12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Крамарова Елена Евгеньевна28

Применение коммуникативно-диалоговых технологий в начальных классах.

 

Современные подходы в системе обучения и воспитания ставят цели: формирование универсальных учебных действий согласно ФГОС при положительной мотивации к обучению. Существенно меняется роль учителя, которому необходимо выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Перед учителем начальных классов стоит задача дать ребенку «базу», развивая которую, он сможет продвигаться в обучении. Также трудно переоценить роль первого учителя в воспитании моральных, нравственных основ личности ребенка. Но есть ещё одна, не менее важная, задача: помочь маленькому человеку «обрести себя». Дать ему возможность стать уверенным в себе, открытым миру. Учителю важно не сломать хрупкую личность ребенка, не разочаровать его, не вынудить избегать общения и любых публичных выступлений (включая обычный ответ на уроке). Важно, чтобы ученик чувствовал себя в безопасности, не боялся допустить ошибку, не испытывал напряжения и страха. Ведь, прежде всего, любому человеку необходимо уметь жить среди людей, строить здоровые отношения с окружающими, обладать навыками сотрудничества. Нужно быть способным выслушивать окружающих, анализировать мнение коллектива, вести бесконфликтный диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Согласно ФГОС, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования. Коммуникативные действия

обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнеров по общению или деятельности:

-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

-признавать возможность существования разных точек зрения;

-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Достижение поставленных задач возможно лишь при воспитании у ребёнка ценностного отношения и уважения к себе, к людям, своему окружению. Вести диалог - это способность, которая не возникает самостоятельно, поэтому её необходимо формировать специально.

Коммуникативно-диалоговые технологии могут стать подспорьем учителю, в особенности, в случаях, когда ребенок стеснителен и неуверен, не привык свободно высказывать своё мнение, слишком критичен к себе, не умеет работать в группе.

Опрос учащихся 3 класса показал, что многие испытывают затруднения в вопросах коммуникативной культуры. Им трудно свободно говорить перед классом, делать сообщения. Что касается групповой работы: часть учащихся не умеют считаться с мнением товарищей; другие, напротив, стесняются высказать свою точку зрения, зажаты.

Для того, чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать, их нужно учить это делать буквально на каждом школьном уроке, на каждом внеурочном мероприятии. Важно создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе; стимулировать учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создавать педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; поддерживать комфортную обстановку для каждого ученика.

Очень эффективно применение диалоговых технологий путем организации парной и групповой работы на уроках.

 

Диалоговые пары

Предлагаются вопросы, с заранее проставленными баллами, которые ученики могут получить  при выполнении каждого задания. Затем ученики в паре выбирают вопросы, готовят ответы, оценивают работу

Двойной разбор

Работа в паре: один ученик называет факт, другой даёт ему оценку

Поединок

По очереди задавают друг другу вопросы по изучаемой теме.

Можно работать 1:1, а остальные оценивают качества вопросов и ответов. Можно 2:2 либо в виде состязания команд.

Турнир

Это могут быть ораторы(«глашатаи», «репортеры», «учёные», рекламные агенты и т.д.)- кто лучше представит изучаемый материал. Оценивают жетонами, которые кладут для понравившегося оратора

Зигзаг

1 этап – учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп.

2 этап – рассаживаются в группы экспертов (по номерам), каждая группа получает определённое задание, в группе изучают, составляют опорные схемы, план.

3 этап – возвращаются в основные группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение.

Прогнозирование с помощью открытых вопросов

Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? и т.д.

Вопросы могут быть фактические, уточняющие (ты так считаешь?), объясняющие (почему?), творческие (в вопросе есть частица «бы», элементы предположения, прогноза), оценочные (чем то-то отличается от того-то?), практические (как поступили бы на месте героя? Где в обычной жизни…?).

Прогнозирование с помощью открытых вопросов

Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? и т.д.

Вопросы могут быть фактические, уточняющие (ты так считаешь?), объясняющие (почему?), творческие (в вопросе есть частица «бы», элементы предположения, прогноза), оценочные (чем то-то отличается от того-то?), практические (как поступили бы на месте героя?Где в обычной жизни…?).

Толстый и тонкий вопросы

«Тонкие» вопросы требуют простого, односложного ответа, фактического. «Толстые» вопросы требуют подробного, развёрнутого ответа.

Работа может быть организована как в паре, так и в группе. Даётся задание к тексту составить по 2-4 толстых и тонких вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрать наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

 

Во внеурочной деятельности новым интересным опытом оказалось применение коммуникативно- диалоговых технологий при работе над киноуроками. Они побуждают школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание главной идеи фильма, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование.

