12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72110
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»

В данном материале использована статья А.П. Дьяченко, кандидата биологических наук. Из журнала “Биология в школе” № 3, за 1990г

 РАБОТА: СРОХРАНЕНИЕ ПОГЛОЩЕННОЙ МХАМИ ВОДЫ.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Сухая дерновинка гриммии площадью не менее 9см, весы с разновесами, чашка Петри или блюдце с водой (2шт.), пинцет, пульверизатор с водой, препаровальная игла, стакан, фильтровальная бумага, сал<|>етка.

ХОД РАБОТЫ. Дерновинку гриммии расчленяют три примерно равные части. Две из них помещают в блюдце с водой. Когда они пропитаются водой, их вынимают и помещают на фильтровальную бумагу на 10-15 сек, для того чтобы удалить излишки влаги. Затем оба кусочка взвешивают с точностью до 10 мг и от большего фрагмента отделяют один за другим несколько стебельков до тех пор, пока его вес не сравняется с весом меньшей части. После этого одну из взвешенных частей помещают на сухое блюдце целиком, а другую предварительно расчленив на отдельные стебельки. Оставляют их на 15 мин.

В это время проводят второй эксперимент. Перед его проведением обсуждают два вопроса.

на прошлом занятии вы убедились, что у мхов имеются особые поглощения воды. Назовите их. (Проводящий пучок, гиалодермис, ризоидный войлок.)

многие мхи не имеют таких приспособлений, но тем не менее хорошо поглощают капельки дождя, росы, тумана. Как это происходит?

Если звучит правильный ответ, учитель говорит: «давайте проверим!» если школьники молчат или отвечают неправильно, учитель предлагает: «давайте посмотрим, как это происходит!»

Рассматривают в лупу третью, сухую часть дерновинки и убеждаются в том, что листья легко крошатся и ломаются при попытке отогнуть их препаровальной иглой. Обильно опрыскивают дерновинку из пульверизатора, имитируя моросящий дождь, переносят мох на сухое блюдце и накрывают стаканом.

На этом этапе опыт прерывают и проводят взвешивание, завершающее первый эксперимент, результаты записывают в заранее подготовленную таблицу.

Количество воды, испарившейся за 15 мин, находят по формуле РЗ=Р1-Р2. убежд аются в том, что нерасчлененная дерновинка потеряла в весе значительно меньше, чем расчлененная.

РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СКОРОСТЬЮ ПОТЕРИ ВОДЫ ЦЕЛЬЮ И РАСЧЛЕННОЙ ДЕРНОВИНКАМИ ГРИММИИ

ВАРИАНТ ПОКАЗАТЕЛЬ

ИСХОДНЫЙ

ВЕС,

мг (Р1)

ВЕС ЧЕРЕЗ 15МИН МГ (Р2

КОЛИЧЕСТВО ВОДЫ, ИСПАРИВШЕЙСЯ ЗА 15 МИН, (РЗ)

ЦЕЛЬНАЯ ДЕРНОВИНКА

     

РАСЧЛЕНЕННАЯ

ДЕРНОВИНКА

     

После завершения первого опыта извлекают из-под стакана и вновь рассматривают опрысканную водой дерновинку. Констатируют, что листья напитались влагой и стали эластичными.

Некоторые виды мхов

1-дикранум многоножковый,

2-родобриум 3-гриммия,

4-фунария, 5-полия,6-аулакомниум болотный,

7-каллиергон. 8-ритидиадельфус,

9-ракомитриум шерстистый,

10-гипнум,11-плагиотециум,

12-плеврозиум, 13-птилиум,

14-дрепанокладус. 15-климациум,

16-мниум, 17-туидиум,

18-брахитециум,19-гиликомиум

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.