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей | Умеет анализировать устанавливает закономерности, но делает с ошибками. Требуется больше времени на выполнение подобных заданий. | Умеет анализировать устанавливает закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения различных задач | УМК «Учимся учиться и действовать» (3 класс) | Тест «Логические закономерности» | |
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | 4 | Логические связи устанавливать не может. Недостаточно развита аналитико- синтетическая деятельность. | Логические связи устанавливает с трудом. Допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе. | Логические связи устанавливает. Умеет сравнивать, группировать. Мыслит самостоятельно | УМК «Учимся учиться и действовать» (4 класс) | ||
Рекомендации: Консультации специалистов Коррекционная работа по выявленным нарушениям | Рекомендации: Коррекционная работа по выявленным нарушениям | Рекомендации: составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков предметов, и объектов; Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах |
Экспресс-диагностика логических познавательных УУД
Тест «Логические операции» для учащихся 1-х классов
I субтест
Инструкция: Выбери правильный вариант ответа и запиши его в бланк
№ |
| Варианты ответов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Как называется твой город? | Омск | Томск | Стрежевой | Москва | Париж |
2 | Пассажирский транспорт – это… | комбайн | самосвал | автобус | экскаватор | паровоз |
3 | Найди насекомое… | крот | колибри | паук | ящерица | снегирь |
4 | Найди время года … | утро | каникулы | среда | осень | март |
5 | Сколько дней в неделе? | 5 | 7 | 3 | 20 | 6 |
II субтест
Инструкция: Запиши лишнее слово в бланк или укажи номер столбика.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | малина | клубника | вишня | ананас | черёмуха |
2 | стол | табурет | телевизор | стул | шкаф |
3 | дождь | лужа | снег | град | иней |
4 | карандаш | ручка | ластик | тетрадь | мыло |
5 | колбаса | хлеб | печенье | пирог | бублик |
III субтест
Инструкция: Внимательно прочитай эти примеры. Нужно установить логическую связь между словами. Правильный ответ запиши в бланк или укажи цифру.
№ | Вопрос | Варианты ответов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Помидор - это овощ, а абрикос - это…? | трава | яблоня | фрукт | земля | ягода |
2 | Зимой – снег, а летом…? | солнце | море | песок | дождь | ветер |
3 | Утюг - гладить, а телефон…? | говорит | звонит | играет | поет | лежит |
4 | Право – лево, а верх…? | сторона | потолок | низ | пол | небо |
5 | Тарелка – ложка, а кастрюля…? | нож | вилка | стакан | блюдце | поворёжка |
IV субтест
Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например: брюки, платье, пиджак ... — это одежда. Придумай название к каждой паре слов. Ответ запиши в бланк.
1) медведь и лиса 2) осень и весна 4) петух и курица 5) нож и ложка |
|
Тест «Логические операции» для учащихся 2 класса
I субтест
Инструкция: Выбери правильный вариант ответа и запиши его в бланк
№ | Вопрос | Варианты ответов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Что есть у любого сапога? | шнурок | пряжка | подошва | ремешки | пуговица |
2 | Кто обитает в теплых краях? | медведь | олень | волк | верблюд | тюлень |
3 | Сколько в году месяцев? | 24 | 3 | 12 | 4 | 7 |
4 | Месяц зимы – это… | сентябрь | октябрь | февраль | ноябрь | март |
5 | Самая большая птица – это… | ворона | страус | сокол | орел | сова |
6 | Розы – это… | фрукты | овощи | цветы | сорняк | дерево |
7 | Сова всегда спит…. | ночью | утром | днем | вечером | зимой |
8 | Вода всегда….. | прозрачная | холодная | жидкая | белая | вкусная |
9 | У дерева всегда есть… | листья | цветы | плоды | корень | тень |
10 | Город России – это… | Париж | Москва | Лондон | Варшава | София |
II субтест
Инструкция: Запиши лишнее слово в бланк или укажи номер столбика.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | тюльпан | лилия | фасоль | ромашка | фиалка |
2 | река | озеро | море | мост | болото |
3 | кукла | медвежонок | песок | мяч | лопата |
4 | Киев | Харьков | Москва | Донецк | Одесса |
5 | Тополь | берёза | орешник | липа | осина |
6 | окружность | треугольник | квадрат | указка | овал |
7 | Иван | Пётр | Нестеров | Макар | Андрей |
8 | курица | петух | лебедь | гусь | индюк |
9 | число | деление | вычитание | сложение | умножение |
10 | веселый | быстрый | грустный | вкусный | осторожный |
III субтест
Инструкция: Внимательно прочитай эти примеры. Нужно установить логическую связь между словами. Правильный ответ запиши в бланк или укажи цифру.
