Представление опыта по проектно-исследовательской деятельности в 4 классе на уроках чтения по теме: «Уж небо осенью дышало…»
Представление опыта по проектно-исследовательской деятельности в 4 классе на уроках чтения по теме: «Уж небо осенью дышало…» Автор: учитель начальных классов I квалификационной категории Рябокобыленко Е.Н.
Цель проекта: активизация познавательной деятельности и творческого потенциала младших школьников посредством современных образовательных технологий.
Задачи проекта: *Познакомить детей с произведениями об осени, загадками, пословицами, народными приметами. * Развивать навыки выразительного чтения художественных произведений, умения рисовать иллюстрации к прочитанным произведениям. * Развивать творческие способности. * Развивать умение наблюдать и сравнивать. * Учиться сотрудничеству в групповой деятельности. * Воспитывать у детей любовь к природе и умение наслаждаться ее красотой.
Актуальность проекта: одним из важнейших направлений в работе с детьми начальных классов, является развитие их познавательной сферы, что способствует расширению, уточнению чувств, отношений, знаний. В период младше-школьного возраста, дети начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с произведениями об осени, представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности. поисковую деятельность, связную речь.
Предполагаемый результат повысится интерес к чтению; обогатится словарный запас по теме«Осень»; узнают произведения русских писателе об осени; узнают народные приметы осени, загадки, пословицы осенней тематики; дети разовьют свои творческие и познавательные способности; создадут иллюстрации, поделки на осеннюю тематику; научатся работать в группе.
Возраст, на который рассчитан проект: 4 класс Участники проекта: дети 4 класса, классный руководитель, родители, воспитатели, библиотекарь МБУК «ЦБС» №8 Левченко М.Н. Сроки реализации проекта: октябрь-ноябрь 2015г. Тип проекта: исследовательский, поисковый, творческий.
Этапы реализации проекта: - подготовительный; - основной; - заключительный.
Подготовительный этап: работа детей и педагога с методической, познавательной, художественной литературой. Оформление педагогом дидактического и наглядного материала. Беседы с детьми о планах реализации проекта с целью заинтересованности в его проведении
Основной этап: Чтение художественной литературы: рассказы, басни, сказки, стихи, пословицы, поговорки, загадки; 2. Исследовательская деятельность: собирание с детьми на прогулках разноцветных листьев, рассматривание их, сравнение по форме и величине, нахождение загадок, пословиц об осени. 3. Рассматривание иллюстраций об осени, о сборе урожая. Наблюдения на прогулке. 4. Беседы об осенних изменениях в жизни растений, животных. Польза овощей и фруктов. 5. Игровая деятельность: дидактические игры «Что растёт на грядке? », «Что растёт на ветке? », «Чудесный мешочек», «Найди листочек как у меня» и др. 6. Художественно – эстетическое воспитание: ручной труд, лепка, рисование, аппликация. 7. Разучивание загадок, стихотворений об осени, об овощах, фруктах. 8. Экскурсия в МБУК «ЦБС» №8 9. Экскурсии на природу.
Формы и методы: Чтение рассказов: «Осень» К.Ушинский; «Осенний лес» В.Песков; «В Чудесной кладовой» М.Ильин; «Приемыш» Д.Мамин-Сиьиряк; «Тарас и Соболько» Д.Мамин-Сибиряк. 2. Чтение и заучивание стихотворений: «Осень» А.Толстой, «Лес осенью» А.Твардовский; О.Высотская «Осеннее утро»; «Уж небо осенью дышало…» А.Пушкин. 3. Чтение сказки «Лягушка-путешественница» В. Гаршин. 4. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей» 5.Отгадывание загадок на осеннюю тематику. 6. Беседа о народных приметах осени. 7. Решение тестов на уроках чтения (о прочитанных произведениях). 8. Дидактические игры. 9. Экскурсия на природу, в библиотеку. 10. Изготовление иллюстраций и поделок.
В итоге основного этапа прошли следующие мероприятия: Экскурсия в библиотеку « Тематическое занятие: «Осень в произведениях русских писателей» Экскурсия на природу. « Цикл бесед о народных приметах осени». Чтение художественных произведений об осени: стихи, рассказы, басни, сказки, загадки, пословицы, поговорки. Рисование иллюстраций к произведениям. Изготовление поделок на осеннюю тематику. Решение тестов по изученным произведениям.
Заключительный этап: Представление проекта на методическом объединении. Внеклассное мероприятие «Осень». 3. Выставка рисунков, поделок.
«Осенняя гостиная» А. Пушкин И.Крылов В.Гаршин Д.Мамин – Сибиряк К.Ушинский
Мы читаем…
Рассказываем стихи наизусть
Пересказ по иллюстрациям
Просмотр мультфильмов: «Лягушка – путешественница», «Стрекоза и Муравей»
Рисуем отгадки Осень, дождь на целый день, Листопад и мокротень. Только им не зябко - Одноножкам в шляпках. Желтые крылья осины, березы, Красные - ясеня, дуба и розы В воздухе кружат и шелестят Это осенний идет. Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют. И, галдя, его клюют.
Иллюстрации к прочитанным произведениям
Работа в группах Юные искатели
Дидактическая игра «Времена года»
Наши поделки
Работаем с интересом
Работа с тестами
В библиотеке
Осенняя экскурсия
Вывод: Таким образом, проектно-исследовательская деятельность на уроках чтения позволяет выделить следующие личностные и предметные результаты в образовательной области «Язык и речевая практика». 1. осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительной речи; 2. участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил; 3. представление о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нем; 4. расширение представлений об окружающей деятельности и развитие на этой основе лексической и связной речи; 5. использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения.