12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дерябина Виктория Дмитриевна39



ОБОУ ДО «Кореневская ДШИ имени А.М. Руденко




Урок по программе учебного предмета «Оркестровый класс»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства

«Народные инструменты»






Открытый урок «Применение перкуссии на уроках ансамбля» (Технология коллективного музицирования)



Подготовил: Дерябина В.Д., преподаватель по классу баяна








П. Коренево 2021г.



Конспект урока


Учащиеся: 5-8 классов по ДПОП «Народные инструменты»

Тема урока: «Применение перкуссии на уроках ансамбля" (Технология коллективного музицирования)

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок с элементами беседы, (или урок - лекция с элементами презентации)

Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление.

Задачи урока.

Образовательные:

- усвоение понятия «перкуссия»;

- приобретение первичных навыков игры на перкуссионных инструментах;

- использование элементов перкуссии в коллективном музицировании.

Воспитательные:

- формирование памяти, внимания и мышления учащихся;

- воспитание эстетической, гармоничной личности.

3) Развивающие:

- развитие познавательного интереса и мотивов к коллективному музицированию;

- развитие творческих исполнительских способностей.

Методы:

словесный;

наглядный;

практический.

Реализуемые технологии:

развивающего обучения;

художественно-эстетическая;

информационная;

здоровьесберегающая.

Оборудование: народные музыкальные инструменты, перкуссионные инструменты; демонстрационный и дидактический материал; технические средства обучения (ноутбук, экран).

Структура урока:

Организация начала урока (2 минуты). Привлечение внимания детей к уроку, сообщение темы и цели урока.

Проверка домашнего задания (3 минуты). Подготовка учащихся к восприятию новой информации.

Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Изложение нового материала с привлечением учащихся.

Первичное закрепление знаний (10 минут). Использование специальных практических заданий. Беседа, с целью выработки практических умений и применения знаний.

Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить, чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение задания и разъяснение способов его выполнения.


Особому усвоению подлежат понятия «перкуссия», «синкопа».


Литература:

Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - М: Каро, 2005.

Интернет-источники

Современные технологии в обучении баянистов и аккордеонистов. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-

О.В. Пономарева «Использование современных технологий обучения в классе аккордеона и баяна» - https://iac66.ru/2015/11/o-v-ponomareva-ispolzovanie-



Ход урока

Вступление.

Ознакомление с темой занятия. Акцент на понятия «синкопа», «перкуссия». Постановка общей цели и определение задач для обучающихся на период урока:

Знать, что такое ударные и шумовые инструменты.

Знать традиционные ритмические примеры в простых размерах.

Проверка домашнего задания.

Раскрыть понятие «ритмический рисунок», «синкопа».

Простучать предложенные ритмические примеры.

Новая тема. «Применение перкуссии на уроках ансамбля. Технология коллективного музицирования».

Цель для преподавателя: создать благоприятные условия для усвоения учениками роли перкуссии в процессе коллективного исполнительства.

Задачи для учащихся:

усвоить понятие «перкуссия»;

применить навыки игры на шумовых и ударных инструментах в ансамблевом исполнении музыкального материала;

знать и уметь различать перкуссионные инструменты.


Новый материал. Перкуссия.

Перкуссия - искусство ритма.

В медицине это метод исследования сердца и других внутренних органов, основанный на том, что звук, возникающий при выстукивании здоровых тканей, отличается от пораженных (перкуссионный метод). В музыке первые слова, пришедшие на ум – удар, звук, ритм.

Звук, извлекаемый инструментом, зависит от силы и места удара, материала инструмента и от того, чем наносится удар (ладонь, пальцы, палочки и т. д.).

Итак, в музыке перкуссия – это особая категория ударных инструментов, издающая звуки, которые создают и подчеркивают ритм в электронной, этнической и в любой другой музыке. К перкуссии также относятся ударные инструменты, которые не входят в состав современной ударной установки.

Классификация инструментов.

Существуют несколько классификаций перкуссионных инструментов.

