12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Максимова Елена Станиславовна72
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Сценарий

познавательно-развлекательной викторины

«Там, на неведомых дорожках…»

Цель: 1.Нравственное воспитание подростков;

2. Привитие любви и уважения к женщине, к матери;

3. Развитие умений работать в команде

4. Повторение и обобщение изученного по литературе, русскому языку

и истории;

5. Знакомство с христианскими традициями, образцами живописи и

Скульптуры;

6. Развитие творческих способностей учащихся.

Материалы: Цветные листы бумаги (по числу команд)

Карточки с заданиями по русскому языку (в цвет команды)

Таблички для ответа на вопросы (по числу команд)

Презентация

Музыкальные отрывки

Ход мероприятия:

(ведущий проводит жеребьевку учащихся. В качестве жребия подойдут небольшие листы цветной бумаги по числу участников. Желательно всех учащихся разделить на 3-4, максимум 5 команд по 6-8 человек в каждой. Участников каждой команды определяет жребий, то есть цвет бумаги, которую вытянет ученик. Таким образом, образуется команда желтых, синих, красных и т.д. каждая команда занимает свои места. Парты должны быть расставлены заранее. У каждой команды на столах цветные листы в цвет команды и таблички для ответов на вопросы, например, с восклицательными знаками или другими значками.)

Ведущий: Дорогие участники. Сегодня мы с вами проведем небольшую познавательно-развлекательную викторину, посвященную самому чудесному из миров – миру сказок. Вам предстоит не только ответить на вопросы, но и узнать что-то новое для себя. Я предлагаю вам совершить путешествие по неведомым дорожкам, проверить свои знания и даже попробовать себя в качестве сказочников.

Работать вы будете в команде, а наблюдать за вашим путешествием будет наше жюри (представление жюри). Помимо жюри возле каждой команды находятся учителя-наблюдатели. Их задача – следить за тем, чтобы вы не пытались списывать у ваших соперников, ведь в сказках всегда побеждает добро, а положительные герои действуют исключительно честно.

Итак, команды готовы?

1 конкурс – «По следам Иванушки –дурачка» - конкурс русского языка

(учащимся предлагается текст, задача состоит в том, чтобы вставить пропущенные буквы. Каждое верно написанное слово оценивается 1 баллом. Время выполнения работы – 3 минуты)

Ведущий: Как вы помните, одним из самых известных сказочных героев является Иванушка-дурачок. Какие бы испытания не выпадали на его долю, он всегда с ними справляется, потому что оказывается очень умным и сообразительным. Проверить, какая команда более сообразительна нам и предстоит сейчас.

Перед вами на партах лежат листы бумаги, на которых дан небольшой фрагмент из сказки. Вам предстоит вставить пропущенные буквы и указать, из какой сказки этот отрывок. По моей команде вы перевернете ваши листы и начнете работать, параллельно текст будет проецироваться на экран, чтобы все участники команды знали, что им предстоит сделать (слайд 4). Начали! (текст выдается на карточке того цвета, какого цвета команда, чтобы жюри знала, кто сдал работу).

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и укажите, из какой сказки этот отрывок.

На другую ноч… отправился в д….зор старш….й брат. П…х…дил он, п…х…дил, п…..см….трел по ст….р….нам и усп….коился. Забрался в кусты и заснул. Иван и на него (не)понадеялся. Как п….шло время за полноч…, он тотчас снарядился, взял свой острый меч… и пош….л к р….ке Смородине. Спрятался за калинов мост и стал к….раулить. Вдру… на р….ке воды взв…..лновались, орлы раскричались, выезжает ч…до-юдо девятиголовое. Только на мост в…..ехал, конь под ним споткнулся, ч….рный ворон на пл…че встрепенулся.

_______________________________________________________

Ведущий: Время вышло, я прошу команды сдать листы наблюдателям, а вас, наблюдатели, передать их жюри. (жюри оценивает работы) Пока жюри подсчитывает баллы, я бы хотела обратить ваше внимание на экран (слайд 5).

Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее 17 века. Произошло оно от слова «казать» и имело значение «перечень, список, точное описание».

Не случайно утвердился устойчивый оборот «Скоро сказка сказывается».

Свое своевременное значение слово приобретает с 18-19 веков. Ранее использовалось слово «баснь». В настоящее время сказка – это литературное повествовательное произведение с невероятным, обычно волшебным сюжетом. Ниже вы видите родственные слова к слову «сказка»:

Уменьшительно-ласкательная форма: Сказочка,

Существительные: сказ, сказание, сказочник, рассказ, рассказчик,

Глаголы: сказывать,

Наречия: сказочно.

Ведущий: А теперь предоставим слово жюри (объявление результатов).

2 конкурс – «Следуя за Василисой Премудрой» - Блиц-опрос

Ведущий: Самой мудрой сказочной героиней была Василиса Премудрая. Благодаря своему уму и смекалке она справлялась со всеми испытаниями. Попробовать себя в этой роли, проявить быстроту и смекалку я предлагаю и вам. Следующий конкурс представляет из себя блиц - опрос (слайд 6) Я буду задавать вам вопросы, ваша задача правильно ответить на них, но отвечать будет та, команда, которая первой поднимет свою табличку. Наблюдатели, я прошу вашего внимания. Если команда выкрикивает ответ или отвечает неверно, право ответа переходит к команде соперников, которые первыми поднимут табличку. Ответ оценивается одним баллом.

Как называется традиционное начало сказок («В некотором царстве», «Жили-были» и т.д.)? – зачин

Кто помог Емеле добиться всего желаемого? – щука

Кто чахнет над златом в пушкинском Лукоморье? – царь Кощей

Как звали героя, сумевшего одолеть чудо-юдо и его братьев? – Иван – крестьянский сын.

Как звали заколдованную в лягушку дочь Кощея Бессмертного? – Василиса Премудрая

Назовите автора сказки «Спящая царевна»? – В.А.Жуковский.

Волшебный предмет, к которому обращалась царица, чтобы узнать, является ли она самой красивой на свете? – зеркало.

Как звали жениха пушкинской царевны из сказки «О мертвой царевне и семи богатырях»? – Елисей.

Сколько лет должна была прожить в образе лягушки Василиса? – три года.

Кто сумел избежать все напастья, встретившиеся на дороге,

а погиб при встрече с лисой? – Колобок.

Как называются сказки, героями которых являются не

люди, а звери? – сказки о животных.

Какой предмет одежды купил барин у солдата? – шинель

Сколько богатырей, по словам Пушкина, «чредой из вод выходят ясных»? – 30

Как удалось принцу оживить спящую царевну? – поцелуем.

Какая героиня совершила путешествие в карете из тыквы? – Золушка.

Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, я бы хотела обратить ваше внимание на экран и отметить, что сказки любимы всеми народами. Многие герои сказок похожи между собой. Так, например, одним из героев русских сказок является Иван-крестьянский сын, который боролся с чудо-юдой, а в английских сказках есть герой по имени Джек – крестьянский сын. Только побеждает он не чудо-юдо или Змея Горыныча, а великанов в сказке «Джек – покоритель великанов». Можно вспомнить и ленивую сестру из сказки «Госпожа-метелица», которая ничего не делала по дому. Такая же героиня есть и в английской сказке «Том Тит Тот», она не желала прясть по пять мотков пряжи, зато съедала по пять пудингов за один присест.

Похожи не только герои, но и сюжеты: Спящая царевна Жуковского, Мертвая царевна Пушкина и Белоснежка или Спящая Красавица братьев Гримм. Все эти героини переживают примерно одно и то же: спасаются от преследований мачехи или засыпают, уколов палец, пока их не спасает прекрасный принц. Подобных похожих сюжетов много. Они словно путешествуют из сказки в сказку. Не зря их называют «бродячими» сюжетами.

