12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бородина Наталья Юрьевна72
Люблю детей, люблю работу, которой занимаюсь уже 30 лет. Помогаю учащимся увидеть необычное в обычном и раскрыть секреты волшебной науки химии.
Россия, Нижегородская обл., Павлово
2

Сценарий учебного занятия к уроку химии для 8 класса «Кислоты»



 
Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Бородина Наталья Юрьевна

Район

Павловский

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №16 г. Павлово

Должность

учитель

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

«Естественнонаучные предметы», химия

Класс

8 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.:Дрофа, 2009

Тема

«Соединения химических элементов»

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Кислоты

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Пятый урок темы 8 класса «Соединения химических элементов»

Учебная задача

Открыть способ …

Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

- Открыть способ: определения принадлежности неорганических веществ к классу кислот по формуле, определения классификации кислот, определения степени окисления неметаллов в кислотных остатках, распознавания опытным путем растворы кислот.

- Вовлечь учащихся в образовательную, коммуникативную, исследовательскую, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную ситуацию.

- Овладеть теоретическими знаниями в области химии и способами его прикладного использования.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся давать определения понятиям: кислоты, кислородсодержащие кислоты, бескислородные кислоты, кислотная среда, щелочная среда, нейтральная среда, определять принадлежность неорганических веществ к классу кислот по формуле, составлять формулы веществ кислот по названию, классифицировать кислоты, определять степень окисления неметаллов в кислотных остатках, называть общее свойство кислот, устанавливать генетическую связь между оксидом и гидроксидом и наоборот, исследовать среду с помощью индикаторов, экспериментально различать кислоты и щелочи с помощью индикаторов.

Обучающиеся получат возможность научиться грамотно обращаться с веществами (кислотами) в повседневной жизни, осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся научатся:

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства, осуществлять классификацию, делать выводы, проводить наблюдения.

Регулятивные УУД: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно, оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов.

Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной и письменной форме, выражать и аргументировать свою точку зрения.

Обучающиеся получат возможность развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся сформируют умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту, осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека

Обучающиеся получат возможность понять значимость естественно-научных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

К началу изучения данной темы урока учащиеся знают о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах (простых и сложных), простых веществах и важнейших соединениях элементов (оксидах и других бинарных соединениях, основаниях).

Учащиеся оперируют понятиями «степень окисления» и «заряд иона», имеют представления об индикаторах и качественных реакциях на примере щелочей. Учащиеся знакомы с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, с приёмами обращения лабораторным оборудованием.

Учащиеся могут строить речевые высказывания в устной и письменной форме; строить взаимодействие с учителем и одноклассниками, выражать и аргументировать свою точку зрения.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Тестовая работа

Наблюдения учителя

Наблюдения учителя

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

     
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Габриелян О.С. Химия 8 кл. / О.С.Габриелян -М.: Дрофа, 2009.

Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Дрофа, 2009.-78с.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии 8 класс. / О.С. Габриелян. - М.:Блик плюс, 2009.

Габриелян О.С Изучаем химию в 8 классе./ О.С.Габриелян - М.:Блик плюс, 2009.

Журналы «Химия в школе» 2002-2007г.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий./А.К.Колеченко. – СПб.: КАРО, 2004. – 368 с.

Конаржевский Ю.А. Анализ урока./Ю.А.Конаржевский - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.-336 с.

Кузнецова Л.М. Новая технология обучения химии в 8 классе./Л.М.Кузнецова.-Обнинск: Титул, 1999. -208с.

Малышкина В. Занимательная химия./В.Малышкина-С-Пт.: «Тригон», 1998.-576с.

Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. В.А. Сластенина: М.: ВЛАДОС, 2003.- ч.1 -288с.; ч.2 – 256с.

Современные технологии в процессе преподаваний химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии/Авт.-сост. С.В. Дендебер, О.В. Ключникова.-М.:Пять за знания, 2007-112с.

Управление образовательным процессом в адаптивной школе./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2001-384с.

Чертков И.Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. для учителя./И.Н.Чертков -М.: Просвещение, 1989.-191с.

 

Мультимедийное учебное пособие по химии «Электронная библиотека»

Презентация к уроку

Техническое обеспечение

На столах учащихся:

Карта-инструкция к уроку (у каждого),

лабораторное оборудование,

химические реактивы.

На столе учителя:

Концентрированная серная кислота, пустой стакан, стакан с водой, лучина.

В кабинете для показа презентации:

компьютер,

проектор,

экран.

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование
  Этап урока Подэтап урока Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)
 

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Предъявление учителем своей индивидуальности

Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока.

 

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)

Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

 

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.

Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

 

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата

Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”

 

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения

 

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними

Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

 

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях

Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

 

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

 

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие учащихся, определение отсутствующих, проверка готовности класса к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, дежурный сообщает об отсутствующих. Кратковременность орг. момента, быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Вводное слово учителя.

Учитель предлагает ученикам выступить в роли детектива, организовать поиск и провести исследования. Поиск ответов,

исследование свойств позволят составить первоначальное досье на представителей класса неорганических веществ. Вещества, которые встали на пути - это кислоты.

Учащимся предлагается ответить на вопрос:

- Что вы знаете о кислотах и где вы с ними встречались в природе?

Акцентирование внимания на проблеме, повышение мотивации. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

1.3. Создание проблемной ситуации

Учитель обобщает ответы учащихся, акцентируя внимание на существование пищевых кислот с помощью слайда (2,3) и в заключении задает проблемный вопрос:

- Все ли существующие кислоты можно пробовать на вкус?(слайд 4)

Воспринимают информацию учителя.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Учитель сообщает, что не все кислоты можно пробовать на вкус, и ни один грамотный человек и не подумает это сделать, т.к. это может быть очень опасно для жизни.

