Правила по ТБ при работе в кабинетах химии средних школ

0
0
Материал опубликован 10 February 2016 в группе

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО № 584/17

«О НАПРАВЛЕНИИ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ КАБИНЕТОВ (ЛАБОРАТОРИЙ) ХИМИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР»

30 сентября 1987 года

Министерство просвещения РСФСР направляет для использования в практической работе приказ Министерства просвещения СССР от 10 июля 1987 года № 127 «О введении в действие Правил техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ Министерства просвещения СССР».

Просим ознакомить с их содержанием методистов ИУУ, инспекторов рай(гор)оно, заведующих рай (гор) методкабинетами, директоров школ, учителей химии, а также включить рассмотрение данных Правил в содержание курсовой подготовки слушателей ИУУ.

Заместитель министра

И.М. Косоножкин

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР № 127

«О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ КАБИНЕТОВ (ЛАБОРАТОРИЙ) ХИМИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР»

10 июля 1987 года

В целях обеспечения здоровых и безопасных условий проведения занятий в кабинетах (лабораториях) химии общеобразовательных школ приказываю:

1. Ввести в действие Правила техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ Министерства просвещения СССР, утвержденные Министерством просвещения СССР 19 июня 1987 года и согласованные с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений и Министерством здравоохранения СССР.

2. Министерствам просвещения союзных и автономных республик, президиуму Академии педагогических наук СССР:

2.1. Довести до подведомственных учреждений настоящие Правила и обеспечить контроль за их соблюдением.

3. Считать утратившими силу Правила по технике безопасности для кабинетов химии общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР, утвержденные Министерством просвещения СССР 1 ноября 1972 года и согласованные с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений и Министерством здравоохранения СССР.

Заместитель министра

А.Л. Коробейников

 

Утверждаю:

заместитель министра просвещения СССР

Ф.Е. Штыкало

 

Согласовано:

Секретарь ЦК профсоюза работников просвещения

высшей школы и научных учреждений

В.М. Березин

 Заместитель Главного государственного санитарного врача СССР

А.И. Зайченко

 

ИЗВЛЕЧЕНИЯ

ИЗ ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР

ОТ 10 ИЮЛЯ 1987 ГОДА № 127

«О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

ДЛЯ КАБИНЕТОВ (ЛАБОРАТОРИЙ) ХИМИИ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР»

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила распространяются на кабинеты (лаборатории) химии общеобразовательных школ, школ-интернатов, вечерних и спецшкол.

За создание безопасных условий труда и обучения несет ответственность администрация школы, а за выполнение настоящих Правил — заведующий кабинетом и учитель химии.

1.2. Эксплуатация вновь организованных или реконструированных кабинетов (лабораторий) химии допускается только после разрешения комиссии отдела народного образования с оформлением акта-разрешения установленной формы (приложение 1).

1.3. Заведующий кабинетом, учитель химии обязаны:

— обеспечить здоровые и безопасные условия труда, соблюдать санитарно-гигиенический режим и данные Правила, правильно использовать спецодежду и средства индивидуальной защиты;

— разработать инструкцию по охране труда на основании Типовой инструкции (приложение 2) и подготовить ее к утверждению в установленном порядке;

— инструктировать лаборантов и практикантов на рабочем месте в соответствии с настоящими Правилами;

— проводить инструктажи учащихся по технике безопасности (приложение 3) с последующим оформлением в журнале установленной форме (приложение 4);

— оформить в кабинете уголок техники безопасности, где сосредоточить инструкции, таблицы, плакаты по безопасным приемам работы;

— перед началом работ проверять исправность оборудования, вентиляции, газовой сети, системы электрического питания. В случае обнаружения неисправностей, создающих повышенную опасность, работу в кабинете не проводить до их устранения;

— по окончании работ проверять выключение электроприборов, закрытие газовых и водопроводных кранов;

— оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях, руководствуясь инструкцией «Оказание первой медицинской помощи» (приложение 5) и используя аптечку, комплектность которой дана в приложении 6, при необходимости организовал специализированную медицинскую помощь;

— немедленно извещать руководство школы о каждом несчастном случае;

— организовать эвакуацию учащихся из помещения в случае возникновения пожара (приложение 7), а также при неустранимой утечке газа.

