12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Грибанова Ирина Эдуардовна5191
Стаж работы по профессии - 31 год, высшая квалификационная категория.
Россия, Ставропольский край, с.Камбулат

Урок русского языка в компьютерном классе

Учитель русского языка МКОУ СОШ №3 с.Камбулат Грибанова Ирина Эдуардовна

Класс: 7

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий»

Тип урока: урок изучения нового материала

с использованием компьютерных технологий

Цели и задачи урока:

Дать понятие об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Формирование основных орфографических навыков и умений.

Развитие умения работы с компьютером и программами ПК по русскому языку.

Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению русского языка как предмета.

ЦОРы и материалы к уроку:

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка в 7 классе. Компьютерная программа. (Количество дисков в соответствии с количеством ПК).

Карточки с упражнениями №1,2.

Итоговый тест по теме.

Таблицы по теме №1,2,3.

Оборудование к уроку:

Основной компьютер учителя

Проектор

8 персональных компьютеров для учащихся

Ход урока:

Оргмомент. (Слайд 1,2). Постановка цели и задачи урока перед учащимися.

Слово учителя:

В русском языке в конце слов шипящие возможны в шести частях речи: в существительных (ночь), в прилагательных (горяч), в глаголах (имеешь), в наречиях (настежь), местоимениях (наш) и частицах (лишь). Каждая из этих частей речи для употребления мягкого знака имеет своё, особенное правило. Этот урок будет посвящен правописанию мягкого знака на конце наречий. Наш урок будет проходить в компьютерном зале, где вы покажете навыки владения компьютером в изучении русского языка как предмета, потренируетесь в работе с новым правилом, вспомните с помощью компьютера уже изученные ранее правила.

Слайд 3. Содержание занятия:

Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных, прилагательных, наречий и глаголов.

Сказка «Приключения домовёнка Кузи».

Выводы по уроку.

2. Основная часть урока.

Слайд 4.

Объяснение нового материала.

Наречие – одна из самых трудных частей речи. На этом уроке мы узнаем, когда на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, и вспомним правила написания мягкого знака после шипящих в других частях речи.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Действия: объяснение новой темы, чтение правила №1 и 2, ознакомление с таблицей №1 и 2 по правилам, чтение образцов рассуждения, тренировка.

Учитель:

В русском языке существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы запомнить, как они пишутся, надо выучить любое из двух правил по вашему выбору.

Правило первое: на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, кроме трех исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.

Правило второе: на конце наречий мягкий знак после букв Ш и Ч пишется, а после буквы Ж не пишется, кроме одного слова- исключения НАСТЕЖЬ.

Предположим, нам надо решить, нужен или не нужен мягкий знак на конце слова ПРОЧ_.

Рассуждая по первому правилу, мы должны лишь проверить, нет ли нашего слова среди исключений, и если нет - поставить мягкий знак. Слово ПРОЧЬ - не исключение, следовательно, пишется с мягким знаком.

Образец рассуждения по первому правилу:

Рассуждая по второму правилу, мы должны посмотреть, какая шипящая на конце. Если это буква Ш или Ч, то мягкий знак нужен; если это буква Ж (кроме слова НАСТЕЖЬ), то не нужен. В нашем слове на конце буква Ч, значит, слово ПРОЧЬ пишется с мягким знаком.

Образец рассуждения по второму правилу:

Оба правила приводят к одному и тому же результату. Мы советуем вам выбрать то правило, которое использовано в вашем школьном учебнике.

Правила написания мягкого знака на конце наречий после шипящих достаточно просты и очень быстро запоминаются, но для того, чтобы применять их на письме автоматически, не задумываясь, нужно потренироваться. Для достижения хорошего результата следует выполнить упражнение до конца.

Таблица №1.

Прочь

Исключения:

Уж

Замуж

Невтерпёж

Прочь – наречие, не исключение, следовательно, пишется с мягким знаком.

Таблица №2.

Прочь

После Ш и Ч мягкий знак нужен.

После Ж

не нужен, кроме слова НАСТЕЖЬ.

Прочь – наречие, не исключение, следовательно, пишется с мягким знаком.

Слайд 5. Выполнение упражнения №1. Попробуйте, пользуясь правилом, решить, нужен или нет мягкий знак на конце наречий.

Сплош..., проч...,замуж..., наотмаш..., навзнич..., вскач...,

настеж..., невтерпёж..., уж... .

▬ Для закрепления материала выполните задания для самоконтроля.