Примеры: | Варианты ответов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
В лесу – деревья, а в библиотеке -…? (выбираем слово – книги) | сад | двор | город | театр | книги |
Если бежать – кричать, то стоять-..? (выбираем слово – молчать) | молчать | ползать | шуметь | звать | плакать |
№ | Вопрос | Варианты ответов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Огурец-это овощ, а георгин - это…? | сорняк | роса | садик | цветок | земля |
2 | Учитель - ученик, а врач…? | койка | больной | палата | термометр | халат |
3 | В огороде морковь, а в саду-…? | забор | яблоня | колодец | скамейка | цветы |
4 | Цветок в вазе, а птица…? | клюв | чайка | гнездо | яйцо | перья |
5 | Перчатка-рука, а сапог…? | чулки | подошва | кожа | нога | щетка |
6 | Темный – светлый, а мокрый-…? | солнечный | скользкий | сухой | тёплый | холодный |
7 | Часы показывают время, а термометр…? | стекло | температура | кровать | больной | врач |
8 | У машины мотор, а у лодки…? | река | моряк | болото | парус | волна |
9 | Если стул деревянный, то игла…? | острая | тонкая | блестящая | короткая | стальная |
10 | На столе скатерть, а на полу…? | мебель | ковёр | пыль | доска | гвозди |
IV субтест Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:
Брюки, платье, пиджак ... — это одежда. Придумай название к каждой паре слов. Ответ запиши в бланк.
1) Метла и лопата 2) Окунь и карась 4) Огурец и помидор 5) Сирень и шиповник | 6) Шкаф и диван 7) День и ночь 10) Дерево и цветок |
Тест «Логические операции» для учащихся 3, 4 классов
I субтест
Инструкция: Выбери правильный вариант ответа и запиши его в бланк
№ | Вопрос | Варианты ответов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | У пиджака всегда есть…? | брошь | рукав | нитка | карман | пуговица |
2 | В тёплых краях не живёт…? | кенгуру | обезьяна | морж | тигр | воробей |
3 | Месяц осени…? | март | август | ноябрь | февраль | июль |
4 | Самая крупная река нашей области…? | Томь | Обь | Иртыш | Чулым | Пасол |
5 | Время суток…? | лето | обед | отдых | ночь | год |
6 | У растения всегда есть…? | плоды | цветы | корень | листья | ветки |
7 | Отец старше своего сына…? | часто | всегда | никогда | редко | иногда |
8 | Птицы улетают на юг…? | зимой | ночью | далеко | осенью | холод |
9 | Молоко всегда…? | сладкое | свежее | белое | жидкое | вкусное |
10 | В нашей стране не живет…? | соловей | аист | журавль | фламинго | синица |
II субтест
Инструкция: Запиши лишнее слово в бланк или укажи номер столбика.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | стол | ковер | кресло | кровать | диван |
2 | приставка | предлог | суффикс | окончание | предложение |
3 | треугольник | отрезок | длина | квадрат | круг |
4 | запятая | точка | тире | союз | двоеточие |
5 | дождь | снег | осадки | град | иней |
6 | дуб | берёза | ольха | тополь | ясень |
7 | секунда | час | вечер | год | неделя |
8 | самолёт | пароход | техника | поезд | дирижабль |
9 | футбол | баскетбол | хоккей | плавание | баскетбол |
10 | смелый | храбрый | решительный | злой | отважный |
III субтест
Инструкция: Внимательно прочитай эти примеры. Нужно установить логическую связь между словами. Правильный ответ запиши в бланк или укажи цифру.