1.4. Лаборант под руководством зав. кабинетом (учителя химии), обеспечивая демонстрационный и лабораторный эксперимент, обязан следить за правильным хранением реактивов и растворов, за исправностью приборов и лабораторной посуды, проверяет наличие в кабинете средств оказания первой помощи и противопожарных средств, включение и выключение электроприборов, водопроводных и газовых кранов.

1.5. В кабинете химии из внеурочных мероприятий разрешается проводить только занятия химического кружка и факультатива по химии.

Запрещается использовать кабинеты химии в качестве классных комнат для занятий по другим предметам и групп продленного дня.

1.6. Пребывание учащихся в лаборантской запрещается, в помещении кабинета (лаборатории) разрешается только в присутствии учителя химии.

1.7. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета химии.

1.8. Запрещается пробовать на вкус любые реактивы и растворы, пить и есть, класть продукты на рабочие столы в кабинете и лаборантской, принимать пищу в спецодежде.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ КАБИНЕТА (ЛАБОРАТОРИИ) ХИМИИ

2.1. Помещения кабинета (лаборатории) химии и лаборантской (препараторской) должны удовлетворять требованиям СНиП «Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования», а также «Номенклатуре типов зданий, составов и площади помещений детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ» (помещение кабинета 66 м2; лаборантской в восьмилетней школе не менее 16 м2, в средней — 32 м2. В средних школах наполняемостью более 1668 учащихся должны быть два кабинета по 66 м2 каждый).

2.2. Лаборантская располагается смежно с кабинетом (лабораторией) химии со стороны классной доски и имеет два выхода: один — в кабинет, другой — в коридор, на лестницу, в рекреационное или иное смежное помещение. Двери из лаборантской и кабинета должны открываться по пути эвакуации.

2.3. Расстояние между передним рядом лабораторных столов и демонстрационным столом должно быть не менее 0,8 м.

2.4. Удаленность последнего места учащегося от классной доски не должна превышать 10 м.

2.5. В кабинете (лаборатории) химии и лаборантской должны быть установлены раковины с подводкой холодной и горячей воды.

2.6. Кабинет (лаборатория) химии и лаборантская обеспечиваются освещением, вентиляцией, водопроводом, канализацией, системой электроснабжения, первичными средствами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты.

2.7. Лабораторные столы для учащихся в кабинете (лаборатории) химии должны быть ростовых групп В, Г и Д в следующем соотношении: В — 15%, Г — 75%, Д — 10% и должны надежно прикрепляться к полу. Размеры столов: длина 1,2 м; ширина 0,45 — 0,5 м. Покрытие должно быть устойчиво к слабым растворам кислот и щелочей.

Стулья кабинетов (лабораторий) химии должны быть со спинками и соответствовать ростовым группам столов. Запрещается использование табуретов и нестандартной мебели.

Демонстрационный стол учителя должен удовлетворять ГОСТ 18607—73 «Столы демонстрационные» и иметь химически стойкое покрытие.

Вытяжной шкаф изнутри должен быть облицован легко моющимся химически стойким покрытием.

2.8. Освещение кабинета химии должно соответствовать требованиям СНиП «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования».

Поток солнечного света должен падать с левой, стороны от учащихся, минимальная освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть не ниже 300 лк, вертикальной поверхности классной доски — 500 лк. Запрещается применение люминесцентных ламп и ламп накаливания без светорассеивающей арматуры.

По истечении гарантийного срока службы (для ламп накаливания — 1000, люминесцентных — 2500—3000 ч горения) лампы необходимо заменить, не дожидаясь полного выхода их из строя. Смена ламп и очистка светильников производится только электриком. Очистка светильников в соответствии с «Санитарными правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ» производится не реже одного раза в три месяца.