Выполнение задания для самоконтроля (тестовый вопрос).

Слайд 6. Закончите предложение:

Мягкий знак не пишется в наречии…

Варианты ответов:

А) сплош…

Б) настеж…

В) проч…

Г) замуж…

Слайд 7. 2) Для того, чтобы писать мягкий знак в словах с шипящей на конце без ошибок, нужно хорошо помнить и уметь быстро применять несколько разных правил.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных, прилагательных, наречий и глаголов.

Действия: повторение изученных ранее правил, чтение текста правил, рекомендаций и образцов рассуждений, работа с таблицей №3.

Учитель:

Как мы уже сказали, шипящие в конце слов в русском языке возможны в шести частях речи. Нами изучены все основные из них: существительные, прилагательные, глаголы и наречия. Остались местоимения и частицы, разговор о них еще впереди. Известные нам четыре правила объединены в одной таблице, которую очень полезно выучить наизусть; ее можно распечатать и вложить в тетрадь по русскому языку или повесить на видном месте дома или в классе.

Мягкий знак после шипящих на конце существительных, прилагательных, наречий и глаголов.

По этой таблице хорошо видно, что мягкий знак на конце слов после шипящих пишется в существительных 3-го склонения, глаголах и наречиях (кроме исключений), и не пишется в кратких прилагательных и существительных 1-го и 2-го склонения.

Обратите внимание на то, как сформулировано название этой части урока и название таблицы. Наше правило во всех частях речи, кроме глагола, указывает на конец слова. Дело в том, в глаголе шипящая с мягким знаком может оказаться не на конце, а ближе к середине слова, если глагол имеет постфикс -СЯ или -ТЕ. Например:

ПРИЧЕСЫВАЕШЬ - ПРИЧЕСЫВАЕШЬСЯ,

УЧИШЬ - УЧИШЬСЯ,

СПРЯЧЬ - СПРЯЧЬТЕ.

В диктантах, контрольных работах и сочинениях школьников ошибки на это правило встречаются довольно часто, но больше всего ошибок касается кратких прилагательных и наречий. Эти части речи легко перепутать. Чтобы не было ошибок у вас, запомните, что краткое прилагательное отвечает на вопрос КАКОВ?, а наречие - КАК? Например: ГОРЯЧ отвечает на вопрос КАКОВ? и пишется без мягкого знака, а НАСТЕЖЬ отвечает на вопрос КАК? и пишется с мягким знаком.

Не забудьте также, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на -ИЧ, являются существительными и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.

Таблица №3.

Части речи

Примеры

Существительные

3-го склонения

Ночь

Существительные

1 и 2-го склонения

Много туч, кирпич

Краткие прилагательные

Хорош

Глаголы

Делаешь, купаешься

Наречия

Настежь

Исключения: уж, замуж, невтерпёж

Слайд 8. Физминутка.

Слайд 9. Для того чтобы писать грамотно, важно не только понять правило и запомнить его, но и много тренироваться.

Выполнение упражнения №2. Определите, нужен ли мягкий знак после шипящих на конце этих слов. Не забудьте указать часть речи.

Стереч… (? ), пахуч… (? )

наотмаш… (? ), колюч… (? )

горяч… (? ), замуж… (? )

жгуч… (? ), палач… (? )

вскач… (? ), уж… (? ), меч… (? )

стрич… (? ), мимо дач… (? )

расправиш…ся (? ), грач… (? )

с плеч… (? ), думаеш… (? )

скатиш…ся (? )

▬ Для закрепления второй части урока выполните задание для самоконтроля (тестовый вопрос).

Слайд 10. В какой строчке все слова пишутся с мягким знаком на конце?

А) пахуч…, ландыш…, бреш…, спряч…

Б) настеж…, дрож…, маж…те, пишеш…

В) думаеш…, вскач…, хорош…, замуж…

Г) печ…, колюч…, наотмаш…, Мицкевич…

Слайд 11.

В этой части урока вы познакомитесь с очередным эпизодом из приключений самого обыкновенного городского домовёнка и узнаете, как он однажды решил написать письмо.

Действия: ребята представляют сценку встречи Насти и домовёнка Кузи, редактирование письма, поиски ошибки, пропущенной девочкой.

Сценка:

Первый, кого увидела Настя на следующее утро, был Кузя.

- Привет, у меня к тебе серьезное дело! - выпалил домовенок.