Примеры: | Варианты ответов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
В лесу – деревья, а в библиотеке -…? (выбираем слово – книги) | сад | двор | город | театр | книги |
Если бежать – кричать, то стоять-..? (выбираем слово – молчать) | молчать | ползать | шуметь | звать | плакать |
№ | Вопрос | Варианты ответов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Лошадь- жеребёнок, корова-…? | пастбище | рога | молоко | телёнок | бык |
2 | Яйцо-скорлупа, картофель-…? | курица | огород | капуста | суп | шелуха |
3 | Коньки - зима, лодка…? | лёд | каток | весло | лето | река |
4 | Ухо - слышать, зубы…? | видеть | лечить | рот | щётка | жевать |
5 | Ложка-каша, вилка…? | масло | нож | тарелка | мясо | посуда |
6 | Собака -шерсть, щука…? | овца | ловкость | рыба | удочка | чешуя |
7 | Пробка - плавать, камень…? | пловец | тонуть | гранит | возить | каменщик |
8 | Чай-сахар, суп…? | вода | тарелка | крупа | соль | ложка |
9 | Дерево-сук, рука…? | топор | перчатка | нога | работа | палец |
10 | Дождь-зонтик, мороз…? | полка | холод | сани | зима | шуба |
IV субтест Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:
Брюки, платье, пиджак ... — это одежда. Придумай название к каждой паре слов. Ответ запиши в бланк.
1) нефть и торф 2) трава и гриб 4) дом и дача 5) автомобиль и поезд | 6) нога и рука 7) Пушкин и Лермонтов 10) плюс и минус |
Бланк ответов к тесту «Логические операции»:
1 субтест | 2 субтест | 3 субтест | 4 субтест |
1) | 1) | 1) | 1) |
2) | 2) | 2) | 2) |
3) | 3) | 3) | 3) |
4) | 4) | 4) | 4) |
5) | 5) | 5) | 5) |
6) | 6) | 6) | 6) |
7) | 7) | 7) | 7) |
8) | 8) | 8) | 8) |
9) | 9) | 9) | 9) |
10) | 10) | 10) | 10) |
Ос = | Кл= | Ан= | Об= |
Общий балл СЛМ= | Уровень = |
|
Анкета для учителя «Оценка уровня сформированности УУД учащихся начальных классов».
Инструкция:оцените поведение ученика по 20 шкалам, дайте объективную оценку степени выраженности этого качества, используя следующие варианты ответов: Всегда – 2 балла, иногда - 1 балл, никогда – 0 баллов.
В бланк ответов впишите только баллы по каждому ученику.
Демонстрирует высокий познавательный интерес, потребность в умственном труде, самостоятельный поиск новых знаний и открытий, решает задачи проблемного характера (познавательная активность).
Способен хорошо запоминать материал, воспроизводить его и использовать в решении учебных задач (память).
Способен к хорошей концентрации и произвольности внимания, хорошо и долго может сосредотачивать внимание на решении учебной задачи (внимание).
Способен делать определенные выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи (логика).
Хорошо нарабатывает алгоритм действий, который закрепляется в сознании как опыт, контролирует и оценивает свой результат (рефлексия).
Способен к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта к преодолению учебных трудностей (саморегуляция поведения).
Умеет ставить учебную задачу и добиваться результата (целеполагание).
Способен составить план, определить последовательность действий с учетом конечного результата (прогнозирование).
Способен самостоятельно контролировать выполнение поставленной учебной задачи (самоконтроль).
Способен без посторонней помощи внести необходимые дополнения и корректив в план деятельности (самокоррекция).
Самостоятельно выделяет и осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, способен оценит и осознать уровень усвоения (самооценка своей учебной деятельности с позиции ученика).
Осознает цели и мотивы учебной деятельности, понимает зачем он учиться (мотивация к учению).
Соотносит свои поступки с принятыми этическими нормами, видит свои поступки со стороны общепринятых норм (рефлексия поступков, самопонимание).
Не только знает, но и выполняет моральные нормы, несет личную ответственность за свои поступки (ответственность).
Проявляет такие качества как добродушие, честность, порядочность, отзывчивость, терпимость, доброжелательность (нравственность поведения).
Планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет адекватные цели и способы взаимодействия (сотрудничество).
Способен к постановке вопросов, инициативному сотрудничеству в поиске и сборе нужной информации (инициативность).
Умеет самостоятельно разрешать конфликты, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликтов, принять решение и реализовать его (доброжелательность в общении).
Способен управлять поведением партнера, осуществлять контроль, коррекцию и оценку действий партнера по общению (лидерские качества).
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (общее речевое развитие).
