12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
KEV6416
Россия



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


РАССМОТРЕНО

Руководитель МО естественно-математического цикла

________/Н.Ф. Кадыр-Алиева

Протокол заседания ШМО

____ _________2018 г. № ___



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МБОУ Луговская СОШ

_________ Н. Д. Сорокина


_____________2018 г


УТВЕРЖДЕНО

Приказ ________2018 №___

Директор МБОУ Луговская СОШ

____________И.С. Кнутова







АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет Биология


Учитель Карпова Елена Викторовна


Класс 9


Срок реализации один год





Количество часов:

Всего______34_________ч.; в неделю 1 ч.





Адаптированная рабочая программа по биологии в 9 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 2, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011г

Учебник – Биология. Человек. 9 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырева – 4-е изд., стереотип. -М.: «Просвещение», 2014г.







2018 г

Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа по биологии в 9 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 2, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011г. и допущена Министерством образования Российской Федерации. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Учебник – Биология. Человек. 9 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырева – 4-е изд., стереотип. -М.: «Просвещение», 2014г.

Данная рабочая программа разработана на основе Закона РФ « Об образовании», Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 год.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает необходимый общеобразовательный биологический минимум знаний, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.


Данная рабочая программа составлена на основании:

Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образования в РФ»;

Законом Республики Крым от 06.07.2015 г №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г №1015 г.Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Совместным приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым и Министерства здравоохранения Республики Крым от 03.03.2016.№281;

Методическими рекомендациями по формированию учебных планов для детей с ОВЗ (Письмо Министерства образования и молодежи Республики Крым от 18.08.2014 №01-14/836);

Примерными адаптированными основными общеобразовательными программами образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

Уставом МБОУ Луговская СОШ

учебный план школы на 2018-2019 учебный год;

локальные акты МБОУ Луговская СОШ.


Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

С учетом уровня обученности воспитанников задачами курса являются:

-формирование знаний об основных элементах живой природы (о внешнем и внутреннем строении животных и их образе жизни);

-проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, растений), бережного отношения к природе;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматиз­ма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии. Это:

Овладение основными знаниями по биологии.

Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

Познание и развитие способностей к творческому взаимодействию с миром живой природы.

С учётом психофизиологических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на каждом уроке формулируются коррекционно-развивающие задачи, которые предусматривают:

-корректировку внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);

-коррекцию и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);

-коррекцию и развитие связной письменной речи;

-коррекцию и развитие памяти (кратковременной, долговременную)

-коррекцию и развитие зрительных восприятий;

-развитие слухового восприятия;

-коррекцию и развитие тактильного восприятия;

-коррекцию и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);

-коррекцию и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);

-коррекцию и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства.


Результаты освоения учебного предмета:

Учащиеся должны знать:

названия, строение и расположение основных органов организ­ма человека;

элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

влияние физических нагрузок на организм;

вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

применять приобретенные знания о строении и функциях чело­веческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

соблюдать санитарно-гигиенические правила

Содержание учебного предмета

1 час в неделю (34 часов)

Введение. Общее знакомство с организмом человека. (2 ч)

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о клетке и тканях человека.

Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.

Опорно - двигательная система (9 ч)

Значение опорно- двигательной системы в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Состав и строение костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.

Череп. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.

Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.

Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах. Основные группы мыщц человеческого тела. Работа мышц.

Практические работы

Определение правильной осанки.

Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок.

Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека).

Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица.

Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.

Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц.

Наблюдения и практическая работа

Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц.

Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте.

Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.

Кровь и кровообращение (5 ч)

Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Состав крови. Сердце, его строение, работа. Положение сердца в грудной клетке. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови.

Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.

Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.

Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно.

Наблюдения и практические работы

Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений.

Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.

Дыхание (3 ч)

Значение дыхания.

Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.

Газообмен в легких и тканях.

Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.).

Влияние никотина на органы дыхания.

Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние.

Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.

Демонстрация опыта

Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.

Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание, кислородная подушка и т. п.).

Пищеварение (6 ч)

Значение пищеварения. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз.

Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.

Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.

Гигиена питания. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.

Демонстрация опытов

Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле.

Действие слюны на крахмал.

Почки. Кожа. (3 ч)

Органы мочевыделительной системы, их значение (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).

Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи.

Предупреждение почечных заболеваний.

Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции.

Производные кожи: волосы, ногти.

Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания).

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.

Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.