Для обеспечения надлежащей естественной освещенности запрещается размещение на подоконниках цветов, стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не реже двух раз в год. К этой работе в кабинетах (лабораториях) химии привлекать учащихся запрещается.

2.9. Питание электроприборов кабинета (лаборатории) химии должно осуществляться от щита с разделительными трансформаторами, подсоединенного к электрическому вводу через защитноотключающее устройство (УЗОЩ).

Все используемые демонстрационные и лабораторные электрические приборы должны отвечать требованиям «Правил по технике электробезопасности при проведении занятий в учебных кабинетах (классах) общеобразовательных школ и практики школьников на промышленных объектах».

Запрещается использовать в самодельных приборах и подавать на лабораторные столы напряжение переменного тока выше 42 В и постоянного — выше 110 В.

Все токоведущие части электрических приборов должны быть надежно защищены от случайного прикосновения к ним.

2.10. Проверка состояния изоляции электрических сетей, электроприборов и электрооборудования согласно «Правилам устройства электроустановок» (ПУЭ) проводится ежегодно электриком или лицом, ответственным за электрохозяйство данной школы, с составлением акта.

2.11. Помещение кабинета (лаборатории) химии оборудуется вентиляцией и отоплением в соответствии с требованиями СНиПа «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха». Состояние воздушной среды в помещениях определяется «Санитарными правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ» (раздел V «Воздушно-тепловой режим»), температура воздуха должна быть 17 — 20°С, а относительная влажность 40 — 60%.

Окна кабинета (лаборатории) и лаборантской должны быть оборудованы открывающимися с пола фрамугами (форточками) для проветривания. Площадь открывающихся проемов — не менее 1/50 площади пола.

Проветривание должно проводиться в отсутствие школьников.

2.12. Трубы горячей и холодной воды, подводимые к рабочим местам, окрашиваются масляной краской в голубой или синий цвет.

Один из водопроводных кранов в лаборантской или кабинете химии оборудуется съемным шлангом с насадкой для смыва с кожи едких веществ. На другом кране должна быть постоянно надета резиновая трубка с насадкой для промывания глаз.

Водопроводная сеть должна иметь общий вентиль на вводе в кабинет, а также вентиль перед разводкой на ряды лабораторных столов учащихся, к демонстрационному столу и в лаборантскую.

2.13. Пожарная безопасность в кабинете (лаборатории) химии организуется в соответствии с «Типовыми правилами пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений».

2.14. Необходимый минимум первичных средств пожаротушения кабинетов химии включает:

- пенные огнетушители типа ОХП-10, ОХВП-10; порошковые огнетушители типа ОП-1, «Момент-1», «Спутник», «Момент-2», ОП-2Б, размещаемые в кабинете и лаборантской. Место установки обозначается знаком 4.1 (ГОСТ 12.4.026—76 «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности»);

- закрывающийся крышкой ящик с сухим просеянным песком вместимостью 0,05 м3, укомплектованный совком вместимостью, не менее 2 кг песка. Вместо ящика разрешается размещать песок в металлических сосудах вместимостью 4—6 кг; накидки из огнезащитной ткани размером 1,2 х 0,5 м.

2.15. Загорания в кабинете (лаборатории) химии необходимо немедленно ликвидировать, при этом: легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) и горючие жидкости (ГЖ) и электропроводку следует гасить песком, огнезащитной тканью, порошковыми огнетушителями; обесточенную электропроводку можно гасить водой; загорание в вытяжном шкафу ликвидируется первичными средствами пожаротушения вслед за отключением вентилятора.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ (ЛАБОРАТОРИИ) ХИМИИ

А. Требования безопасности при размещении и хранении химических реактивов и оборудования

3.1. Приобретение реактивов сверх нормативов, предусмотренных «Типовыми перечнями», запрещается. Излишки реактивов кабинета химии разрешается передавать в пределах данной школы в кабинет биологии, физики и другие в, соответствии с «Типовыми перечнями» для этих кабинетов.

