12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Наталья Александровна27
Россия, Калмыкия респ., Городовиковск

Тема: Права детей на жизнь, имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности.

Цели: раскрыть содержание естественного права человека на жизнь, особенность его юридического закрепления в международно-правовых актах, показать приоритетное значение и ценность права человека на жизнь; показать, что право на имя и гражданство вместе с правом на жизнь являются базовыми. Развивать творческие способности уч-ся, внимание, память, мышление, речь. Воспитывать чувство собственного достоинства, любовь к окружающим.

Оборудование: Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, рисунки детей, рисунки для работы – ромашка, кактус.

Ход занятия.

( на доске эпиграф, рисунки детей «Моё имя»)

Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло:

она вместилище и блага, и зла, смотря по

                                                                       тому, во что вы сами превратили её.

М. Монтень

I. Постановка цели.

Звучит песня «Я люблю тебя, жизнь».

- О чем эта песня?

Эпиграфом нашего занятия будут следующие строки, которые проанализируем в конце занятия.

II. Сообщение темы и цели.

Мы начинаем изучать раздел «Гражданские права человека» и сегодня на занятии поговорим о правах детей на жизнь, имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности.

III. Проверка домашнего задания.

Кем дано человеку право на жизнь? (родителями)

В семье родился ребенок. Счастливы родители и родственни­ки. Что должны сделать родители, после его рождения? (Им надо дать имя ребенку и зарегистрировать его.)

На прошлом занятии я вас просила выполнить дома следующую работу: узнать

Почему ваши родители выбрали это имя?

Нравится ли вам ваше имя?

Что означает ваше имя? (идет обсуждение)

- Следующее задание: нарисовать свое имя. Давайте посмотрим на доску, где расположены ваши рисунки.

- Следующий этап домашнего задания: Рубрика «Интересные факты». Пожалуйста, кто готов поведать нам о фактах?

IV. Изучение нового материала.

Задание 1. Представьте, что все люди без исключения зовутся одним именем - например, Сергей. Составьте список всех возмож­ных последствий этого факта. (неразбериха, путаница)

- Итак, каждый человек индивидуален. Каждый из нас уникален. Мы отличаемся друг от друга цветом глаз, волос, полом, возрастом, привычками, семьями, из которых происходим, национальностью, именами, языком. Но мы и схожи с другими людьми - строением и пропорциями тела, наличием разума, эмоций и речи.

Задание 2.Сейчас мы с вами выполним следующее задание – разделимся на 2 группы. Первая группа будет собирать ромашку, а вторая – кактус. На лепестках ромашки вы будете записывать (+) качества человека, а на кактусе – (-). (выполняют)

Мы видим, что у каждого человека есть и положительные и отрицательные качества.

Психологи рекомендуют свои страхи, негативные отрицательные явления уничтожать, что мы сейчас с вами и сделаем. А вот хорошие качества оставим. (сжигаем кактус)

Но, несмотря на это, каждый человек имеет статусы. Вот сейчас давайте заполним кластер «Кто я?»

Яt1667980353aa.gift1667980353ab.gift1667980353ac.gift1667980353ac.gift1667980353ad.gif


Беседа:

Зачем человеку дана жизнь?

Что остается от человека после смерти?

Что такое счастье и можно ли его достигнуть?

Является ли человек кузнецом своего счастья?

Есть ли единая цель у всего человечества?

Может ли кто-нибудь лишить права на жизнь?

В каких случаях это все же происходит?

- Государство должно делать все, чтобы продлить жизнь человека.

8) Какие меры должно принимать государ­ство для того, чтобы обеспечить человеку благополучную жизнь и защищать людей от преступников.

Очень часто человек сам сокращает годы своей жизни, зло­употребляя алкоголем, наркотиками, не соблюдая правила дорож­ного движения. (Можно привести соответствующие статистиче­ские данные.)

- Волен ли человек сам распоряжаться своей жизнью?

