12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
KEV6416 Россия |
Адаптированная программа по биологии для 9 класса (VIII вид)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО Руководитель МО естественно-математического цикла ________/Н.Ф. Кадыр-Алиева Протокол заседания ШМО ____ _________2018 г. № ___ | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ Луговская СОШ _________ Н. Д. Сорокина _____________2018 г | | УТВЕРЖДЕНО Приказ ________2018 №___ Директор МБОУ Луговская СОШ ____________И.С. Кнутова |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Биология
Учитель Карпова Елена Викторовна
Класс 9
Срок реализации один год
Количество часов:
Всего______34_________ч.; в неделю 1 ч.
Адаптированная рабочая программа по биологии в 9 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 2, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011г
Учебник – Биология. Человек. 9 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырева – 4-е изд., стереотип. -М.: «Просвещение», 2014г.
2018 г
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по биологии в 9 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 2, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011г. и допущена Министерством образования Российской Федерации. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Учебник – Биология. Человек. 9 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырева – 4-е изд., стереотип. -М.: «Просвещение», 2014г.
Данная рабочая программа разработана на основе Закона РФ « Об образовании», Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 год.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает необходимый общеобразовательный биологический минимум знаний, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.
Данная рабочая программа составлена на основании:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образования в РФ»;
Законом Республики Крым от 06.07.2015 г №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г №1015 г.Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Совместным приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым и Министерства здравоохранения Республики Крым от 03.03.2016.№281;
Методическими рекомендациями по формированию учебных планов для детей с ОВЗ (Письмо Министерства образования и молодежи Республики Крым от 18.08.2014 №01-14/836);
Примерными адаптированными основными общеобразовательными программами образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Уставом МБОУ Луговская СОШ
учебный план школы на 2018-2019 учебный год;
локальные акты МБОУ Луговская СОШ.
Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
С учетом уровня обученности воспитанников задачами курса являются:
-формирование знаний об основных элементах живой природы (о внешнем и внутреннем строении животных и их образе жизни);
-проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, растений), бережного отношения к природе;
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии. Это:
Овладение основными знаниями по биологии.
Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Познание и развитие способностей к творческому взаимодействию с миром живой природы.
С учётом психофизиологических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на каждом уроке формулируются коррекционно-развивающие задачи, которые предусматривают:
-корректировку внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);
-коррекцию и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);
-коррекцию и развитие связной письменной речи;
-коррекцию и развитие памяти (кратковременной, долговременную)
-коррекцию и развитие зрительных восприятий;
-развитие слухового восприятия;
-коррекцию и развитие тактильного восприятия;
-коррекцию и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
-коррекцию и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
-коррекцию и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства.
Результаты освоения учебного предмета:
Учащиеся должны знать:
названия, строение и расположение основных органов организма человека;
элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
влияние физических нагрузок на организм;
вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
соблюдать санитарно-гигиенические правила
Содержание учебного предмета
1 час в неделю (34 часов)
Введение. Общее знакомство с организмом человека. (2 ч)
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о клетке и тканях человека.
Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.
Опорно - двигательная система (9 ч)
Значение опорно- двигательной системы в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Состав и строение костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.
Череп. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.
Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.
Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах. Основные группы мыщц человеческого тела. Работа мышц.
Практические работы
Определение правильной осанки.
Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок.
Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека).
Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица.
Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.
Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц.
Наблюдения и практическая работа
Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц.
Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте.
Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.
Кровь и кровообращение (5 ч)
Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Состав крови. Сердце, его строение, работа. Положение сердца в грудной клетке. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови.
Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.
Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно.
Наблюдения и практические работы
Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений.
Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.
Дыхание (3 ч)
Значение дыхания.
Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.
Газообмен в легких и тканях.
Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.).
Влияние никотина на органы дыхания.
Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние.
Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.
Демонстрация опыта
Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.
Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание, кислородная подушка и т. п.).
Пищеварение (6 ч)
Значение пищеварения. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз.
Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.
Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.
Гигиена питания. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
Демонстрация опытов
Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле.
Действие слюны на крахмал.
Почки. Кожа. (3 ч)
Органы мочевыделительной системы, их значение (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).
Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи.
Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции.
Производные кожи: волосы, ногти.
Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания).
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.
Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.
Нервная система (6 ч)
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).
Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха.
Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.
Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия).
Органы чувств
Значение органов чувств.
Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.
Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена.
Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.
Демонстрация муляжей глаза и уха.
Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования.
Промежуточная аттестация проводится в форме оценивания ЗУН обучающихся по четвертям и по итогам года..
