Практическое занятие для родителей «Профилактика иждивенческой позиции у ребенка с ОВЗ»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Профилактика иждивенческой позиции у ребенка с ОВЗ» Подготовила: педагог-психолог МБДОУ № 32 «Журавушка» Медведева Светлана Александровна
Почему хорошо быть ребенком? Почему хорошо быть взрослым? Кто главный в вашей семье?
МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ, В КОТОРОЙ РЕБЕНОК НАХОДИТСЯ В ЦЕНТРЕ У ребенка нет проблемы захотеть что-то делать Ребенку хорошо в центре, и он не хочет на место взрослого Р В В В В В В
Ребенок хочет стать взрослым, т.к. эта роль имеет больше привилегий Ребенок хочет стать взрослым, т.к. эта роль имеет больше привилегий В Р … … … … … МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ, В КОТОРОЙ ВЗРОСЛЫЙ НАХОДИТСЯ В ЦЕНТРЕ
ГИПЕРОПЕКА КАК СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ ИЖДИВЕНЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У РЕБЕНКА Правило: не делать за ребенка то, что он может сам! Зона актуального развития Зона ближайшего развития Зона непосильной трудности
Зона актуального развития Зона ближайшего развития Зона непосильной трудности
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВИДОВ ПОМОЩИ Обучающая помощь Направляющая помощь Организующая помощь Эмоциональная поддержка Самостоятельность ребенка
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВИДОВ ПОМОЩИ Обучающая помощь Направляющая помощь Организующая помощь Эмоциональная поддержка Самостоятельность ребенка Обучаем, объясняем, рассказываем «Попробуй сам. Что нужно? Получилось? Еще попробуй» «Попробуй сам, а я посмотрю». «Ты поторопился» «Я уверена, у тебя получится» «Я сам!»
- КТО УПРАВЛЯЕТ ВАШИМ ПОВЕДЕНИЕМ? - КТО УПРАВЛЯЕТ ПОВЕДЕНИЕМ ВАШЕГО РЕБЕНКА?
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ ПОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ВВЕДЕНИЯ В ЖИЗНЬ РЕБЕНКА ПРАВИЛ (ТРЕБОВАНИЙ, ЗАПРЕТОВ, ОГРАНИЧЕНИЙ) Границы дозволенного Правила – линия границы
Непоследовательное (хаотичное) воспитание Непоследовательное (хаотичное) воспитание
Условия введения правил Правила должны быть: разумными по количеству выполнимыми четко изложенными последовательно включаться в жизнь ребенка природе вещам другим людям самому себе Не вреди:
СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ЗА СВОИМИ ДЕЙСТВИЯМИ 2. 1. 3. Правило: «Аккуратно складываем одежду»
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ ПРАВИЛ Обсуждаем проблемную ситуацию с ребенком. Формулируем правило и подкрепляем внешними средствами (картинка, схема, плакат). Придумываем способы закрепления правила (отмечаем вместе с ребенком факты его соблюдения или нарушения).
МЕТОД ЕСТЕСТВЕННЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ Упал Встань Пролил Вытри Насорил Убери Не убрал на место игрушки Не смог найти любимую машинку Не повесил одежду аккуратно на стул Вся одежда мятая
МЕТОД ЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ Временное ограничение прав на использование вещи на деятельность на время на общение «Если не будет наведен порядок, то все валяющиеся вещи будут убраны» «Не включу мультики, пока ты не почистишь зубы» «Если быстро не соберешься, у меня не будет времени поиграть с тобой» «Я не могу сейчас с тобой разговаривать, т.к. ты меня не слышишь»