По высоте звучания можно выделить инструменты:

с определенной высотой звучания (большой и малый барабаны, литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики) – показать инструменты;

с неопределенной высотой звучания (треугольник, тарелкибубенкастаньетытам-там и другие) – показать инструменты.

По способу образования звука перкуссионные инструменты можно разделить нас следующие классы:

Идиофоны, в которых звучание создается за счет тела инструмента (гонг, там-там, треугольник, ксилофон, маримба, вибрафон, колокольчики). Идиофоны, в свою очередь, делятся на металлические и деревянные, звучащие элементы которых выполнены из металла и дерева соответственно.

Мембранофоны, в которых звучание образуется за счет натянутой мембраны из кожи, пластика или других синтетических материалов (литавры, барабаны, бубен, бонг, там-там).

Струнные ударные инструменты (цимбалы, сантур, янцинь).

(инструменты показать в ходе рассказа)

Практическое задание 1:

- разделить инструменты на ударные и шумовые (подборка инструментов);

- определить по звучанию инструмент (музыкальные примеры).


Музыкальные стили с использованием перкуссии

В каких же стилях уместно использование перкуссионных инструментов.

Во-первых, это этническая и фольклорная музыка, которую мало кто может себе представить без перкуссии. Любая народность использует в своей национальной музыке перкуссионные инструменты, чаще всего дарбуку, тамбурин, бубен, маракасы, колокольчики, шейкеры, конго, бонго, треугольник, трещотку, деревянную коробочку, кастаньеты … Этот список можно продолжать бесконечно. Вы можете вспомнить звучание фламенко, кельтской, славянской, скандинавской, латиноамериканской музыки, этнические ритуальные танцы народов Африки. Рисунок и ритм этим мелодиям задают именно удары и звуки, издаваемые перкуссионными инструментами. (Музыкальный пример)

Во-вторых, это современная электронная музыка. Перкуссия используется как в медленных стилях электронной музыки, так и в быстрых танцевальных. Перкуссия в электронной музыке придает ей некую остроту, подвижность и определенную направленность.  Основные перкуссионные инструменты, использующиеся в электронной музыке: тарелки, гонг, тамбурин, том, бонго, ксилофон, колокольчики и т. д. (Музыкальный пример)

Все перкуссионные инструменты должны занять своё место в музыкальном материале относительно частоты, панорамы и громкости. Эти параметры определяются звукоинженером, соответственно музыкальному стилю.

Чаще всего перкуссионные инструменты исполняют четкие, ярко выраженные ритмические рисунки: пунктирный ритм, синкопированный, со смещенными смысловыми акцентами, форшлаги. (привести графически примеры)

Наиболее интересные перкуссионные инструменты, которые с успехом используются в музыкальном творчестве, обогащая его новыми звуковыми акцентами.

Тамбурин (фото)

Его легко можно принять за бубен, но эти два инструмента принципиально отличаются своей конструкцией. Звучащей частью инструмента являются металлические тарелочки или бубенчики.

Особое положение занимают тамбурины в шаманских обрядах и других ритуальных танцах, а также используются барабанщиками на современных ударных установках. Играя на нем, вы имеете полный полет фантазий, главное - трясите в такт. Справа на лево или сверху в низ, "все в ваших руках" в прямом смысле .

Джембе (фото)

Этот западноафриканский ударный музыкальный инструмент выполнен в форме кубка с открытым узким низом и широким верхом, на который натягивается мембрана из кожи (чаще всего козьей). Это традиционный инструмент Мали.

В настоящее время джембе очень популярен и используется огромным количеством музыкальных коллективов в самых различных музыкальных стилях. Играют на джембе двумя руками, обычно стоя, при этом барабан висит на специальном ремне либо устанавливается на стойку. Но существует и оригинальный способ игры: сидя верхом на лежащем барабане. Джембе имеет три основных тона: низкий удар, высокий и шлепок.

Игра на джембе осуществляется, в основном, ладонями, но некоторые добавляют игру пальцами с использованием перекатов, трения мембраны, щелчков и т. п.