3.2. Не допускается совместное хранение реактивов, способных к активному взаимодействию друг с другом. Распределение реактивов по группам хранения приведено в приложении 8.

3.3. Все реактивы в первичной таре должны храниться в лаборантской. Разрешается первичную тару размещать во вторичной таре. В кабинете допускается располагать реактивы VIII группы хранения и растворы, предназначенные для предстоящих лабораторных или практических работ, при условии, что шкафы запираются, а ключи от них нахо­дятся у заведующего кабинетом или учителя.

3.4. При наличии у реактива или раствора огнеопасных, ядовитых и взрывоопасных свойств на таре в случае утраты должна быть дополнительная (ниже основной) этикетка с надписью «Огнеопасно» (красная), «Яд» (желтая), «Взрывоопасно» (Голубая), «Беречь от воды» (зеленая). Допускается вместо этой символики пользоваться другими знаками (ГОСТ 12.4.026—76 «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности»).

3.5. Хранить реактивы и растворы в таре без этикеток или с надписями на ней, сделанными карандашом по стеклу, запрещается; если этикетка утеряна, а идентифицировать содержимое не представляется возможным, оно подлежит уничтожению (приложение 10).

3.6. Слабые растворы кислот и щелочей разрешается хранить в толстостенной стеклянной посуде в нижних секциях вытяжного шкафа или в специальном шкафу с естественной вентиляцией на химически стойких поддонах.

Запрещается хранить растворы щелочей в склянках с притертыми пробками. ЛВЖ и ГЖ — в сосудах из полимерных материалов.

Сосуды с ЛВЖ и ГЖ размещаются в переносном металлическом ящике с верхним расположением крышки. На дно насыпается песок слоем не менее 5 см, укладывается листовой асбест слоем 1 см. В крышке должно быть 6 отверстий диаметром 1 см. Ящик должен иметь по бокам металлические ручки. Он окрашивается светлой краской, на крышку снаружи наносится знак 2.1 (ГОСТ 12.4.026—76 «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности»). Устанавливается ящик не ближе 2 м от нагревательных устройств.

Разрешается вместо этого ящика использовать любые прочные металлические сосуды типа бачка, контейнера для транспортирования кинопленки объемом около 10 л. В их крышке должны быть такие же отверстия, а стенки и дно изнутри изолированы асбестом.

Весь спирт, выдаваемый школе, должен размещаться вместе с ЛВЖ в кабинете химии.

Диэтиловый эфир не должен храниться более одного года с момента выпуска. Если этот срок прошел, следует подвергнуть эфир специальной обработке (приложение 11).

3.7. Реактивы групп II—VI следует хранить в соответствии с рекомендациями приложения 8, т.е. представителей одной группы нельзя располагать в непосредственной близости с таковыми, относящимися к другой группе. Реактивы VIII группы разрешается размешать рядом с реактивами любой из групп II—VI.

3.8. Реактивы VII группы хранятся только в сейфе, ключи от которого должны быть у директора и заведующего кабинетом. На внешней дверце сейфа приводится опись реактивов, утвержденная приказом, с указанием разрешенных для хранения максимальных масс или объемов.

Примечание. В сейфе на верхней полке хранят: бром; аммония дихромат; бария оксид, гидроксид, нитрат и хлорид; кали едкое, калия дихромат, роданид, хромат; кобальта сульфат; натрия сульфид девятиводный, фторид, натр едкий; никеля сульфат; хрома (III) хлорид; свинца ацетат; серебра нитрат; цинка сульфат и хлорид.

На нижней полке хранят: хлористый метилен, хлороформ, дихлорэтан, гексахлорбензол, углерод четыреххлористый, фенол, анилин, анилин сернокислый, спирт изоамиловый.