Настя улыбнулась:

- У тебя все дела серьезные, рассказывай.

- Понимаешь, я тут написал письмо в домоуправление. Посмотри, как бы ошибок не было. Все-таки документ, - важно сказал Кузя. Настя развернула письмо и прочитала:

(Слайд 12).

Заявление

Заявляю, что как только ноч заполночь, приходит в мой дом всякая молодеж. Ноги все сплош грязные от лужь. А ты тут ходиш, моеш, вытираеш, убираеш. В общем, жить мне так невмоч. Точ-в-точ от усталости упаду навзнич, никакой врачь не поможет. Так, что прошу поставить на мой дом домовенофон, а то я хоть и хорошь, но уйду отсюда проч.

Домовой Кузьма.

- Ты откуда про домофон узнал? - спросила Настя. Кузя гордо посмотрел и произнес:

- Это мне соседский домовой рассказывал, который из другого района переехал. Ну… так как, ошибок много?

- Предостаточно! - сказала Настя строго. - Чему тебя только в школе учили? Давай разбираться. Смотри: ночь и молодежь - это существительные 3 склонения, их пишем с мягким знаком.

- Ага, понял. Врач и лужа - тоже существительные, значит, я правильно написал.

- А вот и неправильно, - возмутилась отличница. - Эти существительные не 3 склонения, они пишутся без мягкого знака на конце. Теперь давай выпишем наречия, они все будут без мягкого знака, кроме слов «уж, замуж, невтерпеж».

- Это легко запомнить, так любила поговаривать одна моя знакомая столетняя кикимора.

- Ну, так замуж-то она вышла?

- Ага, на 101 году жизни за лешего, - ответил Кузя. - С наречиями я понял: сплошь, невмочь, точь-в-точь, навзничь, прочь - все с мягким знаком.

- Теперь осталось разобраться с глаголами. Запомни, Кузя, глаголы с шипящей на конце пишутся с мягким знаком, например: ходишь, моешь, убираешь, вытираешь. Ну, вот и все. Можешь нести свое заявление.

- Нет уж, я его по почте пошлю. Так солиднее, - сказал Кузя, схватил письмо, и только Настя его и видела.

Найдите в Кузином заявлении слово, в котором Настя не исправила ошибку.

Слайд 13.

Задание: найдите не замеченное девочкой слово.

3. Выводы.

Этот урок был посвящён изучению правописания мягкий знака на конце слов разных частей речи.

▬ Необходимо запомнить: на конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда, кроме трёх слов исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ.

Иначе это же правило может быть сформулировано так:

на конце наречий после шипящих мягкий знак пишется , если они оканчиваются на Ж, кроме слова НАСТЕЖЬ.

▬ Мягкий знак на конце слов после шипящих пишется в существительных 3-го склонения, глаголах и наречиях (кроме исключений), и не пишется в кратких прилагательных и существительных 1-го и 2-го склонения.

▬ А ещё мы узнали, какие ошибки сделал в написании слов с шипящими на конце самый обыкновенный городской домовёнок.

Слайд 14-15.

4. Итоговое тестирование.

Изучив материал урока «Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий», проверьте свои знания, ответив на вопросы итогового тестирования.

Вопрос 1. В каких частях речи на конце слов могут быть шипящие?

А) глагол, наречие, существительное 3-го склонения

Б) наречие, частица, местоимение

В) числительное, местоимение, предлог

Д) союз, прилагательное, междометие

Вопрос 2. В какой строке есть исключения из изученного правила?

А) меч…, из груш…, плюш…, чертёж…

Б) горюч…, шалаш…, толоч…, мелоч…

В) уж…, замуж…, невтерпёж…, настеж…

Г) вскач…, хочеш…, хорош…, наотмаш…

Вопрос 3. Пишется ли мягкий знак в фамилиях, в отчествах, оканчивающихся на –ИЧ?

А) не пишется

Б) пишется

В) пишется только в иностранных словах

Г) пишется только в устаревших словах

Вопрос 4. Сколько в русском языке шипящих согласных звуков?

А) 7 Б) 5 В) 4 Г) 6

Вопрос 5. Укажите строки в которых все слова пишутся без мягкого знака.

А) кулич…, мимо рощ…, монтаж…

Б) спряч…, хорош…, много луж…

В) замуж…, горяч…, Мицкевич…

Г) наотмаш…, думаеш…, с плеч…

5. Объяснение домашнего задания. Выставление оценок за урок.

Слайд 16.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.