12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия Владимировна Трифанова300
Россия, Вологодская обл., Вологда
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Открытый урок по русскому языку 3 класс

Программа «Школа России», учебник Т. Г. Рамзаевой.

Учитель: Трифанова А. В.

Тема: Правописание приставок и предлогов (1 урок).

Цель: Формировать умение различать предлоги и приставки.

Задачи:

Обобщить знания о предлоге, как части речи, о приставке, как части слова

Развивать умение правильного написания предлогов, слов с приставками

Формировать правильное, скорое письмо

Формировать умение работать в сотрудничестве (паре, группе)

Развивать мышление, связную речь, наблюдательность

Прививать любовь к родному языку

Формирование универсальных учебных действий:

Личностных: жизненное самоопределение, смыслообразование.

Регулятивных: целеполагание, прогнозирование, контроль.

Познавательных: поиск информации, структурирование знаний, выделение проблемы, моделирование.

Коммуникативных: сотрудничество, выражение своих мыслей, сбор информации.

Ход урока.

О. м. Мотивация на урок.

-У нас сегодня необычный урок, присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь гостям.

-Сегодня урок русского языка мы начнем с очень древней мудрой легенды. Ваша задача, послушав легенду, объяснить, в чем заключается ее смысл.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить, и отправился на луг.

Поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка, я у мудреца: скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая?». И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все у тебя в руках!» (на доску слова).

-Как вы поняли эту легенду и слова мудреца?

-Запишите эти слова в тетрадь. Все в наших руках!

-Сегодня в ваших руках, в ваших силах на уроке познать законы русского языка, научиться новому.

- На уроке мы еще вернемся к этим словам.

-А зачем нам эти знания нужны? Где могут пригодиться законы русского языка? (на экзаменах, при поступлении, на работе…)

- А что еще можно узнать на уроках русского языка? (о природе, правилах поведения, нашей стране…) -Итак, начинаем работу.

2. Целеполагание. На доске стихотворение.

Сугробы снега вьюги (на)мели.

И у ворот, как баржа (на)мели,

Полуторка стоит.

Ну и (за)нос!

Я вышел (за)ворота.

А мороз как (за)трещит-

И хвать меня (за)нос!

-Все слова вам понятны?

-Как узнаем о значении? (из словаря)

Работа со словарем в парах. Баржа

Полуторка - грузовая машина грузоподъемностью в 1.5 тонны.

-Прочитайте стихотворение, что необычного заметили? (слова, которые в скобках можно и слитно и раздельно написать, они одинаковы по написанию)

-А как определить, как нужно писать? (посмотреть на значение слова, чем является)

-А чем могут быть слоги, которые написаны в скобках? (приставкой или предлогом)

-Значит, в русском языке есть одинаковые предлоги и приставки.

-Значит,… Сделайте вывод: чтобы правильно написать, нужно определить приставка это или предлог?

-Какую проблему можем поставить перед собой? Как отличить приставку от предлога?

3. Работа по теме урока.

Тема урока: «Правописание приставок и предлогов»

Какую цель поставим? Научиться отличать .. и правильно писать …..

-А где могут пригодиться эти знания и умения?

-Какие знания потребуются, чтобы достичь цели? (знать, Что такое предлог? Для чего служат? Как пишется? Можно ли вставить слово между предлогом и словом? Между приставкой и словом?)

-Какие задачи поставим?

-Сейчас вы должны поработать сначала индивидуально, а затем в группах, обсудить, как правильно писать, по плану? Попутно, объяснить остальные орфограммы.

План.

Что такое приставка?

Что такое предлог?

Для чего служат?

Как пишутся?

Можно ли вставить слово между предлогом и словом?

Заслушивание ответов. – А сейчас проверим в письменном виде ваши рассуждения.

-Выпишите слова вместе с теми, от которых они зависят – 1 вариант, где часть слова, 2 вариант часть речи.

Взаимопроверка.

-Какой частью речи являются слова с приставками?

Вывод…

-Итак, давайте проверим себя по учебнику, правильно, ли мы рассуждали? (правило) с. 147, 148

Физ. Минутка для глаз

- Продолжаем работу над темой урока. Будем отрабатывать умение отличать приставку от предлога через упр. 344 с дополнительным заданием (составление предложений, разбор по членам, схемы)

На поляну опустился вертолет. Он доставил грузы для геологов. Геологи в тайге ищут нефть.

-Можно ли сказать, что это текст? Докажите. Что узнали из текста? А где у нас в России добывают нефть? (2 место в мире)

- Я назову слова, а вы выберите лишнее и докажите. На поляну, доставил, в тайге.

4. Рефлексия.

-Какая у нас цель урока? На этом тексте проверьте свое умение отличать приставку от предлога, повторите орфограммы на изученные правила. Что интересного заметили?

При лители к нам метели,

За липили снегом щели,

Наакне старик Мороз

Льдинкой росписи на нес.

-Исправьте ошибки. Объясните. Проверьте себя по учебнику.

6. Итог.

-Подведите итог урока. Какую цель ставили, добились ли ее. Что узнали, чему научились?

Я знал…, но Я понял… Я научился…

- А сейчас вернемся к выражению в начале урока. Какой встретился предлог?

- Какую еще пословицу знаете, с таким же смыслом?

Что (по) сеешь, то и (по) жнешь. Труд и (на)кормит, и (на)учит.

-Запишите их в тетрадь.

5. Д/з.

Упр. 342 или 5 пословиц с приставками, предлогами.

-А закончим урок снова легендой.

Бежали 2 мышки по краю ведра с молоком и упали туда. Одна мышка сразу сдалась и утонула, а другая – так барахталась, что взбила молоко в масло и выбралась из ведра.

Я желаю вам, чтобы вы так же, как та 2 мышка, старательно учились, добивались высот. Урок закончен.

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.