12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена22
1

Практико-ориентированный подход в процессе обучения географии

Шитикова Елена Тарасовна, преподаватель

ГБПОУ АО «Котласский транспортный техникум»

п. Вычегодский Архангельской области

Практико-ориентированный подход в процессе обучения географии

Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Многие годы традиционной целью образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память обучающихся загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. В настоящее время необходимым становится не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знания о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность обучающихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач.

Одним из путей достижения этого является применение практико-ориентированного подхода. География уже в своём содержании имеет огромные потенциальные возможности реализации данного подхода – например, проведение практических работ.

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике. Практические работы способствуют воспитанию у обучающихся трудолюбия, развитию самостоятельности. Специфика географии заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у обучающихся умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими и другими. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ, именно им в современном образовании придаётся большое значение.

В реальной практической деятельности это возможно осуществить двумя путями:

Первый путь: чётко формулировать задания для практических работ, выделять основную линию решаемых задач.

Второй путь: внедрение особых методик и подходов в урочной и внеурочной деятельности, исходя из специфики изучаемого материала.

Практические работы по географии ориентированы на формирование следующих умений:

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений.

Находить и анализировать в разных источниках географическую информацию (для изучения объектов, явлений, территорий, их обеспеченность ресурсами, хозяйственный потенциал, экологические проблемы).

Приводить примеры географических объектов, явлений и процессов (использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям окружающей среды).

Составлять географическую характеристику территорий на основе различных источников географической информации.

Выделяют:

- обучающие практические работы (выполняются под руководством учителя);

- тренировочные работы (нацелены на закрепление и совершенствование умений);

- итоговые практические работы (выполняют контролирующую функцию, осуществляются обучающимися с наибольшей степенью самостоятельности).

Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений как компонентов стандарта по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Практическая работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, самостоятельности, на темп усвоения нового материала, но самое главное – именно практические работы создают ситуацию успеха, даже самый слабый ученик, не способный выучить определение, успешно справляется с задание в контурной карте или по атласу, выполняя совой объём задания, и получает положительную оценку.

Вот, например, одно из заданий для организации работы с контурной картой:

На контурную карту мира нанести все города с населением от 10 до 20 млн человек.

Выделите на контурной карте районы, где городское население составляет мене 50%.

На контурной карте обозначьте города, в которых вам удалось побывать. Составьте рассказ об одном из этих городов.

Новый материал обучающиеся тоже могут изучить самостоятельно. Важно научиться правильно работать с текстом, ведь работа с текстом – это тоже своего рода практическая работа.

При изучении нового материала обучающимся для самостоятельной работы даются задания следующего содержания:

Прочитать текст учебника (не более трёх страниц);

Разработать краткий конспект содержания учебной статьи;

Придумать 3 вопроса разного уровня сложности к учебной статье;

Дать краткий ответ на свои вопросы;

Записать вопросы на карточку;

Обменяться карточками с партнёром;

Ответить на вопросы партнёра (письменно);

Оценить работу партнёра.

Различные формы самостоятельного использования системы заданий и упражнений по географии дают возможность обучающимся применить свои теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной деятельности и формировать необходимые им географические умения. Реализация практико-ориентированного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить обучающихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности.






















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.