Нервная система (6 ч)

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).

Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха.

Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.

Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия).



Органы чувств

Значение органов чувств.

Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.

Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена.

Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.

Демонстрация муляжей глаза и уха.

Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.

Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования.

Промежуточная аттестация проводится в форме оценивания ЗУН обучающихся по четвертям и по итогам года..



Тематическое планирование


№пп

Тематические разделы

Количество часов

Практические работы

1

Общее знакомство с организмом человека


2


2

Опорно-двигательная система

9

2

3

Кровеносная система

5

3

4

Дыхательная система

3

1

5

Пищеварительная система

6

1

6

Мочевыделительная система

3

1

7

Нервная система и органы чувств

6


итого


34

8







ПРИЛОЖЕНИЕ


Календарно – тематическое планирование



Порядковый

номер темы урока в соответствии

с учебным планом школы







Содержание урока

урока по плану

Дата проведения урока

По

плану

По

факту


Общее знакомство с организмом человека (2 часа)




1

Организм человека. Строение клеток и тканей организма

1



2

Органы и системы органов человека.

2




Опорно-двигательная система (9 часов)





3

Опорно - двигательная система. Скелет человека. Его значение. Основные части скелета


3



4

Состав и строение костей.

ЛР №1 «Состав костей»

4



5

Череп.

5



6

Скелет туловища.

6



7

ЛР№2 «Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов»

7



8

Значение и строение мышц

8



9

Основные группы мышц человека. Работа мышц.

9



10/1

Значение опорно - двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании

10/1

19.11


11/2

Значение опорно - двигательной системы.

11/2

26.11



Кровеносная система (5 часов)





12/3

Значение крови и кровообращения.


12/3


03.12


13/4

Состав крови. ЛР №3 «Микроскопическое исследование состава крови».

13/4

10.12


14/5

Органы кровообращения. Сосуды. Сердце и его работа.

14/5

17.12


15/6

ЛР № 4 « Подсчет частоты пульса»

15/6

24.12


16/7

Сердечно - сосудистые заболевания и их предупреждение. ЛР №5 «Первая помощь при кровотечениях»

16/7

29.12



Дыхательная система (3 часа)





17/8

Органы дыхания. Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.


17/8


14.01


18/9

Болезни органов дыхания и их предупреждение. ЛР № 6

« Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

18/9

21.01


19/10

Охрана воздушной среды.

19/10

28.01



Пищеварительная система ( 6 часов)





20/11

Пищеварительная система. Значение питания. Пищевые продукты.


20/11


04.02


21/12

Питательные вещества. Витамины

21/12

11.02


22/13

Органы пищеварения. Ротовая полость. Зубы

22/13

18.02


23/14

Изменение пищи в желудке. Изменение пищи в кишечнике. Печень.

23/14

25.02


24/15

ЛР№7 «Гигиена питания. Определение нормы питания и расхода энергии»


24/15

04.03


25/16

Предупреждение желудочно- кишечных заболеваний.

25/16

11.03



Мочевыделительная система (3 часа)





26/17

Почки – органы выделения. Предупреждение почечных заболеваний


26/17


18.03


27/18

Значение и строение кожи. Уход за кожей

27/18

01.04


28/19

ЛР№8 «Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями». Закаливание организма


28/19

08.04



Нервная система и органы чувств( 6 часов)





29/20

Нервная система Головной мозг и спинной мозг. Значение нервной системы.


29/20


15.04


30/21

Сон и его значение.

30/21

22.04


31/22

Органы чувств. Орган зрения. Гигиена зрения.

31/22

29.04


32/23

Орган слуха. Гигиена слуха.

32/23

06.05


33/24

Орган обоняния. Орган вкуса.

33/24

13.05


34/25

Охрана здоровья человека.

34/25

20.05












Критерии и нормы оценки результатов обучения

«Оценка 5» ставится ученику, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, не более 1 недочета, логичность и полнота изложения.

«Оценка 4» ставится, если уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по пройденному материалу, незначительные нарушения логики изложения материала, использование нерациональных приемов решения учебной задачи, отдельные неточности в изложении материала.

«Оценка 3» ставится при минимальном уровне выполнения требований, предъявляемом к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или не более 10 недочетов по текущему материалу, не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу, нарушения логики изложения материала, неполнота раскрытия вопроса

«Оценка 2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке понятий, искажающие их смысл.









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.