Задание 3. Опишите хотя бы два случая нарушения права чело­века на жизнь, свидетелями которых вы являлись или знаете о них по телепередачам. Как общество может противостоять этим нару­шениям прав человека?

- Права и свободы человека могут быть ограничены только законом для защиты конституционного строя и интересов других граждан. Каждый человек может защищать свои права и свободы всеми законными способами. Государством разработана и закреплена в нормативных актах целая система гарантий прав человека, установлена ответственность (в том числе и уголовная) за их нарушение.

- К системе гарантий прав человека относят «Конституцию РФ», «Конвенцию о правах ребенка», «Всеобщую декларацию прав человека».

Как в древнегреческой философии, так и в различных мировых религиях можно найти принципы, лежащие в основе идеи прав человека. Однако только в XVIII веке сформировалась концепция прав человека в современном ее понимании: человек от природы наделен некоторыми неотъемлемыми правами, которые не должны нарушаться государством; соблюдение прав человека является необходимой предпосылкой достойного человеческого существования. Среди первых исторических документов, кодифицировавших права человека, необходимо отметить английские Великую хартию вольностей 1215 года и "Билль о правах" 1689 года. Эти документы гарантировали права, которые могут быть поставлены под угрозу в определенных обстоятельствах (например, угроза свободе вероисповедания), но не содержали всеобъемлющей концепции прав и свобод индивида. В то время свободы рассматривались как права, которыми индивиды или группы наделены в силу своего социального статуса или положения. В последующие столетия концепция свобод индивида отделилась от концепции его социального статуса и стала рассматриваться не как привилегия, но как право, присущее всем человеческим существам. Выдающуюся роль в этом процессе сыграли испанские теологи и правоведы. Среди них необходимо отметить Франсиско де Виториа (1486—1546) и Варфоломея де лас Касаса (1474—1566), которые разработали доктрину о необходимости признания прав населения земель, открываемых и колонизуемых Испанией.

Век Просвещения стал свидетелем дальнейшего развития идеи прав человека. Идеи Гуго Гроция (1583—1645), "отца" современного международного права, Джона Локка (1632—1704), разработавшего всеобъемлющую концепцию естественного права, вызвал большой интерес в тогдашней Европе. Жан-Жак Руссо (1712—1778) выдвинул концепцию, согласно которой монарх (правитель) получает власть в результате "общественного договора" со своими подданными. Шарль Монтескье разработал концепцию разделения властей. Термин "права человека" впервые появился во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года.

В дальнейшем положения Декларации независимости были приняты остальными американскими штатами, а также включены в "Билль о правах", дополнивший в 1791 году Конституцию США 1787 года Международная теория прав человека получила свое развитие и во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Таким образом, классические права XVIII—XIX веков относились к свободе индивида. Однако уже в то время получила свое развитие идея о том, что граждане имеют право ожидать от своего государства улучшения условий жизни. В некоторых европейских конституциях XIX века содержались не только положения о классических правах человека, но и статьи, возлагавшие на государство ответственность в сфере занятости, социального обеспечения, общественного здравоохранения и образования. Социальные права были гарантированы в конституциях Мексики 1917 года, РСФСР 1918 года и Германии 1919 года.

Необходимость выработки международных стандартов в области прав человека впервые была осознана в конце XIX века. В это время промышленно развитые страны начали принимать трудовое законодательство, которое подняло уровень оплаты и, следовательно, стоимость наемного труда. В связи с этим промышленно развитые страны оказались в экономически проигрышном положении по отношению к странам, не имеющим законов о труде. В результате консультаций появились первые конвенции, в которых государства брали обязательства друг перед другом в отношении своих граждан. Бернская конвенция 1906 года о запрещении ночного труда женщин стала первым международным договором в области социальных прав. Значительное количество конвенций в области труда было разработано Международной организацией труда, созданной в 1919 году. Таким образом, социальные права нашли свое отражение в международном праве значительно раньше классических прав. Преступления против человечности, совершенные во время Второй мировой войны, показали несостоятельность традиционной точки зрения о том, что обращение государств со своими гражданами является исключительно внутренним делом государств. Подписание Устава ООН 26 июня 1945 года сделало права человека неотъемлемой частью международного права. Согласно Уставу, государства — члены ООН обязались принимать совместные меры, направленные на поощрение и защиту прав человека во всем мире. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства". Это послужило толчком к дальнейшей разработке международных стандартов в области прав человека и созданию механизмов международного контроля. За последние пятьдесят лет только под эгидой ООН было заключено свыше 60 соглашений по правам человека.

