Развитие качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: механизмы достижения планируемых результатов и оценивания образовательных достижений
Обеспечение планируемых результатов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на основе применения разнообразных образовательных технологий Бачурина Наталья Сергеевна, учитель ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», г. Екатеринбург Семинар-совещание “Развитие качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: механизмы достижения планируемых результатов и оценивания образовательных достижений” 29 мая 2020 год
Семинар-совещание МАКСИМОВА М.О “Развитие качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: механизмы достижения планируемых результатов и оценивания образовательных достижений” 29 мая 2020 год Первичный дефект Поражение подкорковых структур и премоторных областей коры (мышечный тонус, плавность и последовательность движений) Вторичные и третичные отклонения Ограничение движений, трудности формирова- ния двигательных навыков Снижение познава- тельной деятельности и речевой сферы Трудности формирова-ния бытовых и трудовых навыков Особенности формирования графических навыков и навыков письма Ограничение общения, особенности развития личности
Семинар-совещание “Развитие качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: механизмы достижения планируемых результатов и оценивания образовательных достижений” 29 мая 2020 год Потенциальные возможности обучающихся с умственной отсталостью– это: - способности, которые еще слабо проявляются в зоне актуального развития, но будут активны в зоне ближайшего развития; - умения, которые выступят критериями для отбора методических приемов, которые покажут, какие базовые учебные действия обучающихся уже в стадии развития, а какие еще только начинают формироваться; - аспекты развития обучающегося с умственной отсталостью, которые несут на себе компенсаторную направленность, т.е. это те механизмы, которые в ходе индивидуального развития ребенка достигли наибольшей степени сформированности и которые могут явиться опорой для выстраивания и содержательного наполнения образовательной деятельности. (Евсюкова, Т.А. Применение современных образовательных технологий деятельностного типа в урочной деятельности с обучающимися с легкой умственной отсталостью)
Обеспечение планируемых результатов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на основе применения разнообразных образовательных технологий Планируемые образовательные результаты Планируемые образовательные результаты Образовательные технологии, методы и приёмы Потенциальные возможности обучающихся
Семинар-совещание “Развитие качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: механизмы достижения планируемых результатов и оценивания образовательных достижений” 29 мая 2020 год Вариант АООП, осваиваемый обучающимися с НОДА Потенциальные возможности Вариант 6.1., 6.2. (сохранный интеллект) Потенциальные возможности обучающихся с сохранным интеллектом при своевременной и постоянной коррекции можно вывести на достаточно высокий уровень Вариант 6.3 (легкая умственная отсталость) Потенциальные возможности детей со сложным дефектом также зависят от раннего, грамотного и систематического обучения основным умениям и навыкам. Практика показывает, что умелое воспитание и раннее обучение позволяет расширить границы физических и интеллектуальных способностей ребенка
Семинар-совещание “Развитие качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: механизмы достижения планируемых результатов и оценивания образовательных достижений” 29 мая 2020 год Результаты освоения обучающимися АООП по русскому языку
Семинар-совещание “Развитие качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: механизмы достижения планируемых результатов и оценивания образовательных достижений” 29 мая 2020 год Предлагаю сделать слайд с веером образовательных технологий в привязке к планируемым результатам и потенциальным возможностям. Иначе логичного перехода нет. Может еще и указание на технологическую карту учебного занятия прилепить. Пусть их не любят, но как опора для освоения технологий они очень целесообразны. Подумайте.
Семинар-совещание “Развитие качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: механизмы достижения планируемых результатов и оценивания образовательных достижений” 29 мая 2020 год Вариант АООП, осваиваемый обучающимися с НОДА Потенциальные возможности «Корзина идей» ТРКМ Адаптация Пример Вариант 6.1., 6.2. (сохранный интеллект) Активная речевая деятельность. Стойкий интерес к познанию объектов и явлений окружающей действительности Учитель проговаривает ответы, фиксируя их на доске Наличие наглядности Вариант 6.3 (легкая умственная отсталость) Активное использование устной речи как средства продуктивной коммуникации Проявление интереса к познанию объектов и явлений окружающей действительности Учитель предлагает для ответа обучающимся опорные слова или наводящие вопросы Наличие наглядности Существительное обозначает предмет? Существительное отвечает на вопрос Какой? Существительные делятся на одушевленные и неодушевленные?
