12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чистякова Дина Александровна1663
Учитель биологии и географии. Являюсь классным руководителем.
Россия, Коми респ., Сыктывкар

презентация к классному часу
PPTX / 10.45 Мб

/data/files/j1594395822.pptx (презентация к классному часу)Классный час «Природа в современном мире»



Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. И. Тютчев

Цели: расширить представление учащихся об экологических проблемах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к природе.

Задачи:

сформировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

побуждать учащихся к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оборудование: мультимедийное оборудование, скрепки, блюдце.

Возраст: 7 класс.

Ход классного часа:

Перед тем, как начать разговор о экологических проблемах, можно поставить проблемную ситуацию, проиграв с учащимися одно упражнение «Сколько можно взять…» В упражнении учащиеся знакомятся с экологическими проблемами.

Количество участников: 5-6

Время: 5-7 минут.

Материал и оборудование: небольшая тарелка, скрепки или какая-нибудь мелочь.

Подготовка: высыпать скрепки на тарелку.

Ход упражнения: Ведущий предлагает учащимся скрепки со словами: «Ребята, перед вами определенное количество скрепок. Каждый из вас может взять столько, сколько хочет. Через каждые 10 секунд количество скрепок будут увеличиваться».

Ребята разбирают мелочь. Ведущему необходимо следить за количеством оставшихся скрепок на тарелке и каждые 10 секунд удваивать. Так происходит упражнение до того, пока ничего не останется.

После упражнения, ведущий объясняет всем суть игры. Если представить на месте мелочи лес или животных, то оказывается, резкое уменьшение биологических ресурсов или их полное уничтожение в природе.

Обсуждение результатов с ребятами.

Что нельзя делать?

- Почему лес не вырастит или скрепки не увеличатся, если на тарелке ничего не остается?

Учитель всех благодарит за помощь, и ребята отправляются на свои места.

- Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет эта игра к теме нашего классного часа.

- Какие экологические проблемы вы знаете? (ответы ребят). Можно акцентировать внимание на проблемы не только нашей страны, но и субъекта, в котором живем.

Примеры экологических бедствий.

Экологические проблемы Аральского моря в первую очередь связаны с практически полностью прекратившимися поставками воды из рек-доноров. Эти воды разбираются для орошения сельскохозяйственных земель. А Арал в таких условиях начал мелеть. В результате обнажилось дно, покрытое слоем соли. С 1989 года Аральское море разделилось на два отдельных—Малое (Северное) и Большое (Южное) Аральское море. Сейчас объем воды этих морей не превышает 10% от первоначального. В результате обмеления и увеличения солености воды произошло вымирание значительной части флоры и фауны Арала рыбохозяйственное значение моря утрачено, закрыты порты. (СЛАЙД 2)

32

Загрязнение мирового океана

Уже несколько лет научное экологическое сообщество ищет технологии для решения и такой проблемы, как загрязнение Мирового океана пластиковыми отходами. В данный момент обнаружено пять огромных мусорных островов, которые дрейфуют в водах Тихого, Атлантического и Индийского океанов и создают огромные риски для всех их обитателей. Некоторые животные и рыбы принимают микрочастицы пластика за фитопланктон и ошибочно поедают их. Птенцов морских птиц привлекают более крупные пластиковые кусочки ярких оттенков, молодые птицы проглатывают их, обрекая себя на мучительную смерть. В данный момент пока не найдено эффективных путей выхода из данной ситуации. (СЛАЙД 3)

Недостаток питьевой воды

Население засушливых регионов остро страдает от недостатка питьевой воды. Бесконечные эпидемии, хронические заболевания, социальная напряженность и территориальные конфликты из-за источников воды терзают людей, заставляя их покидать свою Родину и отправляться на поиски лучшей жизни. Последствия водного дефицита уже ощутили на себе и европейцы, когда улицы их городов заполонили мигранты из Африки и Ближнего Востока. (СЛАЙД 4)

Уменьшение биоразнообразия.

Как наглядный пример можно привести кампанию по уничтожению воробьев в Китае в конце 50-х годов прошлого столетия. В результате нарушился экологический баланс, и расплодившиеся насекомые уничтожили не только посевы, но и листву на деревьях. Это привело к масштабному голоду в стране и смерти более 30 млн. человек.

Процесс исчезновения видов и появления новых постоянно идет в природе. Однако, с участием человека уменьшение видового разнообразия происходит катастрофическими темпами. С начала 17 века на планете исчезло более 800 видов растений и животных. (СЛАЙД 5)

Уничтожение тропических лесов.

Тропические леса не даром называют легкими планеты. Они перерабатывают углекислый газ, концентрация которого в атмосфере постоянно растет, в кислород, необходимый для дыхания живых организмов. К тому же, с вырубка и сожжение лесных насаждений ведет к таким рискам, как опустынивание почвы и утрата биоразнообразия на Земле. (СЛАЙД 6)

Экологические проблемы Республики Коми.

Загрязнение атмосферного воздуха.

По выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух республика занимает первое место по Северо-Западу, и это связано с преобладанием в экономике региона добывающих отраслей. Главными загрязнителями атмосферного воздуха в республике выступают организации, занятые добычей полезных ископаемых (нефти, газа, угля; более двух третей общего количества выбросов), производством и распределением электроэнергии, газа и воды (16%), а также транспорт.