Бонго (фото)

Бонго представляет собой ударный инструмент родом из Кубы в виде сдвоенного барабана, на котором играют сидя, зажав инструмент между икрами ног. В состав бонго входят два барабана разного размера: меньший из них считается мужским (мачо — исп. macho, дословно «самец»), а больший – женским (эмбра — исп. hembra, «самка»), причем основным считается именно большой барабан, который настроен более низко и расположен по правую руку барабанщика (бонгосеро).

Основные музыкальные стили, использующие звучание бонго, ? это латиноамериканская музыка вообще и кубинская в частности. Бонго играет роль солирующего инструмента, а техника игры на нем основана в первую очередь на ритмическом рисунке «мартильо» (исп. martillo, «молоток»).

Шейкер (фото)

О том, что представляет собой шейкер, каждый знает с детства, ибо у каждого в младенчестве была погремушка. Этот вид перкуссионных инструментов представляет собой закрытую емкость из твердого материала, частично наполненную мелким сыпучим содержимым (крупный песок, дробь, бисер, зерна растений и т. п.). По форме шейкеры могут быть самыми разнообразными, тут все зависит только от полета фантазии дизайнера.

Шейкеры используются обычно в поп-, фолк-музыке, джазе и т. д. для придания музыке оригинального звучания и задания ритма.

Как же использовать этот с виду простой инструмент? Трясти! Но не беспорядочно, конечно. Шейкер перемещают вверх-вниз, вправо-влево, выписывая любые узоры, на которые способна рука музыканта. Чем резче и отрывистее вы будете перемещать рукой с шейкером, тем более жесткую атаку звука вы получите, создавая акцент на определенных долях ритма.

Маракасы (фото)

Вы помните вашу первую погремушку? Это, скорее всего, был ваш первый перкуссионный инструмент, по виду напоминающий маракас. Родиной маракасов считается Куба, но их также в своих ритуальных танцах использовали северо- и южноамериканские индейцы.

В настоящее время маракасы изготавливают из дерева, пластмассы или металла, засыпают горохом или дробью. При желании в некоторых моделях можно убрать или добавить часть сыпучего содержимого, и тогда звук, издаваемый инструментом, изменится.

При исполнении обычно используют сразу два маракаса: по одному в каждой руке. Ими можно потряхивать или покручивать, гоняя дробь по кругу. Маракасы часто используются в эстрадных и джазовых ансамблях, при исполнении испанских и латиноамериканских музыкальных произведений.

Кастаньеты (фото)

Две дольки, напоминающие створки морских ракушек, при ударе издают звук резкий, веселый, напоминающий щелканье. Традиционный материал кастаньет – твердые породы дерева. Чтобы добавить музыке испанского колорита, попробуйте использовать сухое, задорное пощелкивание кастаньет, которые позволяют выбивать разнообразный и замысловатый рисунок, а также основной ритм танца.

Бубен (фото)

Ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Бубен был создан по образцу древнего ударного инструмента, распространённого на Ближнем Востоке и в греко-римской античности (см. тимпан). Сходной конструкции бубен, по которому бьют колотушкой, служит магическим инструментом сибирских и индейских шаманов. Широко применяется в славянской фольклорной музыке.

Практическое задание 2:

- простучать на инструментах заданные ритмические рисунки (в двухдольном и четырехдольном размере).

Анализ проделанной работы.

Вернуться к теме урока и предложить ученикам самостоятельно раскрыть понятие ПЕРКУССИЯ; коллективно «подыграть» на инструментах музыкальные примеры.

Вывод. Перкуссия – как приправа к любому блюду: она способна придать готовому произведению остроты, пикантности и расставить нужные акценты. При правильном и гармоничном сочетании перкуссионных партий можно не только заинтересовать слушателя, но и донести до него определенный смысл исполняемой музыки, создать необходимое настроение.  Ведь музыка была создана для того, чтобы дарить людям хорошее настроение.


Домашнее задание.

Цель: мотивировать интерес к коллективному музицированию.

Задачи для учеников: учиться владеть разными оркестровыми инструментами.

Построить и простучать ритмический период в форме предложения в простом размере.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.