12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Применение игровых технологий на уроках окружающего мира

в начальной школе

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости

и любознательности».

(В.А. Сухомлинский)

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Самые большие возможности для развития личности предоставляют игровые технологии.

Игра – «это один из видов деятельности человека». Но источником знания является не сама по себе игра, а та деятельность ребенка, которая характеризует игру.

Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля, а учителю отводится роль организатора и управленца. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной, а на своем примере показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и нужно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, получить нужную информацию.

Психологи доказали, что в игре:

- интенсивно развивается психика,

- с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие,

- ребенок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание,

- обогащается запас знаний ребёнка о мире.

Игра - естественное состояние ребенка, это важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга и культуры в целом, это своеобразный доктор, который лечит апатию и низкую мотивацию.

Мы хотели бы более подробно рассказать об игровых технологиях, которые можно использовать на уроках окружающего мира. Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. Учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. 

Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие трудности. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Достичь этого можно, используя игровые технологии.

Игры, применяемые на уроках окружающего мира, многогранны и разнообразны. Это требует их классификации. Можно выделить пять основных групп:

1)  настольные игры

2)  дидактические игры

3)  подвижные игры

4)  деловые игры

5)  интеллектуальные игры

I. Настольные игры. Особенность настольной игры - наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Важнейшей чертой настольной игры является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие, развивает воображение, сообразительность и наблюдательность, одно из средств развития способностей учащихся, расширения их кругозора. В ней присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто больше назовет, кто правильнее и т. д.). В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. В процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Настольные игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они дают возможность дифференцировнно подойти к оценке знаний и способностей учащихся

II. Дидактические игры.

Важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Эти игры проводятся во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы, формирования конкретных элементарных понятий о природе.

Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей.

а) Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от учителя к ребенку, очень нравится детям. Учитель, бросая мяч, задает вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре.

Длительность словесных дидактических игр должна быть 8-10 минут, но и в это время необходимы паузы, которые снимают у детей умственное напряжение.

б) Дидактическая игра по иллюстрациям. По заданию учителя учащиеся подбирают иллюстрации, открытки по природным зонам, кратко характеризуют растительный и животный мир и определяют, какая это природная зона.

III. Подвижные игры.

а) Перед разучиванием игры педагог прочитывает детям стихотворение, объясняет значение некоторых слов. Игры не требуют сложного оформления. Можно использовать лишь детали костюмов.

б) Сюжетная игра. Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки, Е. Чарушина. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого.

IV. Деловые игры.

Часто в урок вводят деловую игру. Примером таких являются игры-путешествия.

Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся можно предложить такие ситуации: 1) Один из вас капитан, другой - штурман. Надо выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.

После изучения темы «Природные зоны» можно предложить следующую ситуацию, для повторения изученного ранее: 2) Вы едете в оленьей упряжке по тундре. Опишите ваши наблюдения.

3) Представьте, что вы во время сбора грибов в лесной полосе заблудились. Однако помните, что надо идти на север. Компаса у вас нет, небо покрыто облаками. На пути вы встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север.

Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.

V. Интеллектуальные игры.

Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. Классические примеры таких игр широко известны: шашки, шахматы и т. д. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. Интерес игры обычно заключает в себе проблему, этим и объясняется их привлекательность для учащихся. К ним можно отнести широко известные задачи-загадки.

К настоящему времени игры получили серьезное дидактическое и психологическое обоснование как важный вид деятельности ребенка, который способствует развитию его личностных качеств и выполняет важную функцию постепенного перехода ребенка от игры к учебной деятельности.

Игры легко включить в уже разработанную методику преподавания предметов естественнонаучного цикла. Они вводят младших школьников в мир человеческих отношений и деятельности взрослых, тем самым закрепляя нормы общения в коллективе. Игры способствуют развитию личности, ее теоретическому мышлению, творчества как основы личности младшего школьника. Они обогащают знания и формируют необходимые умения.

Разнообразные игры позволяют сделать процесс обучения, развития и воспитания младших школьников более эффективным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальных классах. - М., 2011.
    2. Бекиш М.А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2011. - № 11. – с. 43-45.
    3. Игровые технологии в начальной школе: практическое пособие / Авт. – сост. Е.В. Калмыкова. – М.: АРКТИ, 2007. – 60 с.
    4. Игры для активного обучения. / В.В. Петрусинский, Е.Г. Розанова – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 125 с.
    5. Методическое пособие для учителей. Передовые педагогические технологии. / Руководитель проекта Балыко Е.Н.- М., 2013. - 176 с.
    6. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. – М.: Издательство «Эгвес», 2006.
    7. Педагогические игры. – Мн.: Красико-Принт, 2005.
    8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М. В. Петров А.Е; Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. - М.: ИЦ «Академия», 2010. - 210 с.
    9. Сборник дидактических игр на уроках окружающего мира в 1 классе/ Кондря С.Ю., Дьячкова Н.Е. - КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2013. - 19 с.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.