ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ
Бесплатные конкурсы для учителей. Сертификаты и призы участникам!
Материал опубликовала
Кололеева Елена Викторовна3149
Стаж работы в школе - 25 лет.
Краснодарский край, Усть-Лабинск

Тема урока: Право потребителя на качество и безопасность товара.

Класс: 8-9

Цели:

- расширение знаний учащихся в сфере потребления;

- развитие у школьников умения работать с информацией, представленной в виде схем;

- формирование у ребят умения аргументировано высказывать свои взгляды и вести дискуссию.

Информация для учителя:

Данный урок-практикум предусматривает распределение класса на группы, работая в которых, учащиеся выполняют задания и представляют свое видение их решения всему классу. Такая форма организации деятельности школьников предполагает наличие сложных, а также дискуссионных вопросов, через обсуждение которых и будет осуществляться более глубокое осмысление и усвоение школьниками учебного материала. В качестве заданий использованы реальные жизненные ситуации, требующие развернутого ответа со ссылкой на источник. Необходимо предусмотреть возможность организации работы учащихся в четырех группах.

2) перед уроком учитель раскладывает по партам необходимый раздаточный материал, сформированный в папки: брошюра Закона (как вариант - распечатанные выдержки из него), карточки-схемы.

Учебное оборудование: компъютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, материалы для работы в группах, тексты (извлечения) Закона РФ «О защите прав потребителя», карточки-схемы.

Ход урока

Постановка проблемы урока, актуализация и планирование действий по решению проблемы

Учитель. Ребята, мы продолжаем знакомство с Законом «О защите прав потребителей». Посмотрите, пожалуйста, на слайд, и назовите термин, который и станет ключевым на сегодняшнем уроке.

«Товар, согласно Закону РФ «О защите прав потребителей», признается ____ тогда, когда соответствует предъявляемым требованиям и пригоден для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Не пригодным для обычного использования считается товар, если у него отсутствует определенное ____ и это препятствует его фактическому использованию, ведет к отрицательному результату, либо увеличивает расходы или издержки потребителя».

Ответы учащихся.

Учитель. Верно, основным вопросом нашего урока будет качество товара. Давайте,

ориентируясь на текст, сформулируем определение

(приветствуется формулирование различных трактовок, не искажающих смысла).

Ответы учащихся

Качество товара - это совокупность свойств, позволяющих удовлетворять

определенные потребности в соответствии с назначением.

Качество - это степень соответствия требованиям.

Учитель. Верно, ребята! А как вы думаете, почему наш сегодняшний разговор будет именно о качестве?

Ответы учащихся.

Учитель. Верно, именно качество является ключевой характеристикой любого товара, степенью его безопасности для жизни и здоровья, возможностью длительного использования.

Работать мы будем в группах, у каждой группы имеется набор карточек-схем, именно с их помощью мы будем учиться решать разные ситуации, связанными с качеством товара. Предлагаю начать наш разговор с ситуации, представленной на схеме «Приобретение продовольственных товаров».

Работа в группах по решению проблемы урока

Ознакомление со схемами, предложенными к ним задачами, обсуждение вариантов решения

(с использованием схем и текста Закона «О защите прав потребителя), озвучивание группой результатов работы (при необходимости – коллективное обсуждение)

Схема 1 «Приобретение продовольственных товаров»

 

Схема 2 «Товар надлежащего качества»

Работа со схемой 2 «Товар надлежащего качества» - задание группе № 1

Вопрос: Может ли потребитель предъявить требования продавцу, если отсутствует товарный чек?

Ответ: В соответствии с п. 5  ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» требования потребителя рассматриваются при предъявлении потребителем товарного или кассового чека, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, при предъявлении технического паспорта или другого заменяющего его документа.

Товарный, кассовый чек являются документами, которые подтверждают факт заключения договора купли-продажи товара. При этом отсутствие у потребителя указанных документов не лишает возможности потребителя ссылаться на свидетельские показания, которые подтверждают факт заключения договора и его условий.