Тематическое планирование
№пп | Тематические разделы | Количество часов | Практические работы |
1 | Общее знакомство с организмом человека | 2 | |
2 | Опорно-двигательная система | 9 | 2 |
3 | Кровеносная система | 5 | 3 |
4 | Дыхательная система | 3 | 1 |
5 | Пищеварительная система | 6 | 1 |
6 | Мочевыделительная система | 3 | 1 |
7 | Нервная система и органы чувств | 6 | |
итого | | 34 | 8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно – тематическое планирование
Порядковый номер темы урока в соответствии с учебным планом школы | Содержание урока | № урока по плану | Дата проведения урока | |
По плану | По факту | |||
| Общее знакомство с организмом человека (2 часа) | | | |
1 | Организм человека. Строение клеток и тканей организма | 1 | | |
2 | Органы и системы органов человека. | 2 | | |
| Опорно-двигательная система (9 часов) | | | |
3 | Опорно - двигательная система. Скелет человека. Его значение. Основные части скелета | 3 | | |
4 | Состав и строение костей. ЛР №1 «Состав костей» | 4 | | |
5 | Череп. | 5 | | |
6 | Скелет туловища. | 6 | | |
7 | ЛР№2 «Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов» | 7 | | |
8 | Значение и строение мышц | 8 | | |
9 | Основные группы мышц человека. Работа мышц. | 9 | | |
10/1 | Значение опорно - двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании | 10/1 | 19.11 | |
11/2 | Значение опорно - двигательной системы. | 11/2 | 26.11 | |
| Кровеносная система (5 часов) | | | |
12/3 | Значение крови и кровообращения. | 12/3 | 03.12 | |
13/4 | Состав крови. ЛР №3 «Микроскопическое исследование состава крови». | 13/4 | 10.12 | |
14/5 | Органы кровообращения. Сосуды. Сердце и его работа. | 14/5 | 17.12 | |
15/6 | ЛР № 4 « Подсчет частоты пульса» | 15/6 | 24.12 | |
16/7 | Сердечно - сосудистые заболевания и их предупреждение. ЛР №5 «Первая помощь при кровотечениях» | 16/7 | 29.12 | |
| Дыхательная система (3 часа) | | | |
17/8 | Органы дыхания. Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. | 17/8 | 14.01 | |
18/9 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. ЛР № 6 « Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | 18/9 | 21.01 | |
19/10 | Охрана воздушной среды. | 19/10 | 28.01 | |
| Пищеварительная система ( 6 часов) | | | |
20/11 | Пищеварительная система. Значение питания. Пищевые продукты. | 20/11 | 04.02 | |
21/12 | Питательные вещества. Витамины | 21/12 | 11.02 | |
22/13 | Органы пищеварения. Ротовая полость. Зубы | 22/13 | 18.02 | |
23/14 | Изменение пищи в желудке. Изменение пищи в кишечнике. Печень. | 23/14 | 25.02 | |
24/15 | ЛР№7 «Гигиена питания. Определение нормы питания и расхода энергии»
| 24/15 | 04.03 | |
25/16 | Предупреждение желудочно- кишечных заболеваний. | 25/16 | 11.03 | |
| Мочевыделительная система (3 часа) | | | |
26/17 | Почки – органы выделения. Предупреждение почечных заболеваний | 26/17 | 18.03 | |
27/18 | Значение и строение кожи. Уход за кожей | 27/18 | 01.04 | |
28/19 | ЛР№8 «Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями». Закаливание организма | 28/19 | 08.04 | |
| Нервная система и органы чувств( 6 часов) | | | |
29/20 | Нервная система Головной мозг и спинной мозг. Значение нервной системы. | 29/20 | 15.04 | |
30/21 | Сон и его значение. | 30/21 | 22.04 | |
31/22 | Органы чувств. Орган зрения. Гигиена зрения. | 31/22 | 29.04 | |
32/23 | Орган слуха. Гигиена слуха. | 32/23 | 06.05 | |
33/24 | Орган обоняния. Орган вкуса. | 33/24 | 13.05 | |
34/25 | Охрана здоровья человека. | 34/25 | 20.05 | |
Критерии и нормы оценки результатов обучения
«Оценка 5» ставится ученику, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, не более 1 недочета, логичность и полнота изложения.
«Оценка 4» ставится, если уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по пройденному материалу, незначительные нарушения логики изложения материала, использование нерациональных приемов решения учебной задачи, отдельные неточности в изложении материала.
«Оценка 3» ставится при минимальном уровне выполнения требований, предъявляемом к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или не более 10 недочетов по текущему материалу, не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу, нарушения логики изложения материала, неполнота раскрытия вопроса
«Оценка 2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке понятий, искажающие их смысл.