Права человека в целом могут быть определены как права, присущие нам от рождения и без которых мы не можем жить как человеческие существа. Права человека отличаются от других прав в двух отношениях. Во-первых, каждый человек наделен правами человека уже в силу того, что он является человеческим существом. Права человека нельзя предоставить или приобрести. В рамках, определенных законом, права человека неотчуждаемы и в равной степени относятся ко всем людям. Во-вторых, обязанности по соблюдению прав человека лежат на государстве и его органах, а не на других индивидах. Другими словами, государство обязано не только воздерживаться от нарушений прав человека, но и защищать права одних индивидов от посягательств со стороны других. Права человека должны быть защищены законом (принцип верховенства закона). Кроме того, любые споры, связанные с нарушением прав человека, должны разбираться компетентным, беспристрастным и независимым судебным органом, процедуры которого являются равными для всех сторон и который принимает решения в соответствии с законом.

Термин "права человека" относится к очень широкому спектру прав: от права на жизнь до права свободно участвовать в культурной жизни общества.

Наиболее распространенной классификацией прав и свобод человека является их разделение в соответствии со сферами общественных отношений на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Восприняла эту классификацию и российская Конституция: в статьях 19—-25, 45—54, 60, 62 закреплены гражданские права, в статьях 28—33 и 63 — политические, в статьях 34—37 — экономические, в статьях 38—43 — социальные, статьи 26 и 44 закрепляют культурные права. Существуют следующие общие принципы:

Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством;

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства;

Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам;

В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;

Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией;

Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления;

Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых);

Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой;

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Задание 4. В Законе РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»: содержится ст. 48 - о запрете эвтаназии.

Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтана­зии, то есть удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе пре­кращением искусственных мер по поддержанию жизни.

Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

- Давайте обсудим следующие ситуации. Выскажите собственное мнение.

1. Девочка родилась с нарушениями функций головного мозга. По мне­нию врачей, невозможно было определить, насколько серьезны эти нару­шения, и предсказать, что случится с ней в будущем. Вскоре у нее об­наружили непроходимость кишечника. Ее родителей попросили дать со­гласие на операцию. Если бы операция не была сделана в ближайшие три-четыре дня, девочка могла бы умереть.

Если бы вы были родителями этой девочки, какое решение приняли бы?

Повлияло ли на ваше решение то, что у нее поврежден мозг?

Девочка была вторым ребенком в семье. Ее родители решили, что лучше будет позволить ей умереть. Они отказались от операции, сказав: «Бог или природа дали ребенку возможность уйти».

- Что должны делать врачи?

(Они могли бы:

а) выполнить желание родителей;

б) сделать операцию без согласия родителей;

в) обратиться к закону и лишить родителей девочки родительских прав.)

- Представьте себе, что вы врачи. Какое решение вы примите?

Врач больницы сообщил в местные социальные службы о ре­шении родителей. Социальные работники обратились в суд, прося взять больную под опеку суда; не родители, а суд решал бы судьбу ребенка.

- Если бы вы были судьей, что бы вы решили?

V. Закрепление.

Давайте вернемся к эпиграфу и обсудим его.

(если позволит время – обсуждение высказываний)

«Жизнь - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут».

Жан де Лабрюйер

VI. Подведение итогов.

Жизнь человека коротка. В течение своей жизни он сталкивает­ся со многими нарушениями прав человека: смертная казнь, эвта­назия, аборт, войны. Об этом мы с вами поговорим на следующем занятии.

VII. Задание на дом: составить кроссворд с ключевым словом «Конституция»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.