Ключ:
№ вопроса | Оцениваемые УУД | Нормы | |
Познавательные общеучебные УУД | Высокий – 10-8 баллов Средний – 7-5 баллов Низкий – 4-0 баллов | ||
1 | Познавательная активность | ||
2 | Смысловая память | ||
3 | Произвольное внимание | ||
4 | Логическое мышление | ||
5 | Рефлексия учебного опыта | ||
Регулятивные УУД | Высокий – 12-10 баллов Средний – 9-6 баллов Низкий – 5-0 баллов | ||
6 | Саморегуляция поведения | ||
7 | Целеполагание | ||
8 | Прогнозирование | ||
9 | Самоконтроль | ||
10 | Самокоррекция | ||
11 | Оценка учебной деятельности | ||
Личностные УУД | Высокий – 8-7 баллов Средний – 6-4 баллов Низкий – 3-0 баллов | ||
12 | Мотивация к учению | ||
13 | Рефлексия своих поступков | ||
14 | Ответственность | ||
15 | Нравственность | ||
Коммуникативные УУД | Высокий – 10-8 баллов Средний – 7-5 баллов Низкий – 4-0 баллов | ||
16 | Сотрудничество | ||
17 | Инициативность | ||
18 | Доброжелательность | ||
19 | Лидерство | ||
20 | Общее речевое развитие |
Общее развитие УУД:
Высокий – 40-32 баллов
Средний – 31-20 баллов
Низкий – 19 - 0 баллов
Бланк ответов - класс - дата - классный руководитель:
№ | ученик | П | Р | Л | К | БАЛЛЫ | уровень | УРОВЕНЬ | ||||||||||||||||||||||||||||
вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | П | Р | Л | К | П | Р | Л | К | УУД | |||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методика: «Исключение слов»
Цель: оценка вербально - логического мышления, уровня способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков
Оцениваемые универсальные учебные действия: познавательные действия.
Возраст: дети 7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная работа с ребенком.
Описание задания: Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Выделите слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок.
Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова)
Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.
Универсальные учебные действия: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.
Описание задания: учитель зачитывает предложение и просит ребенка сказать, сколько слов в предложении, и назвать их.
1. Скажи, сколько слов в предложении.
2. Назови первое слово, второе и т. д.
Предлагаемые предложения: Маша и Юра пошли в лес. Таня и Петя играют в мяч.
Методика «Кодирование»
Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.
Универсальные учебные действия: знаково-символические действия — кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.
Описание задания: ребенку предлагается в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный символ.
Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной)
Цель: определение умения ученика выделять тип задачи и способ ее решения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия.
Возраст: 7—9 лет.
Метод оценивания: фронтальный опрос или индивидуальная работа с детьми.
Описание задания: учащемуся предлагается найти соответствующую схему (рис. 4, 5) к каждой задаче. В схемах числа обозначены буквами. Предлагаются следующие задачи:
Миша сделал 6 флажков, а Коля — на 3 флажка больше. Сколько флажков сделал Коля?
На одной полке 4 книги, а на другой — на 7 книг больше. Сколько книг на двух полках?
На одной остановке из автобуса вышли 5 человек, а на другой вышли 4 человека. Сколько человек вышли из автобуса на двух остановках?
На велогонке стартовали 10 спортсменов. Во время соревнования со старта сошли 3 спортсмена. Сколько велосипедистов пришли к финишу?
В первом альбоме 12 марок, во втором — 8 марок.
Сколько марок в двух альбомах?
Рис. 5
Маша нашла 7 лисичек, а Таня — на 3 лисички больше. Сколько грибов нашла Таня?
У зайчика было 11 морковок. Он съел 5 морковок утром. Сколько морковок осталось у зайчика на обед?
На первой клумбе росло 5 тюльпанов, на второй — на 4 тюльпана больше, чем на первой. Сколько тюльпанов росло на двух клумбах?
У Лены 15 тетрадей. Она отдала 3 тетради брату, и у них стало тетрадей поровну. Сколько тетрадей было у брата?
10. В первом гараже было 8 машин. Когда из него во второй гараж переехали 2 машины, в гаражах стало машин
поровну. Сколько машин было во втором гараже?
Критерии оценивания: умение выделять структуру задачи — смысловые единицы текста и отношения между ними; находить способ решения; соотносить элементы схем с компонентами задач — смысловыми единицами текста; проводить логический и количественный анализ схемы.
Уровни сформированности:
Не умеют выделять структуру задачи; не идентифицируют схему, соответствующую данной задаче.
Выделяют смысловые единицы текста задачи, но находят в данных схемах их части, соответствующие смысловым единицам.
Выделяют смысловые единицы текста задачи, отношения между ними и находят среди данных схем соответствующую структуре задачи.