3.9. Запрещается изменять относительное расположение реактивов в сейфе на полках и перефасовывать из заводской тары реактивы и материалы, обозначенные в приложении 9 значками X и XX.

3.10. Реактив V группы хранения — красный фосфор не следует изымать из заводской тары (металлического контейнера). Другие вещества этой же группы разрешается хранить только в заводской упаковке.

3.11. Растворы формалина с массовой долей вещества выше 5% необходимо хранить вместе с ЛВЖ и ГЖ.

3.12. Щелочные металлы допускается размещать вместе с ЛВЖ и ГЖ. Слой консерванта над металлом должен быть не менее 1 см. Ампулы со щелочными металлами и кальцием хранятся во вторичной таре в запирающихся шкафах или сейфе.

3.13. Выдача учащимся реактивов для опытов производится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов — концентрацией не выше 5%. На рабочих местах для постоянного пользования допускаются только реактивы и растворы набора типа НПМ.

3.14. В канализацию запрещается выбрасывать реактивы, сливать их растворы, ЛВЖ и ГЖ. Их собирают для по­следующего обезвреживания (приложение 12).

3.15. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать сухим песком или сухой измельченной глиной. Совком переместить адсорбент от краев к середине, собрать в полиэтиленовый мешочек, завязать плотно и выбросить с твердыми отходами кабинета. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.

3.16. При разливе ЛВЖ и других органических реактивов действовать в соответствии с рекомендациями приложения 13.

3.17. Обрезки щелочных металлов и кальция необходимо ликвидировать в тот же день, когда они получены (приложение 14).

3.18. Отработанные ЛВЖ и ГЖ разрешается хранить вместе с исходными реактивами до последующего сжигания (приложение 12).

3.19. Приборы кабинета химии, в частности все электроприборы, следует размещать в кабинете в шкафах под замком, защищенными чехлами из полимерных материалов. Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов.

 

Б. Меры безопасности при работе с лабораторной посудой

 

3.20. При сборке приборов из стекла применять повышенные усилия запрещается.

3.21. Стеклянную трубку разрешается вставлять в отверстие пробки, смазанное глицерином или смоченное водой. Пробку следует держать в пальцах левой руки, а правой вставлять в нее трубку. При этом стекло следует проворачивать, и конец его не должен упираться в ладонь.

3.22. Обработка стекла производится в защитных очках. Разламывать трубки после надпила можно, только защитив руки какой-либо тканью. Использовать для этой цели полотенце запрещается. После разлома острые концы следует оплавить или обработать наждачной бумагой.

3.23. Осколки, образовавшиеся при резке или случайном повреждении стеклянного сосуда, необходимо немедленно убрать с помощью щетки и совка.

3.24. При мытье посуды щетками (ершами) разрешается направлять дно сосуда только от себя или вниз.

3.25. Тонкостенную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.

3.26. Для нагревания жидкостей разрешается использовать только тонкостенные сосуды.

Пробирки перед нагреванием запрещается наполнять жидкостью более чем на треть, при нагревании сосуда отверстие следует направлять в сторону от работающих. В течение всего процесса нагревания запрещается наклоняться над сосудами и заглядывать в них.

Недопустимо нагревать сосуды выше уровня жидкости, а также пустые, с каплями влаги внутри,

3.27. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть весь предмет, а затем вести местный нагрев.

 

В. Требования безопасности при проведении химических опытов

3.28. Учащимся, которым по состоянию здоровья медицинскими органами запрещено работать с реактивами и растворами, администрация школы обязана обеспечить работу по индивидуальной программе.

3.29. Опыты, при которых возможно загрязнение атмосферы  учебных помещений токсичными веществами (хлором, сероводородом, фосфином, оксидом углерода(II), бромом, бензолом, дихлорэтаном, диэтиловым эфиром, формалином, уксусной кислотой, аммиаком), необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу или в приборах — замкнутых системах с адсорбцией или аспирацией выделяющихся веществ. В системы с аспирацией следует вводить устройство для контроля за наличием разрежения.