Проект «Киноуроки в школах России»стартовал в 2022/2023 учебном году. Его целью является воспитание у школьников высоких нравственных качеств через искусство кино и добрые дела на примере героев фильмов. Каждое занятие строится по схеме :

- Организация просмотра фильма.

- Беседа о нравственном понятии.

- Выбор социальной практики.

-Обсуждение инициатив школьников.

- Составление плана.

-Проведение социальной практики.

Такая схема позволяет обеспечить непосредственное участие каждого ученика. Киноуроки создают эмоциональный отклик, внутренний конфликт как толчок к осуществлению практических действий. После просмотра в ходе диалога ребята стараются раскрыть образ героя, объяснить модель поведения. Истории, рассказанные языком кино, не оставляют детей равнодушными и безучастными. Они спешат выразить свои чувства, и для многих эта взволнованность, эмоциональный подъём служит мощным подспорьем для устранения препятствий к для естественному самовыражению ученика. Социальная практика, как следующий этап схемы, позволяет проявить раскрываемое в фильме качество личности на практике. Дети инициируют её, обсуждают детали, распределяют обязанности. После проведения обсуждают результаты.

 

Из практики применения коммуникативно-диалоговых технологий:

Работа над фильмом «Музыка внутри»

Рассматриваемое понятие: милосердие.

1.Беседа о нравственном понятии. Детям предлагаются вопросы, как «тонкие», предполагающие внимание к сюжету и его деталям, так и «толстые», заставляющие анализировать и примерять на себя ситуацию.

С их помощью выявляются все виды информации:

 

фактуальной  (о чем сообщается в явном виде)

концептуальной (основная идея фильма, его главный смысл)

подтекстовой (о чем в фильме сообщается в неявном виде)

 

-Как вы объясните понятие «милосердие»?

-Это чувство или что-то большее?

-Как вы понимаете высказывание «Вера без дел мертва»?

-Кто может проявить милосердие действием?

-Обязательно ли быть супергероем, чтобы помогать людям?

-«Сильный человек»- это всегда о физической силе?

-Кто помог Елисею стать сильным человеком, несмотря на его инвалидность?

-Что обрёл сам Елисей, став волонтером и помогая больному ребёнку?

-Что получает каждый из нас, делая добрые дела? ( и др.)

 

Детям также нужно составить свои открытые вопросы для одноклассников.(Звучали вопросы: «Что было бы, если бы бабушка не пела Елисею, не учила его читать по губам?» «Как, по-вашему, продолжится деятельность главного героя?» « Почему мама мальчика не сразу поверила в реальность помощи сыну?»…Вопросы , составленные детьми и ответы на них привели к глубокому пониманию замысла авторов фильма).

В результате активного диалога ребята приходят к заключению: картина посвящена тому, что милосердие — это не просто название чувства. Это название действия. И порой самым настоящим человеком оказывается тот, кто лишён самых простых и очевидных для остальных вещей. Например, слуха. Хороший повод задуматься — что на самом деле определяет вид Человека Разумного и как им стать. Дети осознают: милосердие — это борьба. За того, кому хочешь помочь. Милосердие — не просто жалость или сострадание. «Я хочу помогать и буду» — вот кредо главного героя Елисея и истинного добра.

Пришли к выводу, что каждый из нас должен быть милосердным и, если ты чувствуешь, что можешь помочь, можешь быть полезным, обязательно помоги, не оставайся в стороне. Ведь в нашей помощи нуждаются очень многие.

2.Выбор и осуществление социальной практики.

Дети высказали несколько предложений для следующей социальной практики. Было решено провести Неделю добрых дел.

 

 

Применение коммуникативно-диалоговых технологий на уроках и во внеурочной деятельности помогают воспитывать доброжелательность, готовность оказывать помощь, неприятие нетерпимости, уважение к себе и другим людям.

 

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Они помогают реализовать  право ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения - оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Литература

Князев А.М., Одинцова И.В. Акмеологические технологии активно-игрового обучения. – М., 2007. – 215 с.

Князев А.М., Одинцова И.В. Системные деловые игры в образовании. – М., 2006. – 230 с.

Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 168с.

Образовательные технологии: учебно-методическое пособие. / А.П. Чернявская, Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2015. - 462с.

Горбич О.И. Современные педагогические технологии. - М.: Первое сентября, 2014. - 168с.

Гульчевская В.Г., Гульчевская Н.Е. Современные педагогические технологии. Модульное пособие для дистанционного обучения. - Ростов н/Д.: ИПК и ПРО, 2012. - 52 с

https://urok.1sept.ru/articles/676437



  https://kinouroki.org/about

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.