А сейчас слово жюри (жюри объявляет результаты)

Ведущий: Молодцы, команды. И мы продолжаем. Очень часто герои сказок пускаются в путешествие, не зная, в какую сторону им необходимо ехать или идти. В такие минуты очень кстати оказываются волшебные предметы, типа клубочка, которым одарила Ивана Баба Яга, или указательного камня. Помните камень, где выбиты слова: направо пойдешь, богатым будешь, налево пойдешь….и т.д.. Каждый из героев сам выбирает свой путь, но настоящий герой всегда едет прямо и смело вступает в бой с опасностью. Вот и вашим командам настала пора найти такого героя, который будет бороться за победу от вашего имени.

Конкурс 3 «Указательный камень» - конкурс капитанов

Следующий конкурс называется «У указательного камня» (слайды 9-13). Это конкурс капитанов. Сейчас каждый из капитанов получит листок и ручку. Перед вами на экране будут появляться иллюстрации к сказкам, ваша задача будет состоять в том, чтобы угадать их название.

(Ведущий показывает слайды с иллюстрациями из различных сказок. Капитаны записывают их на листках. Каждый лист в цвет команды. За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл)

Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, я бы хотела обратить ваше внимание на экран. Все мы любим сказки, с удовольствием читаем их. А знаете ли вы, что мы могли бы не узнать множество чудесных историй, если бы не собиратели сказок. (слайд). В Европе первым собирателем сказок был Шарль Перро (1628-1703). Именно он в 1697 году издал сборник «Сказки матушки Гусыни». Чуть позже во Франции для короля Людовика 14 был издан сборник сказок «1001 ночь». Составил его Антуан Голан. Однако начало собиранию сказок положили братья Гримм. Именно после того, как в 1812-1814 годах они издали сборник «Домашние и семейные немецкие сказки», интерес к родному фольклору, а именно к народным сказкам, проявили писатели и ученые других стран.

В России начинателем собирания сказок явился этнограф Александр Николаевич Афанасьев. В 1870 году в Москве вышел созданный им сборник «Русские детские сказки». Не менее важную роль в собирании народных сказок сыграли Екатерина Алексеевна Авдеева и Владимир Иванович Даль, а также этнограф Шейн и украинский поэт Малкович.

А теперь слово предоставляется жюри (объявление результатов).

Конкурс 4 «Путаница» - командный конкурс

Ведущий: Ну что ж, молодцы, капитаны команд, но, как говорится, один в поле не воин. У каждого сказочного героя всегда были помощники, и сейчас в следующем конкурсе мы посмотрим, как вы умеете работать в команде. Вам надо сопоставить героя или волшебный предмет с соответствующей сказкой, где этот предмет или этот герой упоминаются.

Укажите стрелкой, в какой сказке упоминается герой или предмет.

Веретено

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Чернавка

«Спящая царевна»

Кощей Бессмертный

«Гуси – лебеди»

Царь Матвей

«По щучьему велению»

Печка

«Спящая красавица»

Марья-царевна

«Царевна-лягушка»

Ведущий: Команды могут сдать свои ответы, и пока жюри подсчитывает баллы и определяет итоги нашей викторины, я прошу вас вновь обратить внимание на экран. Вы видите, что сказки и сказочные герои настолько любимы и почитаемы, что им даже устанавливают памятники в самых разных городах нашей страны.

(подведение итогов)

Опубликовано


Комментарии (2)

Касимова Людмила Михайловна, 10.11.17 в 13:43 0Ответить Пожаловаться
ЕленаСтаниславовна, вот не поверите, только что сидели с детьми над сюжетом квеста по сказкам. Скелет собрали, теперь надо внутренностями его наполнить. А тут, как нельзя кстати, ваша работа. Спасибо за материал. Надеюсь, что сможем кое-что из предложенного использовать.
Максимова Елена Станиславовна, 05.12.17 в 09:33 0Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам большое за Ваш отзыв. Надеюсь, моя разработка Вам пригодилась.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.