3.30. В качестве адсорбентов для газов и паров разрешается применять активированный уголь (кроме смеси хлора и водорода, которая на активированном угле реагирует со взрывом), водные растворы кислот и щелочей, натронную известь.

3.31. В системах с аспирацией без адсорбции собранные газы по окончании эксперимента вытесняются из аспиратора с помощью напорной склянки в вытяжном шкафу или на открытом воздухе. Во время этой операции поджигать газ запрещается.

3.32. Приготавливать растворы из твердых щелочей и концентрированных кислот разрешается только учителю, используя фарфоровую лабораторную посуду: стаканы 5, 6 или 7, кружки 2 и 3 (ГОСТ 9147—73 «Посуда лабораторная фарфоровая»). Сосуд следует наполовину заполнить холодной водой, а затем добавлять небольшими дозами вещества.

Перед внесением очередной порции жидкость необходимо перемешать до растворений всего вещества. После остывания раствор добавлением воды довести до нужного объема.

3.33. Взятие навески твердой щелочи разрешается пластмассовой или фарфоровой ложечкой. Запрещается использовать металлические ложечки и насыпать щелочи из склянок через край. На весы необходимо поместить фарфоровую выпарительную чашу №1. Бумагой для этой цели пользоваться запрещается.

3.34. Работа со щелочными металлами, кальцием, концентрированными кислотами и щелочами при подготовке и проведении опытов должна проводиться с применением спецодежды и средств индивидуальной защиты.

3.35. Резка лития и натрия и очистка металлов от оксидной пленки должна проводиться под слоем керосина в широком стеклянном сосуде типа кристаллизационной чаши.

3.36. Демонстрировать взаимодействие щелочных металлов и кальция с водой необходимо в химических стаканах типа ВН-600, наполненных по высоте не более чем на 5 см. В этом случае допускается демонстрация опыта без защитных экранов.

3.37. Переливание концентрированных кислот (уксусной, азотной, соляной, муравьиной), а также водного раствора аммиака и приготовление из них растворов должно производиться в вытяжном шкафу или на открытом воздухе. При этом обязательным является использование воронки, а также применение спецодежды и средств индивидуальной защиты. При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом.

3.38. Во время приготовления растворов жидкость большей плотности следует вливать в жидкость меньшей плотности.

3.39. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.

3.40. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку — в ладонь!). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливается жидкость.

3.41. Разборка приборов после экспериментов с использованием или образованием веществ 1, 2 и 3-го класса опасности производится в соответствии с указаниями по демонтажу (приложение 15).

 

Г. Средства индивидуальной защиты при работе в кабинете (лаборатории) химии

3.42. При работе с токсичными и агрессивными веществами следует пользоваться средствами индивидуальной защиты. Администрация школы обязана обеспечить учителя химии и лаборанта спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (халат, очки, перчатки, фартук).

3.43. Учитель и лаборант для защиты глаз от брызг жидкостей и твердых частиц обязаны пользоваться очками типа ЗНБ-90, полностью закрытыми, с непрямой вентиляцией (ГОСТ 12.4.013—75 «ССБТ. Очки защитные»).

3.44. Для учителя химии, лаборанта и учащихся при работе с реактивами обязателен халат из хлопчатобумажной ткани. Он должен застегиваться только спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах. Длина халата — несколько ниже колен. Фартук должен быть изготовлен из химически стойкого материала (ГОСТ 12.4.029—76 «ССБТ. Одежда специальная. Фартуки»).

3.45. В школьных условиях допускаются перчатки, защищающие от кислот и щелочей средней концентрации и органических растворителей (ГОСТ 12.4.020-75 «ССБТ. Средства защиты рук. Номенклатура показателей качества»).

3.46. При проведении лабораторных и практических работ, связанных с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием растворов, агрессивных жидкостей, учитель отвечает за обязательное использование учащимися защитных очков.

Комментарии
Комментариев пока нет.