12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гурьева Алёна Ивановна43
0

Родительское собрание «Пример родителей основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребёнка»

Пример родителей основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребёнка.

Хотелось бы начать своё выступление со слов великого педагога и писателя

Антона Семёновича Макаренко,   который говорил родителям:  «Правильное   воспитание – это   наша   счастливая   старость,  а плохое  воспитание – это  наше  будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной…»

Дети являются гордостью своих родителей. В них все им мило и дорого. Но привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий ребенок ведет себя, как держится на людях, каковы его манеры. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.

Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья дает ребенку представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Ведь, Семейное воспитание – воспитание детей родителями, направленное на формирование представлений о жизненных целях, правилах, нормах и привычках поведения, повседневного общения, критериях оценки добра и зла, самостоятельности, дисциплинированности. Передачу опыта семейной жизни.

Конечно, нельзя отрицать, что в формировании личности ребенка также принимают активное участие и школа, и телевидение, весь строй нашей жизни. Но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребенка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребенка.

Так что же такое «культура поведения», и как происходит ее формирование в семье?

Под термином «культура поведения» мы понимаем совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой – усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия детей. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, культура деятельности, культура речи.

Успешное формирование этих правил начинается в семье и только посредством личного примера родителей. Поведение родителей определяет поведение детей. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых  теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и  папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может  пойти насмарку).

Пример родителей в нравственной жизни ребенка играет исключительную роль. Сами того не замечая, родители каждый день становятся примером для своих детей. Здесь все имеет значение. Папа и мама общаются между собой, говорят о соседях и обсуждают вечерние новости, наводят порядок в доме, распоряжаются семейным бюджетом, ведут покупки в магазине. А тем временем зоркие детские глазки все запоминают и фиксируют. Какие-то моменты принимают, и будто записывают на пленку, впитывают эти привычки как губка, другие моменты не приемлют и у них формируется неприятие такого поведения.

Какие бы проблемы ни решали родители, что бы ни говорили, с кем бы ни общались – все это откладывается на воспитании ребенка.         Вырастить ребёнка – дело  нелёгкое. Оно требует от родителей любви к детям, больших усилий,  выдержки, терпения, воли, знаний. Работа школы по воспитанию у детей навыков  и привычек культурного поведения может быть успешной   только   в   том   случае,   если   в   нём  будут  принимать  участие родители,  если  учитель  и родители найдут общий язык, будут осуществлять единство требований  к культурному поведению учеников. Как хорошо бы ни работала   школа, но  её  требования  не будут поддерживаться  дома, в семье,  процесс  воспитания  чрезвычайно  осложнится  и не всегда даст положительный результат.

        В  первую  очередь,  в  семье надо приучить  ребёнка  к  чистоте  и  соблюдению  порядка.  Для  этого  родители должны  научить  детей  самостоятельно следить за собой, за своим внешним видом, регулярно чистить зубы, умываться, причёсываться.

Порядок  в  квартире,  чистота  и  уют,  точное  соблюдение режима  дня  способствуют  воспитанию  необходимых  навыков  и привычек к  опрятности,  к  аккуратности,  точности  и  обязательности.  И  наоборот, ребёнок,   воспитанный   в   неряшливой   обстановке,   сам   будет   неряхой, перенесёт свои привычки в школу. И тогда перед учителем станут задачи,  связанные  с  перевоспитанием  такого  ребёнка.  С разрушением сложившихся дурных привычек. А перевоспитание – процесс более длительный, нежели воспитание.

Значительно  труднее  воспитать  культурные  навыки  у  ребёнка,  если  в его семье   не   принято   быть   вежливыми,   взрослые   не  уважают  друг  друга, сквернословят.  Некоторые родители  удивляются,  откуда  у ребёнка появились отрицательные качества, нередко винят товарищей,  окружающих  людей,  школу и  учителей и далеки от мыслей,  что  виноваты  прежде всего сами, их обычное поведение в семье.

        Важную   роль  в  воспитании   навыков   вежливого   поведения   имеет характер  отношения  между  родителями.  Детей  приучают  к  вежливости  в семье:  их  учат  радушно и приветливо здороваться, прощаться, благодарить, извиняться и т.п. Но если, например,  отец невнимателен к матери, не умеет благодарить её  после  обеда, то  он  даёт  плохой  урок  своим  детям,  в  такой  семье дети обычно  вырастают  невнимательными  в отношении между собой. Если родители по малейшему   поводу   ссорятся,   кричат,   возбуждённо   спорят,   ссылаясь   на  особенности  своего  характера.  Такое  поведение  перенимают  и  дети.         Родители  должны  быть едины в своих требованиях к детям. Если один из  родителей  требует  от  ребёнка  аккуратности, другой должен поддержать требования.

        Только  повседневная  согласованная  требовательность  родителей,  их терпение и настойчивость, личный пример -дадут хороший результат.

        Ежегодно,  принимая в стены школы десятки учеников,  мы  на  первых  же уроках знакомим, напоминаем им правила поведения в школе, напоминаем   правила   вежливости,   требуем   выполнения   их.    Огромную помощь  в  этом должны  оказать  нам родители. Очень важно следить, чтобы дети  были  вежливы  не  только  по отношению к знакомым взрослым, но и к незнакомым, а также к своим товарищам. Особое внимание родители должны обратить  на  тон,  которым они разговаривают со своими детьми. Раздражённый  тон,  повышенный  голос,  постоянные  насмешки – такое  обращение   с детьми, если оно стало нормой, рано или поздно, усваивается ими. Родителям следует напоминать о требованиях  к культуре речи. Случается, что родители в  присутствии  детей  нецензурно  выражаются.  Ничего  удивительного,  что сын или дочь со временем переймёт эту манеру.

        Немаловажную   роль  в  воспитании   культуры   поведения    играют  общественные  места – улицы,  магазины, автобусы, кинотеатры, и   т. д. Никогда не бросать на тротуар бумажек, огрызков от яблок, использованных билетов,  должны  строго  следить сами родители и требовать того же от детей.

Идя  по  улице  с  ребёнком,  старайтесь  обратить  его  внимание   на факты,  которые  заслуживают  подражания : вежливое объяснение, как найти улицу,  соблюдение  правил  перехода. Выразите своё отрицательное отношение  к  проявлениям некультурного поведения людей.

        Много времени дети проводят во дворе дома. Здесь они обычно играют без надзора взрослых. Приучите  детей  правильному  поведению  и во дворе.

Научите детей особенно бережно относиться к тому, что сделано  специально для них: к качелям, столикам, скамейкам, беседкам.  Личный  пример родителей, участвующих в благоустройстве двора, беседы с детьми,  надзор за ними помогут решить задачу.

Из  всего  сказанного  хочется  сделать вывод: хороший пример родителей – первое  и  основное  условие  воспитания культурного человека. Только при   совместной,   систематической   работе   учителя   и   родителей   можно добиться    положительных    результатов   в   нравственном    воспитании школьников.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.