Работа со схемой 2 «Товар надлежащего качества» - задание группе № 2

Вопрос: Можно ли при покупке товара «по распродаже» вернуть его или обменять, если товар оказался некачественным?

Ответ: Если продавец не сообщил потребителю, что товар имеет недостатки и поэтому он продается со скидкой, то он не имеет права отказывать потребителю в его возврате. По закону возврату и обмену не подлежат лишь уцененные товары, о недостатках которых продавец заявляет потребителям заранее. В данном случае, потребитель покупал товар не уцененный, поэтому данная ситуация регулируется п.1. ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», на основании которого потребитель имеет право требовать:

1) замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

2) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены);

3) соразмерного уменьшения покупной цены;

4) незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

5) отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Схема 3 «Товар ненадлежащего качества»

Работа со схемой 3 «Товар ненадлежащего качества» - задание группе № 3

Вопрос: Что делать, если в процессе эксплуатации бытового холодильника, купленного в ООО Магазин «Мороз», проявился существенный недостаток холодильного агрегата в виде недостаточного замораживания: обращаться в магазин или в суд?

Ответ: Был продан товар ненадлежащего качества, поэтому, прежде всего, можно подать в ООО Магазин «Мороз» претензию, в тексте которой могут содержаться требования указанные в ст. 18 Закона «О защите прав потребителей». А именно, потребитель вправе по своему выбору требовать:

• безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

• соразмерного уменьшения покупной цены;

 замены на товар аналогичной марки

• замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Также потребитель вправе вместо предъявления этих требований отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Тогда, по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Однако подача претензии по большинству дел о защите прав потребителей не обязательна, но ее можно рекомендовать как возможный досудебный порядок урегулирования спора, способ конкретизировать свои требования к ответчику до судебного разбирательства и документально зафиксировать момент, начала отсчета срока удовлетворения ваших требований. Если же магазин «Мороз» не даст ответа, либо немотивированно откажет в требованиях потребителя, то смело можно обратиться в суд. Согласно ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» иск подается в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда.

Работа со схемой 3 «Товар ненадлежащего качества» - задание группе № 4

Ситуация: Дмитрий купил жене в подарок фотоаппарат с гарантийным сроком 1 год. Через полтора года в фотоаппарате обнаружился скрытый дефект. При первом обращении к продавцу за заменой товара Дмитрий получил отказ с мотивировкой «гарантийный срок прошел - теперь это Ваши проблемы, а потом может Вы его сами испортили?». Дмитрий получил заключение эксперта, о том, что дефект является производственным и вновь обратился с тем же требованием. И вновь продавец отказал по причине истекшего срока гарантии.

Вопрос: Что делать, если продавец отказался заменить товар по причине истекшего срока гарантии?

Ответ: Продавец не прав потому, что в соответствии со ст. 19 закона «В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. А согласно ст. 18 «В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки или на такой же товар другой марки».

Подведение итогов занятия

Учитель. На сегодняшний день на потребительском рынке товаров и услуг отмечается преобладание предложения над спросом, и отсюда, как следствие, продажа продовольственных товаров с истекшим сроком годности и бесконечные распродажи товаров с огромными скидками. И для того, чтобы долгожданный товар приносил радость и удовольствие от обладания им, а не проблемы и «головную боль», потребителю необходимо знать и уметь защищать свои права, в первую очередь - право на качество и безопасность товара. Именно это мы с вами сегодня и учились делать.

Завершение урока

 

Опубликовано в группе «Использование активных методов обучения на уроках обществознания, экономики и права.»


Поблагодарить автора 4 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (2)

Князева Наталья Борисовна, 13.07.16 в 16:27 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо! Было познавательно и полезно даже просто читать. Думаю ребята с такого урока идут воодушевленные.
Кололеева Елена Викторовна, 13.07.16 в 20:14 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Борисовна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.