Семинар-совещание “Развитие качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: механизмы достижения планируемых результатов и оценивания образовательных достижений” 29 мая 2020 год Вариант АООП, осваиваемый обучающимися с НОДА Потенциальные возможности «Инвентаризация знаний» ТРКМ Адаптация Пример Вариант 6.1., 6.2. (сохранный интеллект) Интеллектуальные способности Активная речевая деятельность Стойкий интерес Учитель сам заполняет таблицу по ответам обучающихся или дает шаблон таблицы Наличие наглядности Вариант 6.3 (легкая умственная отсталость) Относительно сохранные интеллектуальные способности Активное использование устной речи как средства продуктивной деятельности Проявление интереса к познанию объектов и явлений окружающей действительности - Учитель сам заполняет таблицу по ответам обучающихся Наличие наглядности
Семинар-совещание “Развитие качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: механизмы достижения планируемых результатов и оценивания образовательных достижений” 29 мая 2020 год Вариант АООП, осваиваемый обучающимися с НОДА Потенциальные возможности «Верные и неверные утверждения» Адаптация Пример Вариант 6.1., 6.2. (сохранный интеллект) Интеллектуальные способности Аналит. и физиолог. анализаторы сохранены Достаточно ровное развитие эмоц.-волевой сферы Активная речевая деятельность Индивидуальный объем работы Увеличенный текст Сортировка карточек с утверждениями на две группы. Вариант 6.3 (легкая умственная отсталость) Относительно сохранные интеллектуальные способности Аналит. и физиолог. Анализаторы сохранены Достаточно ровное развитие эмоц.-волевой сферы Использование устной речи как средства продуктивной коммуникации на карточке только верные утверждения, необходимо выбрать те, которые соответствуют заданной теме. Тема «Имя Существительное» Имена существительные отвечают на вопросы Кто? или Что? Имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека. Слово СОЛНЦЕ 2 склонения. Слово КРАСИВЫЙ – имя прилагательное. верные неверные
Семинар-совещание “Развитие качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: механизмы достижения планируемых результатов и оценивания образовательных достижений” 29 мая 2020 год Вариант АООП, осваиваемый обучающимися с НОДА Потенциальные возможности «Кластер» ТРКМ Адаптация Пример Вариант 6.1., 6.2. (сохранный интеллект) Интеллектуальные способности Способность к переносу знаний и умений в различные области жизнедеятельности Умение продуктивно действовать на основе самостоятельного составленного алгоритма Наличие шаблона (в зависимости от особенностей ребёнка) Возможна работа в паре (по особенностям мелкой моторики) Вариант 6.3 (легкая умственная отсталость) Относительно сохранные интеллектуальные способности Способность к переносу знаний и умений - Обязательна чёткая инструкция выполнения Наличие образца Наличие шаблона с частично заполненными элементами Род имени существительного ??? женский ???
Семинар-совещание “Развитие качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: механизмы достижения планируемых результатов и оценивания образовательных достижений” 29 мая 2020 год Вариант АООП, осваиваемый обучающимися с НОДА Потенциальные возможности «Инсерт» ТРКМ Адаптация Пример Вариант 6.1., 6.2. (сохранный интеллект) Интеллектуальные способности Стойкий интерес к познанию объектов и явлений окружающей действительности Умение продуктивно действовать на основе самостоятельного составленного алгоритма Наличие памятки условных знаков Расчет объема текста по возможностям обучающегося Возможна работа в паре v - что вам уже известно; - что противоречит их представлению; + что является интересным и неожиданным; ? если что-то неясно, возникло желание узнать больше Вариант 6.3 (легкая умственная отсталость) Относительно сохранные интеллектуальные способности Проявление интереса к познанию объектов и явлений окружающей действительности Умение продуктивно действовать на основе алгоритмов Работа по сигнальным карточкам Во время работы обучающихся с информацией учитель вслух проговаривает текст Знаю Не знаю Забыл
Семинар-совещание “Развитие качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: механизмы достижения планируемых результатов и оценивания образовательных достижений” 29 мая 2020 год Вариант АООП, осваиваемый обучающимися с НОДА Потенциальные возможности Проблемное обучение Адаптация Пример Вариант 6.1., 6.2. (сохранный интеллект) Интеллектуальные способности Стойкий интерес к познанию объектов и явлений окружающей действительности Высокий уровень социализации - Наличие распечатанного текста для каждого - При необходимости шрифт увеличен Вариант 6.3 (легкая умственная отсталость) Относительно сохранные интеллектуальные способности Проявление интереса к познанию объектов и явлений окружающей действительности Наличие опыта жизни, способность к социализации Опора на опыт обучающихся 1. В тишине осенних рощ Золотистый льется дождь. (листОпад). 2. И шипит, и кряхтит Воду быстро кипятит, Он наелся угольков, Вот для нас и чай готов. Кран на брюхе открывает, Кипяточек разливает. (самОвар). «Хватит жевать давайте читать». Хватит! Жевать давайте, читать… Хватит. Жевать? Давайте! Читать? Хватит жевать – давайте читать.
Семинар-совещание “Развитие качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: механизмы достижения планируемых результатов и оценивания образовательных достижений” 29 мая 2020 год Вариант АООП, осваиваемый обучающимися с НОДА Потенциальные возможности Рефлексия «Входной билет, или Пропуск на выход» Адаптация Пример Вариант 6.1., 6.2. (сохранный интеллект) Стойкий интерес к познанию объектов и явлений окружающей действительности Активная речевая деятельность Использование стикеров больших размеров Определенная тематика мыслей для записи Вариант 6.3 (легкая умственная отсталость) Проявление интереса к познанию объектов и явлений окружающей действительности Активное использование устной речи как средства продуктивной коммуникации Наличие шаблона фразы «Я не знал, что…» Использование больших стикеров Вопрос без ответа Ключевая мысль урока Я не знал, что есть сущ. только мн.ч.
Семинар-совещание “Развитие качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: механизмы достижения планируемых результатов и оценивания образовательных достижений” 29 мая 2020 год Результаты ГИА по русскому языку
Семинар-совещание “Развитие качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: механизмы достижения планируемых результатов и оценивания образовательных достижений” 29 мая 2020 год Предлагаю сделать слайд с веером образовательных технологий в привязке к планируемым результатам и потенциальным возможностям. Иначе логичного перехода нет. Может еще и указание на технологическую карту учебного занятия прилепить. Пусть их не любят, но как опора для освоения технологий они очень целесообразны. Подумайте.