2.Твёрдые отходы.

По уровню образования отходов Коми занимает 4 место по Северо-Западу. Около 90% общего количества отходов образовалось в сфере добычи полезных ископаемых, 7% приходится на обрабатывающие производства. В Коми твердые бытовые отходы традиционно размещаются на свалках. Стоит отметить, что в республике отсутствуют отвечающие современным требованиям полигоны для промышленных и бытовых отходов.

Сброс сточных вод.

Несколько лучше в регионе обстоит ситуация со сбросом сточных вод. По этому показателю республика занимает седьмое место в СЗФО. Основным фактором антропогенного влияния на водоемы республики является сброс сточных вод промышленными центрами. (СЛАЙД 7)

Практические задания (экологические эксперименты)

- Ребята, мне опять понадобиться ваша помощь. Можно выбрать 2 учеников.

Опыт 1. «Замасленные перья»

Цель: Выяснить, какой эффект оказывают на птиц вещества, загрязняющие воду.

Оборудование:

250 мл водопроводной воды

литровая стеклянная миска

1 ч.л. растительного масла

2 ч.л. чистящего порошка для посуды

перчатки (для детей ТБ)

Ход эксперимента:

налейте воду в миску

добавьте масло

понаблюдайте за поверхностью воды

порошок рассыпьте по поверхности воды

актуально размешайте воду, стараясь не допускать появления пузырей

снова посмотрите на поверхность воды

Результат: Сначала на поверхности воды образовались крупные масляные пятна. Когда вы добавили порошок, некоторые масляные пятна опустились на дно, а другие разбились на маленькие пузырьки, покрыв поверхность воды.

Почему? Масло плавает на поверхности воды, не смешиваясь с ней, т.к. вода обладает большей плотностью. Мыло может явиться причиной гибели птиц. Перья птиц имеют жировое покрытие, которое делает их водонепроницаемыми. Если птица окажется в воде, содержащей высокую концентрацию мыла, защитный маслянистый покров сойдет, распавшись на крошечные шарики, а вода намочит перья. Птица потеряет свою водороницаемость, ее вес уеличится за счет намокших перьев, и она пойдет ко дну.



Опыт 2 «В кольце»



Цель: выяснить, как страдают морские животные от пластикового мусора.

Оборудование: резинка (аптечная, или для бумаг)

Ход эксперимента:

зацепите мизинцем один конец резинки

протяните резинку по тыльной стороне ладони и зацепите вторым концом за большой палец

попробуйте снять резинку не касаясь ее

подумайте, как мусор, плавающий в океане, влияет на морских животных? У морских котиков и рыб нет рук. Как они снимут пластиковое кольцо от упаковки с напитками, если они попали в него мордой или туловищем?

Результат: Резинку с руки снять очень трудно.

Почему? Пластиковые предметы смертельны для морских животных. Черепахи глотают прозрачные полиэтиленовые пакеты, приняв их за медуз. Их пищеварительный тракт блокируется, и они погибают. Потребуется 300 лет для того, чтобы полиэтилен и пластик разложились в морской воде.

Опыт 3. «Загрязнение»

Цель: выяснить, как влияет небольшое загрязнение на воду в ручье.

Оборудование:

мерный стакан на 250 мл.

водопроводная вода

4-х литровая прозрачная канистра

красная пищевая краска

ложка

Ход эксперимента:

налейте в канистру полчашки воды

добавьте и размешайте 2 капли пищевой краски

по одной чашке добавляйте воду в канистру до тех пор, пока красный цвет не исчезнет полностью.

Результат: понадобилось 7 чашек воды, чтобы исчез красный цвет.

Почему? Сначала красный цвет виден потому, что его молекулы находятся близко друг к другу. По мере добавления простой воды цветные молекулы равномерно распределяются в воде, отдаляясь друг от друга. То же самое происходит и с некоторыми загрязняющими веществами в воде. Сначала это вещество заметно лишь в том месте, где оно попало в воду, однако течение относит его все дальше и дальше, перемешивая с большим количеством воды. Загрязнение уже нельзя увидеть невооруженным глазом, но это не означает, что вода стала чистой. Если вы выпьете такой воды, то вещество попадет в ваш организм. Таким же образом на много километров от источника загрязнения живые организмы, обитающие в ручье, оказываются пораженными загрязняющим веществом.

- Ребята, а кто решает экологические проблемы? (ответы учащихся).

Можно раздать сообщения заранее о международных организациях по защите окружающей среды.

- Небольшая информация об организациях. (Слайд 8-9)

В заключении.

- Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти? Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?

- Хочется закончить наш разговор цитатой одного из классика Антуан де Сент-Экзюпери «Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». (СЛАЙД 10)



Литература:

https://yandex.ru/search/?text=%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8&lr=19&clid=2361936-172&win=414

https://ribalych.ru/2011/07/07/ekologicheskie-problemy-aralskogo-morya/

https://zen.yandex.ru/media/zaeco/10-globalnyh-ekologicheskih-problem-kajdaia-iz-kotoryh-mojet-unichtojit-chelovechestvo-5c49c09cfff27d00ae1a3edc

201 потрясающий магический эксперимент. Лучшая книга для умных и любознательных /Дженис ван Клив; пер. с англ. К.Б. Комаровой. – М.: Астрель, 2010.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.