12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
власова Наталья Николаевна3570
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Библиотека учителя»

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Приемы технологии в основном одинаково работают с разными текстами – художественными, информационными, научными. В технологии развития критического мышления урок строится по схеме «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Технология предлагает широкий выбор методических приемов и стратегий ведения урока, но определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий.

Прием №1: КЛАСТЕРЫ

Может стать ведущим приемом на любой стадии урока. Охватывает большее количество информации, чем обычная письменная работа.

Кластер (гроздь) – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.

Правила просты: рисуется модель аналогичная солнечной системе, где в центре располагается тема, вокруг – крупные смысловые единицы, около них следующие смысловые единицы. В кластерах устанавливаются причинно-следственные связи.

Вариант 1

Вариант 2


 

Например, гроздь сформирована на стадии вызова в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. На стадии осмысления по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди. На стадии рефлексии происходит исправление в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками. Важным моментом является презентация новых кластеров, т.к. при этом систематизируется материал, устанавливаются причинно-следственные связи между «гроздьями».

Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких «гроздей» или создание новых.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С «ГРОЗДЯМИ»

Рекомендации

Деятельность

1

Оцените текст, с которым будете работать.

Нужна ли разбивка на «грозди»?

Можно ли в тексте выделить большие и малые смысловые единицы?

2

Помогите ученику.

Если у ученика возникли сомнения, учитель помогает ему выделить смысловые единицы. Помощь может быть выражена в виде вопросов, ключевых слов или фраз.

3

Озвучивание «гроздей».

Ученики сделают презентацию своих записей.

4

Установить связи и объяснить возникшие связи.

Учитель просит установить связи между «веточками» созданной «грозди».

5

Выделение смыслового блока.

При необходимости можно выделить один или несколько смысловых блоков, для этого зрительно её выделяют цветом или большим нажимом.

В кластерах возможно использование верных и неверных утверждений. Тогда работа будет строится на исключение смысловых блоков.

ПРИЁМ № 2: ИНСЕРТ

Прием работает на стадии осмысления содержания, обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение. Прием делает зрительным процесс накопления информации.

ИНСЕРТ – маркировка текста значками по мере его чтения. Слово является аббревиатурой.

I – interactive интерактивная

N – noting размечающая

S – system система

E – effective для эффективного

R – reading and чтения и

T – thinking размышления

Значок

Смысл

Постановка

1

V

Уже знал

На полях

2

+

Новое

На полях

3

Думал иначе

На полях

4

?

Не понял, есть вопросы

На полях

Варианты пометок могут быть разными: два значка (v, +), три (v,+, – ), четыре.

Для сохранения интереса к тексту следует соблюдать правила:

- делать пометки по одному из вариантов,

- ставить значки по мере чтения на полях,

- прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным прогнозам, вспомните, что знали или предполагали по данной теме раньше. Количество значков увеличится.

После чтения текста заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками граф (количество граф соответствует числу значков маркировки). Для заполнения таблицы понадобится снова вернуться к тексту.

Опубликовано в группе «Библиотека учителя»


Комментарии (1)

Старшов Михаил Александрович, 10.08.17 в 05:43 0Ответить Пожаловаться
Как странно, что нет ни одного комментария, нет реакции учителей, хотя тема кажется вечно актуальной!
Понравился этот самый инсерт, но я и себя не заставлю ставить значки, читая любой текст. Если всё кажется понятным, взгляд скользит, но вдруг фраза не дошла, возникают варианты. Либо иду дальше - да ерунда, потом пойму! Или перечитываю. А то и ещё раз. Иногда помогает. Ключ к пониманию - попытка рассказать кому-нибудь прочитанное. Не понял - н сумеешь. Понял, но возражаешь, это стимул для своей работы. А бывает очень интересно наблюдать массовое заблуждение. Например, физики знают "опыт Рёмера", кто только о нём не писал. Но складывается удивительное впечатление, что Идею Рёмера не понял НИКТО! Прошло три века с лишним...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.