12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Князева Наталья Борисовна12774
Князева Наталья Борисовна. Стаж работы 28 лет. Категория - высшая
Россия, Пензенская обл., Пенза
47

Примеры активизации познавательной деятельности обучающихся при использовании современных компьютерных технологий

 В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно - коммуникативных технологий. В этих условиях преподавателю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Увеличение умственной нагрузки на различных уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у обучающихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые бы активизировали мыслительную деятельность, стимулировали бы к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к предмету у значительного числа обучающихся зависит в большей степени от методики его преподавания, от того, насколько умело и эффективно будет построена учебная работа. К тому же в современных условиях важное значение приобрела проблема профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно, имеющих активную жизненную позицию. Немаловажная роль отводится информационным и телекоммуникационным технологиям, так как они позволяют решить проблему перехода от традиционной формы обучения, направленной на проблему перехода усвоение учеником фиксированной суммы знаний, к новой, где основной упор сделан на освоение способов деятельности. В понятие образование вкладывается теперь, прежде всего, способность самостоятельно учится и добывать знания, ведь перед образовательными учреждением встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях, подготовить высококвалифицированных рабочих, готовых и умеющих использовать в своей трудовой деятельности последние достижения технической модернизации различных отраслей экономики и обслуживающей сферы производства. 

О некоторых средствах повышения эффективности обучения и приемах активизации познавательной деятельности обучающихся, которые используются мною, я хочу рассказать. Не все, представленное вашему вниманию, является моим «изобретением», многое есть результат перенятого опыта у коллег, а так - же из источников полезной информации.

Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от «прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Важно сделать обучающихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Обучающиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения - детскую любознательность.

На заседаниях методических комиссий в нашем колледже обсуждаются методические приемы использования персональных компьютеров, ноутбуков, интерактивных досок на уроке; на общественный суд выносятся наиболее эффективные находки. Комиссии обмениваются наработками в области применения электронной техники на уроках, во внеклассных мероприятиях, на родительских собраниях.

Такая методическая работа позволяет обогащать опыт каждого педагога и находить уникальные межпредметные решения.

На уроках физики, математики, истории используются ноутбуки. При этом ноутбук становится не только средством хранения, обработки передачи данных, но на уроках физики превращается в универсальный цифровой прибор, заменяя традиционные секундомеры, вольтметры, термометры. Программное обеспечение позволяет в реальном времени наблюдать динамику физических процессов, получать и обрабатывать большие объемы информации, проводить виртуальные лабораторные работы. Использование установленные на ноутбуках электронных учебников делает возможным обучающимся самостоятельно овладевать учебным материалом в темпе, соответствующем их типу нервной системы, повторять, обобщать и оценивать свои знания.

Преподаватели уходят от традиционной бумажно-книжной технологии обучения, накапливая «электронный портфель»; участвуют в разработке мультимедийных пособий, курсов на базе компьютерных презентаций для работы в безбумажной технологии, ведут активную методическую работу.

Например, преподаватель химии применяет компьютер, проектор, интерактивную доску при работе с видеофильмами, показывающими физические и химические свойства веществ; при разработке флипчартов к урокам с использованием программы интерактивной доски, где можно сочетать рукописный и печатный текст, создавая схемы и рисунки; при составлении контрольных работ, текстовых заданий, лабораторных и практических работ и других дидактических заданий; при использовании готовых текстовых и мультимедийных заданий.

На уроках истории использование мобильного компьютерного класса из 16 ноутбуков помогает организовывать самостоятельную деятельность обучающихся, которые сами разрабатывают тестовые задания, создают презентации, рисуют таблицы, работают с документами, используют ресурсы Интернета. Инновационное оборудования применяется и при использовании электронных учебников, для проведения экзаменов, при подготовке к конференциям, при показе видеофильмов по различным темам.

На уроках биологии персональный компьютер и интерактивная доска используются не только в качестве проектора и экрана для различных демонстраций, но и в качестве дидактического пособия, с которым работают сами обучающиеся, совершенствующие свои навыки работы с компьютерной техникой, благодаря чему у них формируется ряд личностных компетенций, начиная от способности брать на себя ответственность до самостоятельных поисков неординарных решений различных проблем.

Компьютер практические решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнера компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Применения цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т. д. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой проблемы до конца, опираясь на необходимую помощь. Каждый ученик работает индивидуально, с помощью проб и ошибок приходит к правильному ответу. В итоге нет в классе такого ребенка, который бы не справился с заданием, или был бы пассивен и ждал бы, когда же, наконец, учитель обратит свое внимание на него. Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея.

Немалую роль можно отвести и выполнению обучающимися заданий, связанных с поиском информации в сети Интернет.

Есть разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучение математике. Для меня этот вопрос стал решенным, как только я провела несколько пробных уроков в группах и увидела неподдельный интерес у обучающихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных математических задач. Ведь обычно урок математики, как и, впрочем, любой другой, часто сводится лишь к «прохождению» программы, причем преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода: делай как я (посмотри – повтори – запомни). Поэтому в этих случаях при объяснении нового материала большинство учеников являются пассивными слушателями. Если объяснение подробное и доступное, то обучающиеся попадают в благоприятную среду, которая не требует самостоятельного поиска решений, лишает возможности каждого ученика достигать поставленных целей.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер - универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажера, средства контроля и оценки знаний, ко всему прочему - это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а также некоторым основным способам математических действий, алгоритмам.

Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет становиться доступны обучающимся.

Обучение в нашем колледже строится так, чтобы оно представлялось для обучающихся серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям. А для преподавателей создавались условия для ориентирования в широком спектре инновационных технологий и методов.

В своей педагогической деятельности мы ставим цель, чтобы с помощью средств новых педагогических и информационных технологий увеличивать дидактический потенциал, позволяющий оперативно осуществлять обратную связь, открывать обучающемуся возможность продвигаться в адекватном его способностям темпе.

Современное Информационной общество ставит перед преподавателем задачу подготовки высококвалифицированных выпускников, способных:

    ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

    самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

    четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способным генерировать новые идеи; творчески мыслить;

    грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

    быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

    самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Получая из сети Интернет учебно-значимую информацию, обучающиеся приобретают различные навыки:

целенаправленно находить информацию в Интернете и систематизировать ее по заданным признакам;

видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении, устанавливать ассоциативные и целесообразные связи между информационными сообщениями;

четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника, визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему, и наоборот;

отличать корректурную аргументацию от некорректной, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу;

использовать формируемые в процессе обучения задания при восприятии и критическом осмыслении информации, интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования;

воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них.

Включение в ход урока информационно- компьютерных технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

на уроках физики
виртуальный эксперимент
WMV / 46.21 Кб

Учебные кабинеты
PPTX / 32.74 Мб

Опубликовано в группе «Возможности образовательного учреждения»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.