Учитель задает вопрос о распознавании кислот.

В ходе фронтальной беседы проводится коллективная работа по постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Воспринимают информацию учителя, составляют план действий.

Учащиеся вспоминают, что распознать кислоты можно с помощью индикаторов.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Учитель организует работу по исследованию преступления кислот против индикаторов.

Учитель организует эвристическую беседу по результатам эксперимента.

(слайд 5 «Обобщение знаний об изменении окраски индикаторов в зависимости от среды»).

В ходе беседы учитель подводит учащихся к выводу, что общее свойство кислот (преступление относительно индикаторов) обусловлено особенностями общего в их составе.

Как преступник оставляет на месте преступления отпечатки пальцев, по которым позже его можно найти и наказать, так и кислоты имеют свои отпечатки – это химические формулы.

Учитель знакомит с формулами и названиями кислот через слайд 6 и информационную карту.

Организует фронтальную беседу с опорой на слайд 6.

На следующем слайде 7 водород выделен красным цветом.

Учитель информирует, о том, что остальная часть формулы называется кислотным остатком.

Учитель предлагает самостоятельно сформулировать вывод о составе кислот.

Предлагает проконтролировать по учебнику.

Учитель сообщает:

Чтобы было удобно и быстро находить досье на преступника, досье присваивают какой – то номер и помещают в определенную группу. Сами представьте, что было бы, если информация о преступниках хранилась в неразберихе. Вот и мы сейчас постараемся поделить кислоты на группы.

Учитель организует деятельность учащихся по выявлению закономерностей классификации кислот.

Организует эвристическую беседу с опорой на слайд 8 с целью ознакомления учащихся с классификацией кислот (по основности, по наличию кислорода, по растворимости в воде).

Организует деятельность учащихся по изучению новых знаний.

Самые коварные преступления совершают кислоты за счет того, что состоят из ионов.

Через слайд 9 вводится понятие об ионах: (простых и сложных), ионах водорода и кислотных остатках (их зарядах).

Зная преступника в лицо, важно знать код доступа к нему, чтобы определить родственный круг его взаимоотношений с другими классами. Таким кодом является степень окисления атомов – неметаллов в кислотных остатках. Следующий слайд 10 помогает напомнить учащимся определение степени окисления атомов в бинарных соединениях, подсказывает правило определения степени окисления атомов - неметаллов в кислотных остатках кислородсодержащих кислот.

Через следующий слайд 11 раскрывает информация о родственных связях класса кислот и оксидов неметаллов. Составление формул оксидов, соответствующих азотной кислоте и угольной кислоте.

Организует работу с учебником.

Демонстрация опыта учителем

«Обугливание лучинки в концентрированной серной кислоте». Изучение правил техники безопасности при работе с кислотами

Выполнение лабораторного эксперимента в парах

«Действие кислот на индикаторы»

1 ряд исследует действие на индикаторы соляной кислоты

2 ряд - серной кислоты

3 ряд - раствором сока лимона

Работа учащихся по инструкции №1 к выполнению лабораторного опыта - следственного эксперимента (приложение-карта-инструкция).

Осуществляют самопроверку по учебнику.

После лабораторного эксперимента учащиеся с каждого ряда информируют о его результатах.

Учащиеся делают вывод, что индикаторы изменяют свой цвет в растворах разных кислот (минеральных и органических) одинаково.

Слушают учителя.

Учащиеся выделяют общий признак (общий отпечаток пальцев) в составе всех кислот – наличие атома водорода, который стоит на первом месте.

Слушают учителя.

Учащиеся пытаются самостоятельно дать определение кислотам, опираясь на их состав. Таким образом, пополняя досье на преступника.

С целью самоконтроля учащиеся зачитывают определение по кислотам в учебнике.

Учащиеся испытывают чувство гордости за правильные самостоятельно сделанные выводы по составу кислот.

Выполнение задания по инструкции в парах.

Работа в парах по заданию №3 из «Карты-инструкции».

По окончанию работы учащиеся обсуждают результаты своих наблюдений и выделяют группы среди кислот: по числу атомов водорода, по содержанию кислорода в кислотных остатках.

Комментируют и корректируют ответы одноклассников.

Воспринимают информацию учителя.

Выполняют записи в тетради.

Используют таблицу растворимости

Представление познавательного объекта в нескольких формах (словесной – объяснение учителя), знаково-символической (опорной – образы, символы).

Выполняют записи в тетрадях.

Закрепляют навык по определению степени окисления атомов в сложных веществах. Делают записи в тетрадях.

Пополняется досье на кислоты.

Запись в информационной карте. Самостоятельное выполнение задания по составлению формул оксидов, соответствующих кислотам – фосфорной и кремниевой (самоконтроль по слайду 12).

Чтение характеристики свойств серной кислоты.

Наблюдение за экспериментом.

Осмысление наблюдений.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Учащимся предлагается собрать всю полученную информацию (досье о кислотах), давая характеристику серной кислоте, согласно предложенному на слайде13 плана.

Выполняют задания.

Обобщают информацию, полученную на уроке.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Организует выполнение тестового задания и самоконтроль.

Выполняют самостоятельно тесты по 2-м вариантам. Осуществляют самоконтроль.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Учитель благодарит учащихся за работу, отмечает активность отдельных учащихся, по возможности оценивает их и просит ребят отметить (красным, зелёным или синим) цветом барометр своего настроения по уроку.

Осмысливают свои действия и проводят самоанализ.

Барометр настроения детей:

Красный ▲ (тема сложная вызывает у меня затруднения)

Синий ▲ (есть отдельные затруднения)

Зелёный ▲ (мне всё понятно)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.